Все о тюнинге авто

Начальная форма существительного. Конспект по русскому языку. Тема урока: Начальная форма имени существительного. Закрепление Как ставится начальная форма существительного

Русский язык . 2класс

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Тема урока: Начальная форма имени существительного. Закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания учащихся по теме: «Начальная форма имен существительных».

Задачи:

1- Формировать умения определять начальную форму имен существительных в процессе выполнения практических заданий, строить монологические высказывания, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение.

2 - Развивать мыслительные операции (классификация, анализ, синтез), внимания, памяти, речи, творческих способностей, навыков самооценки и самоконтроля.

3 - Формировать экологического сознания через обращение особого внимания на взаимодействие человека с окружающей средой.

Планируемые результаты:

Регулятивные

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;

принимать роль в учебном сотрудничестве;

мобилизовать силы в преодолении препятствий;

контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

Коммуникативные

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

воспринимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить понятные для партнера высказывания;

Познавательные:

Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

Личностные

Обучающийся получит возможность для формирования:

интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

ориентации на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

понимания причин успеха в учебе;

оценки одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

Оборудование: Нечаева Н.В. Русский язык: учебник для 2 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012; раздаточный материал, письмо.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1мин)

Встали, подровнялись.

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

Садитесь.

Приветствуют учителя.

2.Актуализация (3мин)

3. Закрепление (17мин)

Ребята, нам пришло письмо из сказочной страны Речь, города Части Речи. А вот кто отправил это письмо неизвестно. Может быть, ответ скрывается внутри письма?

Я читаю вам письмо, а вы слушайте внимательно.

« Я самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашем языке – это я. Я даю название всем предметам, явлениям, событиям, абстрактным понятиям, состояниям человека и отвечаю на вопросы кто? что?

Отгадайте, ребята, моё имя».

А что ещё вы знаете об имени существительном?

Запишите число и классная работа.

Имя существительное подготовило для нас несколько заданий.

1.Чистописание.

Посмотрите на слова, записанные на доске: костюм, вьюга, радость, праздник.

Запишите слова к себе в тетрадь, соблюдая одинаковую высоту строчных букв, правильный наклон, верные соединения.

2. Словарно-орфографическая работа.

К какой части речи относятся данные слова?

Что обозначает каждое имя существительное?

Найдите словарные слова.

Что общего во всех этих словах?

Как называется форма имени существительного, если оно стоит в ед. числе и отвечает на вопрос кто? или что?

Сделайте вывод о записанных существительных.

Слушают.

Имя существительное .

Имя существительное имеет род, бывает одуш., неодуш., собств., нариц., изменяется по числам, по падежам.

Записывают слова.

Эти все слова – имена существительные.

одежда человека.
Полный комплект мужской или женской одежды. Вьюга - снежная буря. Радость – это чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого или чего-нибудь.

К о стюм, праз д ник.

Имена Существительные, неодушевлённые, в ед. числе, нарицательные.

Начальная форма.

Все эти существительные стоят в начальной форме.

4. Физминутка (1мин)

Потрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Ходьба на месте

Вздохи

Руки в стороны

Влево, вправо поворот

Наклоны

Подъем рук вверх

Опускание рук.

5. Закрепление (17мин)

Прочитайте текст. Скажите, о чём он? Озаглавьте. Перепишите. Обозначьте существительные в начальной форме.

(Нора волчихи)

Наступил рассвет. Волчиха подходила к осиннику. Отчётливо выделялось каждое дерево. Вот взошло и солнце. Сверкал и переливался кругом снег. Во время сильной бури выдернуло с корнем высокую сосну. Образовалась глубокая яма. На дне её лежали старые листья, мох. Там жила волчиха с волчатами.

Нора волчихи.

Рассвет, волчиха, к осиннику – осинник, дерево, солнце, снег, бури - буря, сосну-сосна, яма, листья, мох, волчиха.

6. Итог урока.

Рефлексия (5мин)

Над какой темой урока мы работали?

- Что вызвало затруднение?

- Что показалось интересным?

В сегодня хорошо поработали на уроке.

