Все о тюнинге авто

Юрий рыбчинский поэма поезд. Исчезающий киев. Штаты десятилетиями жили в долг

Известный украинский поэт отмечает 50-летие творческой деятельности

«Ни один человек не имеет права властвовать над другим»

— Знаешь, обо всем, что произошло с Украиной, я написал еще в 2002 году в поэме «Поезд», — сказал Юрий Рыбчинский , расположившись в мягком кресле в своей уютной квартире недалеко от Майдана. — Она стала почти пророческой. Сейчас тебе прочту:

В нашу країну багато разiв
приходила свобода.
Ходила з мiста в мiсто, з будинку
в будинок, з кiмнати в кiмнату.
I нiкого не знаходила: «Люди, куди
ви всi подiлися?»
I свободi вiдповiдав вiтер:
«Усi пiшли тебе шукати».

Там есть глава и о революции, произошедшей в 2004 году, но я-то ее писал в 2002-м. А потом были слова, обращенные к Виктору Ющенко, которые, по сути, сбылись:

…Ще вчора-позавчора ти вiв
на барикади,
Ще вчора-позавчора ти з нами
в пекло лiз.
Але себе ти зрадив заради
тої влади,
Яку ти з нами разом ненавидiв
колись…

Власть — дьявольское искушение, но ни один человек не имеет права властвовать над другим. Из-за этого ведь происходили все катаклизмы на земле, потому что нормальный человек к власти не стремится, лишь только негодяй.

*Юрий Рыбчинский по-прежнему пишет много стихов. С возрастом его желание сочинять ничуть не уменьшилось (фото Сергея тушинского, «ФАКТЫ»)

— Вы всегда были таким революционно настроенным?

— Мне кажется, это у меня в крови. Возможно, потому что я рыжий, к тому же родился в год Петуха. Первой газетой, напечатавшей мои стихи, был «Киевский комсомолец», которую потом переименовали в «Молодую гвардию». Я учился тогда в девятом классе. Стихи начинались строками: «Нам грубо говорят, что мы зеленые…» Оно было с гражданской позицией, мол, не надо списывать со счетов молодежь. Строки заканчивались словами о том, что из «зеленых» мы скоро превратимся в «красных». Я начал печататься в период хрущевской оттепели. После того, как меня опубликовали в популярной газете «Комсомольское знамя», я решил замахнуться на Москву. Меня печатали сначала в «Пионерской правде», потом «Комсомольской правде». Но главное событие произошло в 1964 году, когда подборку моих стихов опубликовали в журнале «Молодая гвардия». Это был успех! В то время в Советском Союзе было два литературных молодежных журнала — «Молодая гвардия» и «Юность». Конечно, для меня это было очень значимо. Именно тогда я встал перед судьбоносным выбором — сделать поэзию делом всей своей жизни.

— Во времена Советского Союза выгодно было заниматься поэзией?

— Естественно, когда я публиковался в Киеве, мои гонорары были мизерными. На полученные за одно стихотворение деньги можно было купить штук двадцать моих любимых пирожных безе. А вот за первую публикацию в московской прессе заплатили 360 рублей. Если учесть, что зарплата инженера составляла 120 рублей в месяц, то я получил приличные деньги. Мама дожила до первой моей большой публикации. До этого она часто говорила: «Юра, что ты всю ночь пишешь свои «сказочки». Она так называла стихи. Но когда я принес ей первый солидный гонорар, она удивилась: «Что, за это так платят? Так пиши больше!» Но меня и не надо было подталкивать, я знал, что нужно все время быть в форме.

«В советское время мои гонорары за месяц составляли от трех до четырех тысяч рублей»

— Ну да, вы ведь спортивный человек.

— Спорт в моей жизни был всегда. Признаюсь, если бы я не поступил после школы в университет, то, возможно, пошел бы в институт физкультуры. С 5 до 13 лет занимался фигурным катанием, а потом — до 23 лет — прыгал с шестом. И довольно неплохо, у меня был первый разряд. Так вот, благодаря спорту я понял: если хочешь быть профессионалом, то должен каждый день тренироваться. Это имеет прямое отношение к литературе. Когда я закончил университет, писал только стихи и вовсе не думал о песнях. Потом попал в армию, в ансамбль Внутренних войск, вместе с композитором Игорем Покладом. Там, по сути, я и написал свою первую песню.

— Песню «Глаза на песке» исполнила одна из самых популярных певиц Советского Союза Тамара Миансарова.

— «Глаза на песке» стало первым стихотворением, которое я написал на украинском языке. Потом, специально для Миансаровой, сделал русский вариант. Песня родилась в армии. Я попал в абсолютно русскоязычную среду. Тогда от тоски мне начали сниться сны на украинском языке. Однажды родились строки: «Щоденно, щоночi я очi на березi моря малюю». Я даже сам удивился, насколько музыкально это прозвучало. У Игоря Поклада уже была готова музыка. Шел 1968 год. Тамара Миансарова к тому времени была первой советской певицей, получившей Гран-при в Сопоте. Она исполнила «Пусть всегда будет солнце». По личным мотивам Миансарова уехала из Москвы и работала в Донецкой филармонии. Когда мы с Игорем написали «Глаза на песке» и раздумывали, кому бы ее отдать, сразу решили, что лучше всего это сделает Тамара. Миансаровой песня понравилась, она взяла ее в свой репертуар, а через какое-то время у нас с Покладом была готова новая композиция — «Забудь». В исполнении Тамары Миансаровой она тоже стала шлягером.

— В то время исполнитель должен был платить авторам песни?

— Что вы, не было никаких рыночных отношений. К тому же для нас за счастье было, что такая звезда исполняет нашу песню. Ситуация ведь стала для меня судьбоносной. Я уже женился, у нас родился сын, а я работал в журнале «Строительство и архитектура», получал небольшие авторские (около 20 рублей). Кстати, в Советском Союзе не было запрета на песни других исполнителей. «Глаза на песке» пели Кобзон, Магомаев, Хиль. Просто у Миансаровой было право «первой ночи». Зато благодаря такой музыкальной политике уже буквально через год после того, как я начал писать песни, мой заработок в месяц составлял более 300 рублей. Это был 70-й год, я принял решение уйти с работы, где получал 120 рублей, и стать профессиональным литератором. Быть поэтом-песенником в Советском Союзе оказалось очень выгодно.

— Когда вы почувствовали себя состоятельным человеком?

— У нас с супругой никогда остро не стоял вопрос о жилье. Долгое время мы жили в моем фамильном доме на Подоле. Зато помню, как в 1975 году смог позволить себе купить машину — первую модель «жигулей». По сути, начиная с 1974 года, я зарабатывал столько, что мог каждые два месяца покупать машину. За две песни получал 500 рублей, а у меня было их уже сотни. Миллионером я, конечно, не был, но на книжке 120 тысяч рублей накопил. Правда, они потом сгорели. Мои гонорары в месяц составляли от трех до четырех тысяч рублей, а «жигули» стоили пять с половиной тысяч. Но машины я часто не менял. Более того, не ездил за рулем. Вот если бы у меня лошадь была… В основном, за руль садились мои друзья, а я располагался на пассажирском сиденье. Очень благодарен песням за то, что дали мне полную свободу в написании стихов, лишив мыслей о конъюнктуре. Ведь долгие годы я не мог издаваться.

— Но почему?!

— Многие мои стихи могли сойти за антисоветчину, ведь ее находили в самых безвинных строчках. Например, в издательстве «Советский писатель» 7 лет пролежала книга. В те годы для публикации необходимо было получить три рецензии от известных литераторов. Мне написали Лев Озеров, Юнна Мориц и Натан Злотников. Когда я в очередной раз обратился в издательство с вопросом, почему меня не публикуют, в ответ услышал: «Не надо было брать рецензии у трех евреев». Это был шок. Тогда я взял рекомендацию у Риммы Казаковой, на что мне заявили: «Далеко вы не ушли, взяв рекомендацию у полукровки». Смелости тогда не хватило плюнуть ему в лицо.

«Пьесу „Белая ворона“ я переписывал семь раз»

— Вас не особо привечали и в Украине.

— Единственное, что здесь не прощалось, — это успех. Мои песни «Ой, летiли дикi гуси», «Чарiвна скрипка» были растоптаны на всех совещаниях литераторов. Какое-то время была запрещена наша с Игорем Шамо песня «Край дороги не рубай тополю». После ее исполнения Юрием Гуляеевым в газете «Литературная Украина» появилась разгромная статья, которую я помню и теперь: «Всi на свiтi знають, що нiде так не шанують природу, як на Українi…» А затем: «А якщо тополя росте не край дороги, так що, її можна рубати? I чому саме рубати? Зараз iснують бiльш сучаснi методи знищення дерев…» Но на их беду это оказалась одна из любимых песен тогдашнего Первого секретаря ЦК КП Украины Владимира Щербицкого. Был большой скандал, закончившийся тем, что сняли завотделом газеты. Тогда мне папа сказал очень важные слова: «Сынок, твоя значимость — это количество твоих врагов среди коллег».

— В этом году исполняется 25 лет одной из ваших самых известных революционных рок-опер «Белая ворона».

— Где-то в 1974 году мне уже было мало просто писать стихи и песни. Тянуло в театр. Я начал сочинять прозаические пьесы, потом создал несколько мюзиклов. «Белая ворона» — моя первая пьеса в стихах. В ней речь идет о Жанне Д’Арк. Я понимал: вещь достаточно антисоветская. Я не спешил, важно было добиться идеального звучания. Переписывал ее семь раз. Затем началось время перемен, Горбачев, перестройка. Благодаря композитору Геннадию Татарченко «Белая ворона» стала рок-оперой и была записана на пластинку в 1989 году. Партию Жанны Д’Арк исполнила Тамара Гвердцители. Я показал пьесу руководителю Театра имени Франко Сергею Данченко. Ему она очень понравилась. Премьера рок-оперы состоялась в Театре имени Франко в тот день, когда была провозглашена независимость Украины. Первый акт закончился, роль Жанны Д’Арк исполняла Наташа Сумская. Она спела в финале песню «Свобода», и весь зал поднялся в едином порыве.

— Юрий Евгеньевич, вы по-прежнему верный болельщик киевского «Динамо»?

— Конечно, это команда моего детства, юности, часть кровеносной системы. Как у Пастернака — «высокая болезнь». Навсегда. Думаю, и я уже стал частью киевского «Динамо». Первые стихи, которые я вообще кому-либо посвящал, были написаны для Валерия Лобановского — песня «Рыжий подсолнух». Потом «Виват, король» для Блохина, «Первый тайм» — для Григория Суркиса. Кстати, на памятнике Валерию Лобановскому возле стадиона «Динамо» мои строки: «Ты сидишь на скамейке, а рядом бушуют трибуны, ты сидишь на скамейке, а мы вспоминаем ЛЮБЯ».

— Сейчас этот памятник на улице Грушевского в самом центре боевых действий…

— А видите, как все значимо. Валерий Васильевич в советском футболе считался революционером. И никакой революции у нас не было, пока памятник был внутри стадиона, за колоннами. Сейчас он стоит перед входом. Мне кажется, в этом есть какая-то мистика — вышедший за пределы футбольного стадиона Валерий Лобановский своей зашкаливающей энергией помогает революционерам. В чем-чем, а в трусости его никогда нельзя было обвинить. И уж, думаю, Лобановский точно не в обиде за то, что сейчас происходит с его памятником. В этом противостоянии он точно выстоит.

Р ыбчинский Юрий Евгеньевич - прозаик, драматург, сценарист, известный поэт. Родился 22 мая 1945 г. в Киеве, в старинном районе города - Подоле. Закончил филологический факультет Киевского университета им.Т.Г.Шевченка.

C 1998 по 2000 годы - Советник Президента Украини по вопросам культуры. Заслуженный деятель искусств Украини (1995 г.), Народный артист Украини (2000 г.), победитель общенациональной программы "Людина року" (Украина, 1997 г.).

C ерьёзной поэзией он увлёкся в 60-тые годы ХХ ст.Это быв период высокого отношение и расцвета литературного жанра. Учась в Киевском университете, Рыбчинский печатает свои стихи в периодических изданнях. Когда Юрию было восемнадцять лет, его произведения появились в популярном журнале "Юность" и газете "Комсомольская правда". С этого времени имя Ю.Рыбчинского стало известно далеко за пределами Украини.

C годами выростали популярность и авторитет Ю.Рыбчинского, расширялся круг композиторов, с которыми он работал. В целом их юолее 150. Поэт сотрудничал с Владимиром Ивасюком, Игорем Покладом, Николаем Мозговым, Игорем Шамо, Геннадием Татарченко. Его песни исполняют: Нина Матвиенко, София Ротару, Таисия Повалий, Наталия Бучинская, Наталия Могилевськая, Руслана Лижичко, Павло Зибров, Тамара Гвердцители, Валерий Леонтьєв, Александр Малинин, Лолита Милявськая и др. Поэта по праву называют одним из основоположников украинской эстрадной песни. Юрий Рыбчинский пишет для "звёзд", но он также наделён талантом открывать новые имена.