Оценки за урок:

Руслана - 4

Полина С. - 5

Родион - 5

Маргарита - 4

Ангелина П. - 5

Иван - 5

Начальная форма имени существительного. Трудно было озаглавить текст. Интересными были задания имени существительного.

7. Домашнее задание (1мин)

Дома выполнить задание на карточках. Образуйте начальную форму имени существительного:

в лесу –

с книгами –

о весне –
сады –
без сомнения –
в ботинках –
без ножниц –
несколько суток –

Принимают учебную задачу.

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Задачи урока:

  • Учить распознавать в речи имя существительное, формировать грамматическое понятие "предмет", учить ставить вопросы и выделять весь комплекс грамматических признаков,
  • определять начальную форму имени существительного.
  • Развивать интеллектуальные способности учащихся: речь, мышление, внимание, воображение, наблюдательность.
  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Методы обучения: проблемно- поисковый метод.

Формы познавательной деятельности учащихся: сочетание фронтальной работы с групповой и индивидуальной.

Средства обучения: Русский язык: Учебник для 3 класса, 2 часть. Нечаева Н.В., Яковлева С.Г., магнитофон для проведения физминутки.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, создание положительной мотивации.

2. Чистописание с актуализацией знаний.

На доске.

Всему название дано - и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным - полно,
А безымянных нету.
И всё что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё что в памяти у нас,-
Означено словами.

Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится в первом предложении в имени существительном. Она обозначает глухой непарный звук всегда мягкий. (щ)

Щщ Щщщ Щщщщ:..

Определите закономерность и продолжите.

3. Зрительно-слуховой диктант стихотворения.

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Найдите все имена существительные в этом стихотворении. Определите у них род и число. В какую форму нужно поставить слово, что бы определить род и число? (в начальную) Какая форма у существительных называется начальной? (Учебник, стр.4)

Вы нашли имена существительные: название, зверь, предмет, вещь, глаз, память, слово. Имя существительное обозначает предмет. Но разве название - предмет? Память- предмет?

5. Первичное усвоение новых знаний. Работа над понятием предметности имени существительного.

Упражнение №276.

Прочитай стихотворение. Как ответишь на заданные вопросы?

Всё, что вижу я вокруг,
Это всё предметы.
Мне сегодня рассказал
Дедушка про это.
Ну, а дождь - это предмет?
- Нет.
Ну, а радуга - предмет?
- Нет.
Всё, что связано с погодой,
Есть явления природы.
А любимый мой предмет -
Это бабушкин буфет.
Там такие есть предметы
Как печенье и конфеты.
(И. Наумова)

Найди в стихотворении существительные, которые называют: конкретные предметы, лиц и явления природы. Запиши их в начальной форме.

Конкретные предметы: предмет, буфет, печенье, конфета;

Лица: дедушка;

Явления природы: дождь, радуга, погода, явление природы.

Понятие " предмет" в грамматике и понятие "предмет" в повседневной жизни не совпадают. В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом. Какие ещё грамматические признаки есть у имён существительных? (одушевлённое и неодушевлённое, нарицательное и собственное)

Слово бег какая часть речи? Как определить? Что обозначает? На какие вопросы отвечает?

6. Физминутка.

И г р а "Доскажи словечко". Дети называют слова и изображают представителей каждой профессии.

  • Трактор водит - : (тракторист),
  • Электричку - : (машинист),
  • Стены выкрасит - : (маляр),
  • Доску выстругал - : (столяр),
  • В доме свет провел - : (монтёр),
  • В шахте трудится - : (шахтёр),
  • В жаркой кузнице - : (кузнец),
  • Кто всё знает - : (молодец).

7. Работа по теме урока. Работа в группах. Упражнение в распознавании имен существительных. Наблюдение за именами существительными.

Упражнение №278.

Обсудите, как образуются родственные слова. Выпишите в строчку только существительные.

Можно ли изменить форму рода имён существительных? А форму числа? Какой из этих грамматических признаков у имени существительного постоянный , какой - непостоянный, может меняться?

Конец, кончик, концовка, окончание.