Т ворчество прозаика и драматурга Юрия Рыбчиского оценено званием Лауреата престижной Гоголевской премии, которую он получил за свои драматургические произведения, которые с успехом идут на сценах театров: "Белая ворона", "С днём рождения, Пиаф", "Псы". Он автор поэмы "Поезд", сборника поэзии "Театр деревьев", повестей "Марина - Афродита", "Котовасия", "Медвежа шкіра", сборников стихотворений к песням, которых им написано три тысячи. Среди них такие шлягеры, как - "Глаза на песке", "Забудь", "Виват, король", "Хрещатик", "Дикі гуси", "Кленовий вогонь", "Минає день".

М ногие песни, написанные на стихи Рыбчинского, которые проникнуты принесли ему славу и по праву считаются народными: "Дикі гуси", "Чарівна скрипка", "Тиха вода", "Зелен-клен", "Наречена", "Скрипка грає" написаны с композитором Игорем Покладом. С Игорем Шамо написали "Три поради", "Край дороги не рубай тополю", с Эдуардом Ханком - "Верба" и много других.

Источники: http://www.pisni.org.ua/persons/105.html

Исчезающий Киев

Юрий Рыбчинский Только тогда, когда народ начнет изучать свою историю, и начнется возрождение нации

В Театре имени И. Франко проходят репетиции мюзикла «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит», либретто к которому написал Юрий Рыбчинский, а 22 мая знаменитый поэт отметит день рождения. С этих двух событий началась наша беседа, но ими не ограничилась.

«Воробышек» по имени Виктория

Юрий Евгеньевич, во всем мире сейчас небывалый всплеск интереса к творчеству Эдит Пиаф. Издаются книги, выходят фильмы. Киев тоже не отстает в двух театрах - «Колесо» и «Сузiр’я» - поставлены спектакли о знаменитой певице, а вскоре и франковцы порадуют премьерой. Почему Пиаф Ведь юбилей певицы уже прошел в 2005 году. Разве что мир отметит в конце этого года 45 лет со дня ее смерти…

Я давно написал эту пьесу. Несколько лет назад закончил ее в виде мюзикла вместе с молодой, очень талантливой певицей и композитором Викторией Васалатий. Пьеса пролежала у меня в столе четыре года. Из всех эстрадных певиц, которых мне когда-либо довелось слышать, моей самой любимой всегда, с детских лет, была именно Эдит Пиаф. А потом случилось так, что среди моих учеников, которых я продюсировал, после Наташи Могилевской, Павла Зиброва, у меня появилась Виктория Васалатий. Я обратил внимание, что тембр голоса Виктории удивительно похож на пиафовский. Мы вместе с Васалатий написали песню о певице, выступающей на улице, но мечтающей стать королевой шансона. Так возник образ юной Эдит Пиаф. Виктория написала музыку на мои стихи и сама исполнила эту песню, которая имела большой успех (она прозвучала на «Песенном вернисаже», в «Песне года», «Человеке года»). Вот тогда у меня и возникла идея - сделать для Васалатий мюзикл, чтобы она могла не только спеть, но и сыграть на сцене Эдит в начале ее звездной карьеры, этого легендарного «Воробышка» (так с французского переводится псевдоним Пиаф). Видно, эта тема во мне жила давно, потому что я очень быстро, буквально за три дня, написал драматургическую основу пьесы. Потом мы стали работать над музыкальными номерами. Сюжет мюзикла охватывает период от рождения певицы до ее первого большого успеха выступления в знаменитом концертном зале «ABC». Знаете, я видел много спектаклей, когда драматические актрисы под фонограмму Эдит Пиаф что-то пытались изобразить, но мне хотелось, чтобы актриса пела сама, не подражая знаменитой француженке. Ведь как бы хорошо ни звучали голоса Тамары Гвердцители или Мирей Матье, копия все же хуже оригинала. Для меня как для драматурга был интересен первый пиафовский период, поскольку никто не знает, какие песни пела Эдит в военных казармах, на парижских улицах и площадях, пока не стала знаменитой. В стиле французского шансона Виктория Васалатий написала музыку. А драматургический ход дал ей простор для творческой фантазии.

Почему выбрали для постановки своего мюзикла Театр им. И. Франко

Это мой любимый театр. К тому же, он имеет опыт музыкальных спектаклей - мюзиклов и рок-опер. На франковской сцене были поставлены «Белая ворона», «Энеида», «Конотопская ведьма», уже вошедшие в историю украинской сцены, а ныне с успехом идет «Наталка Полтавка». К нашему мюзиклу аранжировку сделал прекрасный музыкант и композитор Анатолий Карпенко. Режиссер спектакля - Игорь Афанасьев (экс- киевлянин, а ныне американец).

Какое место Париж и Франция занимают в вашей жизни и творчестве

Значительное. Можно сказать, доминирующее. В моем творчестве уже давно присутствует французская тема. Я написал рок-оперу «Белая ворона», посвященную Жанне Д’Арк, цикл песен для Ольги Крюковой - «Париж - Марсель», «Оревуар», «Последнее танго в Париже», которые легли в основу еще одного мюзикла о Париже. Наверное, это неслучайно. Самый любимый мой певец - Ив Монтан, а певица - Эдит Пиаф. Самая великая женщина всех времен и народов для меня - Жанна Д’Арк. Видимо, каждый из нас еще в юности выбирает для себя тот пласт иностранной литературы, который ему близок. Для кого-то это русская литература, для кого-то латиноамериканская. А я воспитывался на французской музыке, поэзии, литературе, живописи. Это мне близко по природе. Мне понятен французский характер. Вероятно, не случайно я все время обращаюсь в своем творчестве к городу Парижу.

Была ли во французской столице Виктория Васалатий

Была. Ей необходимо было окунуться в атмосферу Франции, чтобы прочувствовать и понять настроение парижан и их удивительной певицы. Я имел возможность, благодаря своей дружбе с тогдашним послом Украины во Франции Юрием Сергеевым, устроить для нее экскурсию по этому удивительному городу. Там произошел один мистический момент. После посещения многочисленных музеев и Мулен- Руж мы отправились на кладбище Пер-Лашез, где похоронена Эдит Пиаф. Был месяц май. Теплый солнечный день. Небо почти безоблачное. Но когда мы заплакали над могилой певицы, вдруг начался ливень. Вместе с нами плакало небо. Я не помню такого сильнейшего дождя в своей жизни, а тогда даже прогремела гроза. Через пять минут вдруг все так же внезапно прекратилось, как и началось. Наверное, это был знак, что нас услышала сама Пиаф. Это было пять лет назад. Наверное это символично, что премьера спектакля тоже состоится в мае.

Дата уже известна

Можно сказать, что премьера - подарок к вашему дню рождения. Раньше вы в этот день делали концерты во Дворце «Украина»…

Это было в советские времена и в первые годы независимости, когда аренда зала «Украины» стоила не так дорого. Сейчас я устраиваю там концерты только на юбилеи. В 2010-м обязательно сделаю творческий вечер в этом дворце. Но в прошлом году в мой день рождения в Москве состоялась премьера рок-оперы «Парфюмер», которую мы создали с композитором Игорем Демариным по мотивам романа Патрика Зюскинда. Кстати, тоже парижская тема, если не считать второй части спектакля.

Как вы выбираете темы

Далеко не всегда я их выбираю. Иногда тема выбирает меня. Париж меня выбрал. Это город-музей. В разные времена он строился так, что понять, какого века строение, неспециалисту невозможно. Такое впечатление, что весь Париж возник единовременно. Чувствуется в этом городе бережное отношение к истории, архитектурный вкус, стиль, отсутствие эклектики. Все новое, что принес ХХ век, вынесено за пределы исторической территории. Такое впечатление, что как родился этот город, так и застыл в веках. Такое единство всех улиц, площадей.

«Я уже давно не верю в сказки»

На ваш взгляд, чего не хватает Киеву по сравнению с Парижем

Вкуса не хватает. Как-то меня спросили какое главное качество должно быть у киевского мэра Я ответил, что главное качество любого мэра - это чувство меры. Мы помним исторические кадры, когда немцы идут по Елисейским полям, через Триумфальную арку, а французы стоят вдоль улиц и плачут. Но никому из них не пришло в голову взорвать вместе с завоевателями исторические здания. Они понимали, что вместе с врагом они уничтожат Париж. А у нас коммунисты стерли с лица земли лучшие церкви, уничтожили центр Киева. Так что разрушение столицы Украины началось давно. А с 1991 года продолжается уничтожение исторического центра Киева. То тут, то там вырастают небоскребы, которые не вписываются в древний облик Киева и искажают лицо города. Боюсь, что скоро внукам-правнукам придется рассказывать о нашей столице по открыткам. Возможно, потому, что у нас давно не было мэра - коренного киевлянина. Чтобы Киев любить всем сердцем, здесь нужно родиться. В юности прочитать «Белую гвардию» Михаила Булгакова. Бродить по Андреевскому спуску, восхищаться величественными храмами и золотыми куполами Софии и Лавры. Ведь Киев был центром православия даже во времена Российской империи. Хотя главная столица государства переходила из Петербурга в Москву. Но получается, что войны и захватчики меньше уничтожили исторический Киев, чем наши инженеры и архитекторы в мирное время.

Нострадамус сказал, что возрождение начнется с Гиперборейской земли - то есть с Киева. А как вы считаете

Я уже давно не верю в сказки. Даже оранжевая революция в Украине не дала никаких результатов. Мы удивительный народ. Нас даже Чернобыль ничему не научил! А ведь после него нужно было обсуждать коллегиально любое решение власти. Планируя атомную электростанцию на Припяти, власть не спросила мнения горожан, и на реке выше города построили Чернобыль. Такое впечатление, что чиновники никогда даже басни о волке и ягненке не читали. И не знают, что вода по реке течет сверху вниз, поэтому любое радиоактивное загрязнение обязательно скажется на качестве воды в огромном городе. О каком возрождении может сейчас идти речь, когда по городу ныне спокойно проехать нельзя! Везде пробки! По Крещатику невозможно пройти - машины стоят на пешеходной части, и никто на это не обращает никакого внимания. Такое впечатление, что в нашей столице техническая революция, и Киев захватили машины, вытеснив из него людей. Это ужасно!

Как-то в одном из своих интервью вы сказали, что поэзия сродни религии…

В любой религии существует схимничество, когда старец уходит от мирской жизни. Но он принимает людей и выдает мудрые советы. Точно так же и в поэзии. Для меня в основе - поэзия вне времени, вне государства. Язык поэзии сродни мертвой латыни или старославянскому языку. Этот язык не похож на журналистский или на язык прозы. Поэзия вроде бы связана с землей, но в то же время - над землей. Поэзия, как и музыка, призвана соединить землю и небо. Поэзия - потребность моей души. Если я в течении месяца не пишу, не нахожу никакой отдачи от творчества, то это уже не я. Мне самому с собой тогда не интересно. Если бы мне сказали, что ты будешь богатым, будешь иметь власть, только не пиши стихов, я бы отказался.

У вас есть любимые строчки

Пожалуй, арабское двустишье «Ты один, ты один у того, у кого никого-никого». Здесь нет сравнений, метафор, нет эпитетов. А какая глубина! Можно целый день ходить и думать это обо мне О любви О Родине О матери

Вы - двуязычный поэт. А каких стихов у вас больше на русском или на украинском языке

Стихов больше на русском языке. Их процентов 70. А вот песен больше на украинском. Там обратная пропорция - только 30% русскоязычных. И созданы они для тех певцов, которые не живут в Украине и не знают языка. Когда пишу по-украински, я и мыслю по-украински. И наоборот. Дело в том, что я вырос в двуязычной семье. Родился в Киеве. Папа до войны имел два высших образования. Он был огромного роста, с войны пришел инвалидом, без ноги. В связи с тем, что ему была нужна сидячая работа, пошел учиться еще и в финансово-экономический институт. Моя мама тоже воевала - была военным врачом. Я из поколения, рожденного от прошедших войну. В детстве, чтобы я не заболел цингой, каждое лето родители отправляли меня в деревню на Черниговщину. Когда я оттуда возвращался, говорил только по-украински. Мама даже не все понимала. Она ведь родом с Донбасса, из Дебальцево. А отец блестяще владел украинским. Он дружил с семьей Рыльских. Любил поэзию Сосюры и знал половину его стихов наизусть, считал его украинским Есениным. Когда возникали вопросы перевода деловодства на украинский язык, к отцу, который тогда работал в Министерстве финансов, обращались с просьбой отредактировать документы Кабмина. Выросши в такой двуязычной семье, я чувствую себя хорошо в любой языковой среде. Заявляю как филолог чем большим количеством языков человек владеет, тем он глубже понимает и знает свой родной язык. Родственные славянские, скажем, польский, украинский добавляют глубину и русскому. Каждый язык - словно некий музыкальный инструмент контрабас, рояль, скрипка, труба, саксофон. Я завидую тем людям, которые могут играть на многих инструментах.