Какие грамматические признаки у имён существительных? Какой признак постоянный? Какой может меняться?

8. Закрепление изученного. Письмо по памяти.

Как определить, что слово имя существительное? Достаточно задать вопросы и узнать, что обозначает слово? Вот слово - ходьба или желтизна. Что обозначает слово ходьба ? Действие. А можно определить род и число этого слова? Ходьба - она моя, ж.р.,ед.ч. Это слово имеет грамматическое значение предметности. Что обозначает слово - желтизна? Признак. Попробуем определить род и число, желтизна- ж.р, ед.ч. И это слово имеет грамматическое значение предметности.

В русском языке предметами называют слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? и обладают грамматическими признаками - числом и родом.

Хорошо здесь: и шелест и хруст;
С каждым утром сильнее мороз,
В белом пламени клонится куст
Ледяных ослепительных роз.

Списать стихотворение, найти имена существительные, определить число и род.

9. Итог урока.

Что узнали о существительном? Как распознавать существительные в речи?

Что вызвало затруднение?

Что показалось интересным? Хотите больше узнать об имени существительном?

10. Домашнее задание. 275, по желанию 279.

что такое начальная форма существительного

  1. Русский язык

    МОРФОЛОГИЯ

    3. Имя существительное

    Определение.

    Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (кого? чего? кому? чему? и др.).

    Признаки.

    Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа.
    Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
    Непостоянные признаки: падеж, число.

    Синтаксическая роль.

    В предложении имя существительное может выступать в роли:

    подлежащего, например: Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин).
    дополнения, например: Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи (И. Тургенев);
    сказуемого, например: Москва — столица России;
    определения, например: На полках стояли банки с вареньем из ягод;
    обстоятельства, например: При желании можно добиться больших успехов;
    обращения, например: Я люблю тебя, жизнь.
    Собственные и нарицательные.

    Различают нарицательные и собственные имена существительные.

    Нарицательные имена существительные — это общие названия для всех однородных предметов и явлений, например: учебник, стол, театр, сцена, человек.

    Для того, чтобы выделить из такой группы однородных предметов какой-либо отдельный предмет, ему дают специальное, индивидуальное название. К примеру, каждый человек имеет свое собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для выделения этого человека из массы.
    Таким образом, собственные имена существительные — это индивидуальные названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным принадлежат:
    имена, отчества, фамилии людей (Демина Анастасия Григорьевна, Александр Сергеевич Пушкин, Владимир Владимирович Путин),
    географические названия (Россия, Москва, Волга, деревня Мызино, Каспийское море, Урал),
    названия литературных произведений (Капитанская дочка, Чапаев и пустота, Робинзон Крузо),
    исторических событий (Полтавская битва, Великая Отечественная война, Бородино),
    картин (Сватовство майора, Бурлаки на Волге, Тройка),
    кинофильмов (Гардемарины, вперед! , Карнавальная ночь, Большая перемена),
    спектаклей (Волки и овцы, Вишневый сад, Горе от ума),
    предприятий (Красный Октябрь, Ростелеком),
    клички животных (Шарик, Джек, Полкан),
    сорта и марки изделий (пиво Эфес, масло Олейна, автомобиль Жигули) и др.
    Имена собственные могут состоять из одного слова (Дон, Мария, Киев) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Млечный путь). Во втором случае подобные сочетания выступают как один член предложения, например: Нижний Новгород — один из старейших русских городов.

    Как правило, имена собственные употребляются в форме только одного числа — единственного или множественного. Кроме того, в некоторых случаях имена собственные могут переходить в имена нарицательные, и наоборот. Например, имя персонажа знаменитого произведения Гончарова Обломов стало нарицательным: обломовыми сейчас называют обленившихся, безвольных людей, лишенных каких-либо интересов.

    Как правило, имена собственные пишутся с большой буквы. А заглавия книг, названия газет, журналов, картин, кинофильмов, спектаклей, театров, заводов, фабрик, кораблей и т. д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки, например: газета Московский комсомолец, театр Современник, кинофильм А зори здесь тихие… .

    Одушевленные и неодушевленные.

    Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные.

    Одушевленные имена существительные называют людей, животных, т. е. живых существ, они отвечают на вопрос кто?, например: человек, брат, собака, котенок, петух, мотылек, червяк. В большинстве случаев одушевленными бывают существительные мужского и женского рода, а одушевленных существитель

  2. Начальная форма существительного — это Именительный падеж, единственное число.
  3. Начальная форма существительного — это Именительный падеж, единственное число.
  4. спасибо сестре помог
  5. Это имя существительное В форме единственного числа В именительном падеже… Например, (доволен) ответом-начальная форма для существительного будет ОТВЕТ…
  6. Спосибо памог
  7. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ, ЕДИНСТВЕНОЕ ЧИСЛО
  8. Это Именительный падеж единственное число
  9. именительный падеж
  10. Именительный падеж, единственное число.
  11. Оскар Багаманов ты зачем скапировал
  12. Виноградник

    Значение слова виноградник

    (3 синонима)

    Начальная форма: ВИНОГРАДНИК

    Грамматический разбор














    глаголы:
    причастия;
    деепричастия;
    прилагательные;
    числительные;
    местоимения;
    наречия;
    2. Служебные части речи:

    предлоги;
    союзы;
    частицы;
    3. Междометия.




    род (м, ж, ср.);
    число (ед., мн.);
    склонение;
    падеж;

    "Малыш пьет молоко. "

    начальная форма малыш;



    начальная форма молоко;



    начальная форма дама;
    постоянные морфоло

  13. д к Морфологический разбор виноградник:

    Виноградник

    Значение слова виноградник

    (3 синонима)

    Фонетический разбор виноградник

    Начальная форма: ВИНОГРАДНИК
    Часть речи: Имя существительное
    Грамматика: Именительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное

    Грамматический разбор

    Формы словаГрамматический разбор (грамматика)
    виноградникимя существительное, именительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    имя существительное, винительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникаимя существительное, родительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникуимя существительное, дательный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникомимя существительное, творительный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникеимя существительное, предложный падеж, единственное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникиимя существительное, именительный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное
    имя существительное, винительный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградниковимя существительное, родительный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникамимя существительное, дательный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникамиимя существительное, творительный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное
    виноградникахимя существительное, предложный падеж, множественное число, мужской род, неодушевлнное

    1. Самостоятельные части речи:

    существительные (см. морфологические нормы сущ.);
    глаголы:
    причастия;
    деепричастия;
    прилагательные;
    числительные;
    местоимения;
    наречия;
    2. Служебные части речи:

    предлоги;
    союзы;
    частицы;
    3. Междометия.

    Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

    слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
    вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

    Морфологический разбор существительного

    начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т. п.);
    собственное или нарицательное;
    одушевленное или неодушевленное;
    род (м, ж, ср.);
    число (ед., мн.);
    склонение;
    падеж;
    синтаксическая роль в предложении.
    Полный морфологический разбор имени существительного. Определение грамматических категорий, онлайн.

    План морфологического разбора существительного

    "Малыш пьет молоко. "

    Малыш (отвечает на вопрос кто?) имя существительное;

    начальная форма малыш;
    постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
    непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
    при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.
    Морфологический разбор слова молоко (отвечает на вопрос кого? Что?).

    начальная форма молоко;
    постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
    изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
    в предложении прямое дополнение.
    Приводим ещ один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

    "Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: Защита Лужина, Владимир Набоков). "

    Дамы (кто?) имя существительное;

    начальная форма дама;
    постоянные морфоло

  14. начальная форма — это И. п. единственый число
  15. Начальную форму существительного можно определить, если ты его поставишь в единственное число, а помогут тебе вопросы: что делать? что сделать?
  16. классно
  17. Право — это ценность, оно связано с моралью, регулирует наше поведение, определяет меру свободы, связано с законами и государством.
    Закон нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе.
    Обязанность — нравственное требование, когда оно выступает как долг человека, как возлагаемая на него задача
  18. это ед. ч., И. п.

3. Имя существительное

Определение.

Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (кого? чего? кому? чему? и др.).