Бытует мнение, что русский подавляет развитие и процветание украинского в нашей стране…

Чтобы понять взаимоотношение украинского и русского языков, нужно разобраться в истории вопроса. Ведь раньше на территории Киевской Руси ни того, ни другого языка не существовало. Был древний праязык - старославянский. И не нужно считать, что русский в Киев был завезен. Он точно так же развивался, как и украинский, на этой территории. Здесь возникали разные языки и исторически длительное время сосуществовали рядом. В Киевской Руси просто не могло быть одноязычия. Ведь через ее землю проходил торговый путь из варяг в греки. И местные жители знали и греческий, и скандинавские языки. Кроме того, здесь были печенеги, скифы, сарматы. И с ними киевляне тоже общались. А это невозможно без знания языков. То есть люди, населявшие эту территорию, давно многоязычны. Неплохо было бы и сейчас, чтобы наши дети изучали украинский, русский, английский, чтобы разговаривать со всем миром. Считаю, что сейчас не нужно создавать из украинского языка ястреба, который будет клевать других.

Опережая время

Многие творческие личности очень суеверны и не желают делиться своими планами на будущее. Вы к таковым не относитесь…

Не отношусь. Планирую скоро издать новый сборник стихов. У меня много не поставленных мюзиклов. Планирую их «вывести в люди». Это «Белая гвардия», «Последнее танго в Париже»…

Юрий Евгеньевич, у вас был замысел в ответ на «Кошек» Ллойда Вебера создать мюзикл «Псы». Он так и остался замыслом

Замысел, можно сказать, наполовину осуществлен. Я написал либретто в стихотворной форме, когда отдыхал в Хорватии. Но музыки на него пока еще нет. И даже нет пока композитора, который взялся бы это воплотить в жизнь.

Как-то вы рассказали, что ваша поэма «Поезд» вначале задумывалась в виде пьесы. Не задумывались ли вы о том, чтобы после выхода книги вернуться к первоначальному замыслу и таки написать пьесу

Вы знаете, вполне может быть. Я уже думал об этом. Так что вскоре может появиться драматургический «Поезд» или даже «Самолет».

Ваши песни поют не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве, в частности, Тамара Гвердцители, Александр Малинин, Алла Пугачева, Филипп Киркоров, Лолита, Ирина Аллегрова, Анжелика Варум…

Для Малинина я стал катализатором идеи сделать программу, полностью состоящую из украинских песен. Он воплотил ее в жизнь. А Тамара Гвердцители - моя любимая певица, лучшая на всем постсоветском пространстве. Немногие женские голоса заставляют заплакать мужчину. А ее голос именно такой.

Говорят, поэты опережают время. Такое впечатление, что вы когда-то словно зашифровали в своей «Белой вороне» нынешнюю историю Украины.

- «Белую ворону» я написал тогда, когда и государства Украина еще не было, в 1986 году. Я писал о Средневековье. Тот период, в котором мы жили при советской власти, я считал Средневековьем. Ведь тогда руководили страной люди со средними чувствами, средним мышлением. Об этом пьеса. Но она действительно точно совпала с ситуацией в независимой Украине. В последней постановке, сделанной Театральной компанией «Бенюк и Хостикоев», в тексте я ничего не поменял. Воистину, никто не знает, как наше слово отзовется…

Наталья Зинченко

Особое мнение

Юрий РЫБЧИНСКИЙ: «Когда наступает последний день, легче уходить тому, кто смог состояться духовно. Представляю, как будет тяжело умирать Абрамовичу...»

К своему 64-му дню рождения известный украинский поэт подготовил подарок — мюзикл «Белая гвардия», для которого Юрий Евгеньевич написал стихи

С Юрием Рыбчинским — поэтом, драматургом, автором десятка мюзиклов, одним из основоположников украинской эстрады, без песен которого «Дикi гуси», «Тече вода», «Зелен клен», «Белая ворона», «Виват, король!» ее невозможно представить, — мы говорили не столько о поэзии, сколько о политике. Начали с премьеры его нового детища «Белая гвардия», герои которого — последние люди долга и чести в истории нашего еще недавно общего Отечества, а закончили «свободой, равенством и братством». Во время «помаранчевой революции» Юрий Рыбчинский стоял на трибуне рядом с будущим Президентом Ющенко, а в 2005 году в интервью Дмитрию Гордону признавался, что такого чувства, как на Майдане, никогда раньше не испытывал — разве что на школьных уроках истории, когда хочется идти на Рим гладиатором Спартаком или брать Бастилию, как в Париже 1789-го. Увы, не только моему собеседнику, но и большинству из нас понадобилось совсем немного времени, чтобы убедиться в истинности утверждения французского философа Пьера Буаста: «В революционные бури люди, едва годные для того, чтобы грести веслом, овладевают рулем».

«ФРАЗУ: «ЦI РУКИ НIЧОГО НЕ КРАЛИ» МОЖНО ТРАКТОВАТЬ ПО-РАЗНОМУ»

— Юрий Евгеньевич, хочу спросить вас не только как «белогвардейца», но и как «парфюмера» — у киевлян есть надежда увидеть эти два ваши мюзикла?

— Вопрос с авторскими правами на «Парфюмера» (по известному роману Патрика Зюскинда) уже решен на территории бывшего СНГ, так что могу привозить этот музыкальный спектакль в Киев, а «Белую гвардию» первыми посмотрят екатеринбуржцы... Несколько лет подряд каждый май я делаю премьеру: в 2007-м в Москве — «Парфюмер», музыку к которому написал композитор Игорь Демарин, а я — либретто и тексты песен. В прошлом году в Киеве в Национальном драматическом театре имени Ивана Франко — «Эдит Пиаф. Жизнь в кредит» с музыкой Виктории Васалатий. В нынешнем мае в Екатеринбурге — мюзикл «Белая гвардия», где будет звучать музыка Марка Минкова, композитора, написавшего для Пугачевой «Не отрекаются, любя» и «Летние дожди».