Признаки.

Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа.
Постоянные признаки: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.
Непостоянные признаки: падеж, число.

Синтаксическая роль.

В предложении имя существительное может выступать в роли:

  1. подлежащего, например: Зимы ждала, ждала природа (А. Пушкин).
  2. дополнения, например: Герасим снова взялся за ложку и продолжал хлебать щи (И. Тургенев);
  3. сказуемого, например: Москва - столица России;
  4. определения, например: На полках стояли банки с вареньем из ягод ;
  5. обстоятельства, например: При желании можно добиться больших успехов;
  6. обращения, например: Я люблю тебя, жизнь .

Собственные и нарицательные.

Различают нарицательные и собственные имена существительные.

Нарицательные имена существительные - это общие названия для всех однородных предметов и явлений, например: учебник, стол, театр, сцена, человек.

Для того, чтобы выделить из такой группы однородных предметов какой-либо отдельный предмет, ему дают специальное, индивидуальное название. К примеру, каждый человек имеет свое собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для выделения этого человека из массы.
Таким образом, собственные имена существительные - это индивидуальные названия отдельных лиц, единичных предметов. К собственным именам существительным принадлежат:

  • имена, отчества, фамилии людей (Демина Анастасия Григорьевна, Александр Сергеевич Пушкин, Владимир Владимирович Путин ),
  • географические названия (Россия, Москва, Волга, деревня Мызино, Каспийское море, Урал ),
  • названия литературных произведений (“Капитанская дочка”, “Чапаев и пустота”, “Робинзон Крузо” ),
  • исторических событий (Полтавская битва, Великая Отечественная война, Бородино ),
  • картин (“Сватовство майора”, “Бурлаки на Волге”, “Тройка” ),
  • кинофильмов (“Гардемарины, вперед!”, “Карнавальная ночь”, “Большая перемена” ),
  • спектаклей (“Волки и овцы”, “Вишневый сад”, “Горе от ума” ),
  • предприятий (“Красный Октябрь”, “Ростелеком” ),
  • клички животных (Шарик, Джек, Полкан ),
  • сорта и марки изделий (пиво “Эфес”, масло “Олейна”, автомобиль “Жигули” ) и др.

    Имена собственные могут состоять из одного слова (Дон, Мария, Киев ) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Млечный путь ). Во втором случае подобные сочетания выступают как один член предложения, например: Нижний Новгород - один из старейших русских городов.

    Как правило, имена собственные употребляются в форме только одного числа - единственного или множественного. Кроме того, в некоторых случаях имена собственные могут переходить в имена нарицательные, и наоборот. Например, имя персонажа знаменитого произведения Гончарова “Обломов” стало нарицательным: обломовыми сейчас называют обленившихся, безвольных людей, лишенных каких-либо интересов.

    Как правило, имена собственные пишутся с большой буквы. А заглавия книг, названия газет, журналов, картин, кинофильмов, спектаклей, театров, заводов, фабрик, кораблей и т.д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки, например: газета “Московский комсомолец”, театр “Современник”, кинофильм “А зори здесь тихие...”.

    Одушевленные и неодушевленные.

    Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные.

    Одушевленные имена существительные называют людей, животных, т.е. живых существ, они отвечают на вопрос кто?, например: человек, брат, собака, котенок, петух, мотылек, червяк . В большинстве случаев одушевленными бывают существительные мужского и женского рода, а одушевленных существительных среднего рода очень мало (существо, дитя, чудище, животное, насекомое).

    Неодушевленные имена существительные называют предметы неживой природы и отвечают на вопрос что?, например: шампунь, дом, камень, вода, радость.

    В художественных произведениях предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ, например: Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает умывальник и качает головой. (К. Чуковский.)

    Отдельно следует отметить, что одушевленные и неодушевленные имена существительные различаются не только по значению, но и по форме винительного падежа: у одушевленных существительных форма вин. п. мн. ч. совпадает с формой род. п. мн. ч., а у неодушевленных существительных - с формой им. п. мн. ч., например: вижу (кого?) собак, птиц (так же, как род. п.); вижу (что?) книги, деревья (так же, как им. п.).