— В «Парфюмере» и «Эдит Пиаф» — тема любовных страстей и таланта, в «Белой гвардии» — страстей революционных. Жалеете, что были на Майдане?

— Что сейчас говорить — жалею, не жалею... Это не разочарование в том, что с нами было, — они нас предали, а не мы их.

— Такой эмоциональный всплеск случился — как первая любовь...

— Вы мне не навязывайте ответ (задали вопрос и тут же на него отвечаете) — у каждого это было по-своему. К сожалению, политики, идущие во власть, не отвечают за свои предвыборные обещания. Понимаю, не все можно выполнить, но есть главные, фундаментальные, ради исполнения которых люди за них голосовали.

— Многие считают, что ваша поэма «Поезд» была написана о Викторе Ющенко...

— Ему посвящена только одна глава: «Вiктор збирає жорна».

— А эти строки разве нет?

Ще вчора-позавчора
Ти вiв на барикади,
Ще вчора-позавчора
Ти з нами в пекло лiз.
Але себе ти зрадив
Заради тої влади,
Яку ти з нами разом
Ненавидiв колись.

— Это предупреждение любому, кто идет во власть:

...Тепер ти самовбивця
— в собi убив ти принца,
в собi убив ти принца,
коли став королем...

Кстати, поэма была написана еще в 2002 году, журнальный вариант был опубликован в 2003-м, а в 2005-м появилось книжное издание.

Ющенко я знаю давно. Власть — самое тяжелое испытание, и человек, попадая в это высокогорье, не всегда может дышать разреженным воздухом. Как сказала мама Жанне д’Арк, когда та направлялась к дофину Карлу Валуа: «Я желаю тебе удачи, девочка, но запомни: ветер, дующий на вершинах власти, опасен для простых смертных».

— Сьогоднi ти — на тронi,
ти наш король в законi,
ти наш король в законi,
та ми вже — не твої...

— Власть требует личного примера. Фраза: «Цi руки нiчого не крали» ни в чем не убеждает — ее можно трактовать по-разному. Если уж говорить, то: «Не воровали, не воруют и никогда не будут воровать». Я вам покажу множество людей, которые не крали, но дай им власть — начнут немедленно. К сожалению, так сложилось в нашем политикуме: если у тебя есть власть и ты не воруешь, большинство людей наверху считает тебя дураком или белой вороной...

Народ сейчас обезглавлен. Есть неуправляемый конь, скачущий неизвестно куда, следом бежит безголовый всадник, за которым летит его ветром снесенная голова — это вся украинская история, к сожалению. «Був би вершник з головою, був би завжди на конi».

«ВЫХОДЯ НА МАЙДАН С ЛОЗУНГАМИ ПРОТИВ КОРРУПЦИИ, МЫ ПОЛУЧИЛИ КОРРУПЦИЮ В 10 РАЗ БОЛЬШУЮ, ЧЕМ ВО ВРЕМЕНА ЛЕОНИДА КУЧМЫ»

— Виктор Андреевич пытается повернуть общество лицом к отечественной истории, говорит о духовности...

— Если Президент страны произносит какие-то слова, он должен что-то делать. Люди тоже не простаки: слышат, что говорят лидеры одной, другой, третьей партии, но благодаря СМИ прекрасно знают, как они на самом деле живут...

Лев Толстой, один из самых богатых людей в Европе, отпустил своих крестьян, не ожидая отмены крепостного права, он строил школы, ходил босой в косоворотке, не ел мяса и старался жить, как простой человек. Даже его дети и жена не понимали, почему он отказался от огромных гонораров за свои книги. Так что если ты — совесть нации, нужно этому соответствовать. Хочешь, чтобы расцвела твоя культура, — действуй, создавай законы, согласно которым она не облагается налогом, деньги вкладываются в украинское кино, книги, меценаты освобождаются от налогов. Не принимает Верховная Рада эти законы — распускай ее. Будь сильным человеком, а то, как в детском саду: «Дурак». — «Сами вы дураки».

— Иногда лидер-идеалист опережает время, и ему не на кого опереться...

— Ющенко вообще не лидер. Да, человек с моральными принципами, по-настоящему любящий Украину (кстати, нам трудно понять, что такое быть молодым, красивым, полным сил и заплатить за президентский пост здоровьем)...

— Честным политиком быть нетрудно — конкуренции почти никакой.

— Президенту, лидеру любой державы нужно быть высококлассным кадровиком (это не каждому дано) — как академик Королев, который не был великим ученым или конструктором, но работал с физиками, математиками, инженерами, будучи гениальным организатором.

— Или Форд с его восьмилеткой и ненавистью к академическому образованию...

— А Лобановский?! Есть люди, которые умеют создать команду. К сожалению, прошло время тех, кто был хорош на стадии «помаранчевой революции» в борьбе с прошлым — стенобитная машина с чугунной бабой отлично крушит старые стены, но бесполезна при возведении новых. Кроме того, во многих странах и президент, приняв присягу, и члены правительства, получив министерские портфели, сразу выходят из своих партий, им ведь нужно представлять весь народ, а не какую-то его часть.

Впереди выборы, и главное нарушение прав человека, по-моему, не в отсутствии прозрачности партийных списков, а в том, что большинство населения не представлено во власти — люди беспартийны, а в Верховную Раду можно пройти только по партийным спискам.

Партия — это идеология. Не может быть партии имени Иваненко или Петрова, не было даже имени Ленина или Гитлера. В мире существуют идеи: анархические, либеральные, конституционно-демократические...

Крестьянская или рабочая партия — дубляж профсоюза, ведь сегодня я рабочий, а завтра получил высшее образование и стал интеллигентом. Не менее странно объединять партийцев по географическому признаку, мы ведь не слышали о Партии регионов Соединенных Штатов или регионов Франции. За что же тогда голосовать? Предположим, я анархист или конституционный демократ, а такой партии в списках нет, значит, мне, как и миллионам других людей, не стоит идти на выборы?

— Простых людей, золотых людей — золотого человека легче продать...

— У нас с самого начала была избрана модель криминально-олигархического государства. Голоса покупаются за большие деньги, и формула Маркса «товар — деньги — товар» превращается в другую — «деньги — власть — деньги». Не секрет, что купленная власть дает возможность приумножить потраченные средства. К сожалению, выходя на Майдан в конце 2004 года с лозунгами борьбы с коррупцией, мы получили коррупцию в 10 раз большую, чем во времена Леонида Кучмы.

Думаю, если бы можно было отмотать пленку назад, Виктор Ющенко, вернувшись в 2005 год, набрал бы команду из совершенно других людей (не глядя, из Партии регионов они или из социалистической, например).

— Еще Вольтер заметил, что короли знают о делах министров не больше, чем рогоносцы о проделках своих жен...

— Увы, для успеха нужно было иметь другой опыт... Ющенко, Тимошенко, Янукович — дети системы, которая начинала создаваться Леонидом Кравчуком и по-настоящему окрепла при Кучме.


Фото PHL

Все революции происходят из зависти. Что такое «оранжевая революция»? Ученики Леонида Даниловича Кучмы очень завидовали ему на подсознательном уровне, хотели иметь то же самое, что и у него. «Борьба с коррупцией», «Бандитам — тюрьмы!» (по мне, так не решетка, а стенка!) — эти лозунги были изначально неосуществимы. Иначе им нужно было бы и самих себя тоже отправить в места не столь отдаленные.

— Генерал Лебедь, царствие ему небесное, как-то посетовал: «Ну, повесим Чубайса, а дальше что?»...

— У одних было больше, у других — меньше, однако наши нынешние правители сформировались в прежней системе ценностей и не могли бы осуществиться без помощи Кучмы. Ситуация, как в Титаномахии — древнегреческих мифах о борьбе богов-олимпийцев с породившими их титанами...

«ВСЕ ЗНАЮТ, ЧТО МЕСТА В ВЕРХОВНУЮ РАДУ ПОКУПАЮТСЯ И СТАНОВЯТСЯ ВСЕ ДОРОЖЕ»

— На выставке самого дорогого художника современности Дэмиена Херста, которая недавно открылась в PinchukArtCentre, есть картина «Революция» — огромное оранжевое полотно густо заклеено настоящими дохлыми мухами...

— Если вернуться к теме разочарований... Когда во время подсчета голосов одна команда обманула другую и это назвали преступлением на государственном уровне, народ ждал: люди, связанные с фальсификацией, будут сидеть в тюрьме, чтобы в дальнейшем подобное не повторилось. Поскольку, кроме разговоров, это кончилось ничем, не было наглядного урока, я не уверен, что на очередных президентских или парламентских выборах опять не будет подтасовок. Почему же не фальсифицировать результаты, если за это тебя...

— ...опять отправят возглавлять юридический вуз Одессы...

— Не о персоналиях речь — можно было бы назвать все фамилии, да время ушло. Огромное количество людей сейчас говорит: а мы вообще ни за кого. Раз ты идешь на выборы, становишься Президентом, премьер-министром и не выполняешь предвыборных обещаний, значит, обманываешь свой народ, а обман собственного народа является преступлением. Где примеры, чтобы кто-либо из власть предержащих понес уголовную ответственность?

О каком доверии к политикуму можно говорить, когда все понимают: украдешь в магазине пальто или у соседа тысячу гривен, посадят в тюрьму, но за счет махинаций с курсом гривны крадутся миллиарды, а никто не наказан...

Модель надо менять — естественно, она уже не может быть коммунистической, но очень многие институты прежней власти, не устраивавшей самую мыслящую часть интеллигенции, в принципе, были честными. Все знают, что места в Верховную Раду покупаются и с каждой новой каденцией становятся все дороже.

— Секрет Полишинеля...

— Разве что во времена Кравчука это было бесплатным или стоило копейки, а теперь даже кандидат в депутаты горсовета тратит до трех миллионов долларов.

— Отличное вложение капитала! Кстати, дешевые политики обходятся стране особенно дорого.

— Если в Раде чуть ли не 300 миллионеров, это уже говорит о многом. Так зачем проводить выборы? Нужно сделать аукцион депутатских мест. Это прозрачно: четыре с половиной сотни мандатов, кто даст больше, тот и нардеп. Пусть люди знают: Ахметов, например, Коломойский или Иванов потратили столько-то. Власть будет покупаться, как сейчас, только открыто — де-факто совпадет с де-юре. Деньги пойдут в госказну — на пенсии, оборудование для больниц, строительство социального жилья...

— Честный политик — тот, кто, будучи купленным однажды, остается купленным, несмотря ни на что?

— Все это похоже на споры о легализации проституции, покончить с которой нигде в мире способа нет: одни отдают деньги за удовольствия, другие принимают и оказывают некие услуги.

— Как говорила Марлен Дитрих: «Страна без борделя — все равно что дом без ванной».

— Продажа души тоже требует легализации.

«У НАС ДО СИХ ПОР ВЕРЯТ, ЧТО ТЕРПЕНИЕ НАРОДА БЕЗГРАНИЧНО»

— Народ заждался твердого властителя?

— Твердого и справедливого, чтобы пришел и навел порядок. В советские времена мы в Киеве или Москве могли возвращаться домой в три часа ночи (посмотрите фильм «Июльский дождь») — никого не боялись. Сейчас дрожим — неугодного могут расстрелять на виду у толпы, развернуться и уехать.

— «Наши улицы совершенно безопасны, опасны только люди на улицах», — сформулировал эту проблему один их бывших мэров Филадельфии...

— Представляю, что начнется в Америке, когда там понизится уровень жизни, — разношерстное общество, где общим знаменателем является только доллар, во многих семьях есть огнестрельное оружие. Боюсь, мы еще доживем до новой гражданской войны в Соединенных Штатах... Сейчас отношение к материальным благам пересматривается во всем мире...

— Из-за системного кризиса?

— Многие называют это кризисом, а я говорю — конец света. Того света, которым была для нас Америка — страна свободы и равных возможностей. Оказалось, американская модель общества потребления ведет в тупик.

— Штаты десятилетиями жили в долг...

— Уровень американской жизни был высок во многом за счет чужих денег. Это пирамида Мавроди, только в государственном масштабе (недаром пирамида изображена на долларовой купюре). Короче, не только нас ждут суровые времена.

— Не то беда, что за рубль дают полрубля, а то, что за рубль станут давать в морду, как писал Салтыков-Щедрин?

— Самое главное для нашей страны — вовремя остановиться, чтобы подумать, куда плыть. Курс, которым должна двигаться Украина, важнее, чем курс гривны.

— В Америке человек, утаивающий средства от налогов, считается государственным преступником. Его могут посадить пожизненно, иногда дают 125 лет, а то и 300...

— Фискальная система, нравится она или нет, существует. А у нас все уверены, что верхний эшелон власти в большинстве случаев либо не платит налоги вообще, либо уменьшает их раз в 10...