    Категория рода.

    Имена существительные относятся к мужскому , женскому или среднему роду, например: стакан, компьютер, автомобиль (м.р.), коса, лошадь, пьеса (ж.р.), окно, вдохновение, государство (ср. р.).

    Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (ножницы, сани, сливки, плоскогубцы ), категорию рода не имеют.

    Особую группу образуют имена существительные общего рода, которые могут обозначать людей как мужского, так и женского пола, например: разиня, неряха, соня, ябеда .
    Кроме того, в русском языке некоторые несклоняемые имена существительные испытывают колебания в роде, например: скирд - скирда. В таких случаях обычно побеждает форма мужского рода.

    Род несклоняемых имен существительных.

    Род несклоняемых имен существительных определяется их лексико-грамматическим значением. Подавляющее большинство неодушевленных несклоняемых имен существительных относится к среднему роду, например: ралли, шоссе , пальто . Но есть некоторые существительные, которые относятся к мужскому или женскому родам, так как их род определяется по форме родового понятия, например: кофе (напиток - м.р.), салями (колбаса - ж.р.). А большинство одушевленных имен существительных относится к мужскому роду (пони, фламинго ), реже - к женскому (шимпанзе ).

    Род сложносокращенных слов типа ГЭС, ООН, МГПУ определяется по опорным словам, например: ГЭС (станция - м.р.), ООН (организация - ж.р.), МГПУ (университет - м.р.).

    Категория числа.

    Имена существительные изменяются по числам. Они имеют два числа - единственное и множественное . Изменение по числам передается с помощью окончаний, например:

  • дерево (ед.ч.) - деревья (мн.ч.),
  • памятник _ (ед.ч.) - памятники (мн.ч.).

    Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только единственного числа, например: фарфор, железо, темнота, щавель, молоко, каучук.
    Кроме того, не имеют форму множественного числа собственные имена существительные, например: Урал, Волга, “Московский комсомолец” .

    Среди имен существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа, например: дрожжи, плоскогубцы, ножницы, чернила, ворота, опилки. Такие существительные не имеют категории рода, и у них не определяется тип склонения. Также не имеют формы единственного числа собственные имена существительные, например: Карпаты, Альпы, “Известия” .

    Падеж.

    Имена существительные изменяются по падежам. Этот процесс называется склонением. В русском языке всего шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, к которому относится существительное, и поставить от этого слова к существительному вопрос.

    Падеж Вопрос Единственное число Множественное число
    Именительный кто? что? мальчик, кружка мальчики, кружки
    Родительный кого? чего? мальчика, кружки мальчиков, кружек
    Дательный кому? чему? мальчику, кружке мальчикам, кружкам
    Винительный кого? чего? мальчика, кружку мальчиков, кружек
    Творительный кем? чем? мальчиком, кружкой мальчиками, кружками
    Предложный о ком? о чем? (о) мальчике, (о) кружке (о) мальчиках, (о) кружках

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

    Склонение.

    Всего в русском языке существует три типа склонения. Склонение имени существительного определяется по именительному падежу единственного числа.

    1. К первому склонению относятся существительные женского, мужского или общего рода с окончаниями -а(-я) , например: змея , собака , коллега , ябеда .

    2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о(-е), например: врач_, окно , деление

    .

    3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием, например: мышь_, тетрадь_, степь_ .

    Склонение имен существительных в единственном числе.

    Первое склонение

    У имен существительных первого склонения единственного числа в дательном и предложном падежах пишется окончание , например: к маме , к стене , о воде , о галерее -ия (армия , иллюзия ), то в этих же падежах пишется окончание , например: к армии , к иллюзии , об армии , об иллюзии .

    Примечание. При написании окончаний имен собственных на -ия следует придерживаться этого же правила, например: о Марии , к Марии .

    Второе склонение

    Единственное число

    Падеж Мужской род Средний род
    Именительный дом_, планетарий_ облако , здание
    Родительный дома , планетария облака, здания
    Дательный дому , планетарию облаку , зданию
    Винительный дом_, планетарий_ облако , здание
    Творительный домом , планетарием облаком , зданием
    Предложный (о) доме, (о) планетарии (об) облаке, (о) здании

    У имен существительных единственного числа второго склонения мужского или среднего рода в предложном падеже пишется окончание , например: о море , о доме , о столе , об орле . Но если существительное оканчивается на -ий, -ие , то в том же падеже пишется окончание, например: о здании , о планетарии , об управлении , о сочувствии .

    Исключение: на острие .

    Третье склонение.

    Имена существительные единственного числа третьего склонения в родительном, дательном и предложном падежах оканчиваются на , например: к степи , по степи , о степи , в степи .

    Примечание. После шипящих у имен существительных женского рода третьего склонения на конце пишется ь , например: мышь , рожь , ночь . А у имен существительных мужского рода второго склонения ь не пишется, например: камыш, нож, луч.

    Склонение имен существительных во множественном числе.

    первое склонение

    второе склонение

    третье склонение

    Именительный стены , линии дома , облака ночи
    Родительный стен_, линий_ домов , облаков ночей
    Дательный стенам , линиям домам , облакам ночам
    Винительный стены , линии дома , облака ночи
    Творительный стенами , линиями домами , облаками ночами
    Предложный (о)стенах , (о)линиях (о)домах , (об)облаках (о) ночах

    Примечание 1. У имен существительных множественного числа первого склонения, которые оканчиваются на -ня (вишня , бойня ) с предшествующим согласным или буквой й, мягкий знак на конце не пишется, например: вишен, боен .

    Исключение: барышень , боярышень , деревень , кухонь .

    Примечание 2. У имен существительных первого склонения множественного числа, которые оканчиваются на гласную а , в родительном падеже после шипящих ь не пишется, например: туч, училищ, рощ.

    Примечание 3. Имена существительные женского рода первого склонения множественного числа на -ия (армия , иллюзия ) и -ья (в случае, когда ударение не падает на окончание: певуў нья , хохотуў нья ) в родительном падеже оканчиваются на -ий , например: армий , иллюзий , певуний , хохотуний ).

    Примечание 4. Имена существительные множественного числа первого склонения, которые оканчиваются на ударяемое -ья , в родительном падеже оканчиваются на -ей , например: семей , статей , свиней .

    Разносклоняемые имена существительные.

    Некоторые существительные при изменении по падежам имеют окончания разных склонений. К ним относятся существительные среднего рода на -мя (бремя , время , знамя , имя , пламя , племя , семя , стремя , темя ) и существительное путь. Такие разносклоняемые существительные в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа имеют окончание и (как существительные третьего склонения), например: к пламени , о пути ; а в творительном падеже имеют окончание -ем (как существительные второго склонения), например: знаменем , путем .

    Несклоняемые имена существительные.

    Некоторые существительные в русском языке не изменяются по падежам и числам, имеют одну единственную форму. Такие существительные носят название несклоняемых , например: шасси, ралли. К несклоняемым именам существительным относятся:

    1. собственные и нарицательные существительные иноязычного происхождения, например: Дюма, Гюго, какао, кофе, кенгуру, пенсне, метро;
    2. сложносокращенные слова, например: МГПУ, ЭВМ, сельпо ;
    3. иноязычные фамилии, которые оканчиваются на согласный, например: Войнич;
    4. русские и украинские фамилии, которые оканчиваются на и -их (-ых ), например: Франко, Черных, Круговых .

    Правописание не с именами существительными.

    Не с именами существительными пишется слитно:

    1. если слово не употребляется без не , например: не настье, не доросль, не брежность, не поседа;
    2. если слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением, например: не правда (ложь), не мощь (слабость, болезнь), не счастье (горе), не воля (рабство, плен).

    Не с именами существительными пишется раздельно:

      если в предложении есть противопоставление с союзом а или логически подчеркнутое отрицание, например: не друг, а враг; проявил далеко не милость.

      Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

      Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

  • В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.

    Какая начальная форма у существительного?

    Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:

    В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.

    Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.

    Окончания -е и -и в 1 склонения

    Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда - окончание -и.

    Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: "Что?" Приведём примеры:

    • жена;
    • земля;
    • листва;
    • яблоня;
    • чистота;
    • белизна;
    • беготня.

    В этих словах пишутся окончания -е и -и. Выбор определяется по такой схеме:

    Р. п. (кого? чего?) - И.

    Д. п. (чему? кому?) - Е.

    Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

    Приведём примеры:

    Практическое задание № 1

    Какие буквы вы бы вставили вместо точек?


    Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.

    Окончания -е в именах существительных 2 склонения

    Начальная второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде - на согласный. Например:

    • окно;
    • село;
    • поле;
    • солнце;
    • дело;
    • стол;
    • столб;
    • товарищ;
    • карандаш.

    Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:

    • Р. п. (кого? чего?) - А.
    • Д. п. (чему? кому?) - У.
    • Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

    Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:

    • Я рассказал всем о своём товарище, который вот уже целый год не выходил из дома.
    • И на солнце бывают пятна.

    Практическое задание № 2

    Какие окончания пишутся в словах с пропусками?

    • В договор… был подробно изложен порядок пользования местами общего пользования.
    • В незнакомом офицер… старушка узнала своего сына.
    • Вдруг вспомнили о фельдшере, жившем неподалёку, и послали за ним.
    • Селиванов рассказал начальнику об этом инженер… и его проект…, и тот согласился встретиться с ним.
    • Все работали и не думали даже о директор…, а он всё ещё не приходил.
    • В отпуск… все хорошо отдохнули, теперь пришла пора взяться за работу с новыми силами.
    • На пропуск… была чья-то чужая фотография.

    Ответ: во всех словах пишется окончание -е.

    Падежные окончания существительных 3 склонения

    Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:

    • тетрадь;
    • кровать;
    • мать;
    • дочь;
    • печь;
    • ложь;
    • блажь;
    • площадь.

    Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:

    • Р. п. (кого? чего?) - И.
    • Д. п. (чему? кому?) - И.
    • Пр. п. (о ком? о чём?) - И.

    Приведём несколько примеров:

    • На окошках ярко алели цветы герани.
    • Вдали возвышались башни неприступной цитадели.
    • Все на корабле уже мечтали о земной тверди.
    • К шерсти она примешивала обычную нить для прочности.

    Практическое задание № 3

    Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.

    Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:

    1. В классе мы читали стихотворение Чуковского о тараканищ… .
    2. Вчера мы всей семьёй ездили к дедушк… и бабушк….
    3. Я прочитал в книг… о космос…
    4. У дяд… есть макет корабля.
    5. Под деревом рос большой гриб под слоем хво…
    6. Светлый образ учителя надолго остался в памят… его учеников.
    7. В июне на топол… формируются семенные коробочки, которые потом лопаются, и семена вместе с пухом разлетаются по всей округ… .
    8. В 1914 году, когда началась война, Настасья Васильевна завещала дочер… все свои несметные богатства и ушла на фронт сестрой милосердия.
    9. Девочка в светлом плать… из ситца удивительно гармонично вписывалась в эту картину света, тепла и зелени.
    10. В огромной луж.. отражалось звёздное небо и кудрявые кроны деревьев, опрокинутые вниз верхушками.

    Слова на -ий, -ия, -ие

    Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:

    • санаторий;
    • мараторий;
    • профилакторий;
    • лекция;
    • армия;
    • секция;
    • произведение;
    • сведение;
    • безобразие.

    У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:

    • Полярная звезда - самая яркая в своём созвездии.
    • Отец семейства когда-то давно учился в семинарии.
    • У Марии Ивановны было два сына и четыре дочери.
    • На Виталии был надет старый свитер грубой вязки.
    • Мать часто вспоминала об Артемии и ждала его.
    • Сердце матери только тогда находилось в гармонии с миром, когда в доме собирались все её дети.
    • Мой брат служит в армии.

    Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них - окончание.

    Диктант

    Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.

    Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .

    У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .

    Весь лес осенью стоит в особом очарован… .

    Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы "Е и И в окончаниях существительных". Вы видите, как это легко и просто. Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы "Имя существительное": например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.