— ...оформляя недвижимость, акции и счета на приемных родителей пятой жены или внучатых племянников-инвалидов по отцовской линии троюродной сестры.

— Когда читаешь их декларации, непонятно, откуда у них лимузины, яхты, виллы. Цари не жили в таких домах! Общество, в котором процветает ложь, коррупция, зомбирование населения, жажда обогащения любым способом, долго существовать не может. Все, о чем писали Маркс и Ленин, не выдумки. Создавать критическую массу людей, пользуясь их голосами, можно до определенной степени. Западный мир держится на паритете очень и не очень богатых людей (но не бедных). У нас же до сих пор верят, что терпение народа безгранично, хотя события 2004 года показали — это не так.

— Похоже, во второй раз, точнее, в третий, Майдан останется полупустым...

— Для социальных катаклизмов не нужно, чтобы общество бурлило все время, — в 2003 году было спокойно, и в 1916-м, и в 1904-м. Декабрь 2004-го соответствует 1905 году в России, поэтому думать, что не будет 1917-го, — значит, надеяться: сейчас наворую десятки миллионов, сын окончит вуз в Лондоне, а потом быстренько удерем за кордон. Допустим, десяток-другой олигархических семей успеют улететь, но не все же.

Когда протестная энергия накапливается, она требует выхода, и пока неизвестно, кто лучше ею воспользуется.

История опасна тем, что все циклично, от революций и войн нет лекарств, все может быть. Мы живем в очень хрупком мире, где только возвращение к духовным ценностям способно дать (не говорю — светлое будущее) нормальную жизнь. Ведь что такое библейские заповеди? Подтверждение, что человек склонен воровать, убивать, прелюбодействовать. Поэтому и сказано: «не укради», «не убий», «не возжелай жены ближнего своего»... В школах нужно заниматься воспитанием, а не только образованием. Когда пусть образованные, но духовно невоспитанные люди приходят на самый верх, мы имеем Верховную Раду.

«ПУТИН ПЫТАЕТСЯ ВОССОЗДАТЬ НЕ РОССИЙСКУЮ ИМПЕРИЮ, А СТРАНУ СССР, КОТОРОЙ МЫ БЫЛИ ПОЧТИ 70 ЛЕТ...»

— Печально, когда жизнь вынуждает лириков стать общественными обвинителями...

— Конечно, обвинять легче. Короля играет свита: умного она может сделать глупым, талантливого — бездарным. Так что если ты коронован, нужно очень осторожно и правильно расставлять возле себя людей, знать их и никогда не опираться на брата, кума, свата...

— Или если опираться, то железной рукой? Пиночет говорил: «Я не диктатор, просто у меня такое выражение лица».

— Пиночет — не наш вариант.

— А Путин?

— Ну не дай Бог! К сожалению, Путин пытается воссоздать не Российскую империю, а страну СССР, которой мы были почти 70 лет, — с ее Мавзолеем, однопартийной системой... Идея, чтобы Россия была таким же государством, как все европейские, похерена. Страна превращена в собственность одного человека и его клана.

— Клан кланом вышибают?

— Такого не было даже при Сталине. Путин мог бы почти воссоздать Союз, причем не силовым методом — за счет газа и нефти сделать средний уровень жизни в Российской Федерации таким, что белорусы и украинцы (а материальный момент очень важен для людей) заявили бы: и мы хотим жить в союзе с Россией.

Страна, где угодный олигарх сидит в Лондоне, а другой (такой же, но неугодный) заточен в тюрьму, — это для большинства нас, украинцев, наглядное пособие, как мы жить не хотим.

— Интеллигенция понимает, что не хотим, а пересiчнi громодяни? Никогда не забуду, как режиссер сатирического фильма «Фонтан» Юрий Мамин с придыханием, снизив голос до восторженного шепота, произносил имя Путина: «Влади-и-имир Влади-и-имирович»...

— Такие же и Михалков, и Бортко...

«ОПАСНО ПАДАТЬ В ПРОПАСТЬ КАК С АМЕРИКОЙ, ТАК И С РОССИЕЙ»

— Некоторые путают понятия «отечество» и «ваше превосходительство». Но простому россиянину, то есть обывателю, что есть свобода совести, что нет, все равно: телевизор им совершенно честно покажет футбол, стрелялки, сериалы, постановочные ток-шоу...

— Сами виноваты. Где так называемая совесть нации, те, кто привели Ельцина к власти? Они же могли создать в Государственной Думе целую фракцию и добиться результатов, только растворились — потому, что была дана возможность уйти в бизнес и вдруг стать богатыми. Советская власть создала даже не ту разночинную интеллигенцию, которая была до 1917 года. Большинство (кроме диссидентов) — лакеи: «Владимир Владимирович, Иосиф Виссарионович, чего изволите?». Эта интеллигенция в свое время с удовольствием травила Пастернака, Даниэля, Синявского, Высоцкого...

— ...Бродского...

— Если бы это была только наша беда, но, увы, так — во всем мире. Сейчас хлынут желтые или черные — не важно, потому что у них там жрать будет нечего. И придется ставить кордон — не пускать или, упаси Боже, отстреливать, чтобы не заполонили европейские страны, как крысы. Вы даже не представляете, что может начаться! Голодомор в Украине, о котором мы столько говорим, грозит обернуться планетарным явлением.

Кстати, Голодомор — только часть преступлений большевистского сталинского режима. А ГУЛАГи, а система двойных стандартов?! Нужно осудить все. Если уж делать это, то устроив свой Нюрнбергский процесс, где решался бы вопрос не только газовых камер или Холокоста.

— Процесс над коммунистами?

— Над идеей, над людьми, которые ее осуществили...

— ...и давно истлели в могилах. Вы же в своем «Поезде» писали:

Так тихо. I таке повiтря чисте,
Немов помер останнiй комунiст...

— Коммунисты были разные: Павка Корчагин или Василий Губанов, сыгранный Евгением Урбанским, тоже правы, как и миллионы порядочных талантливых членов КПСС, этой же социальной машиной уничтоженных. Коммунистическая система не менее антигуманна, чем фашистская. Еще Энгельс предупреждал: для славянских народов идея коммунизма не годится. Все три лозунга французской революции были восприняты нами извращенно. Мы говорим: «Свобода, равенство и братство», не понимая, что французы вкладывали в эти слова свободу предпринимательства, равенство каждого перед законом и братское уравнивание в правах представителей разных народностей, живущих под французским триколором. На нашей же почве свобода переросла в беспредел, равенство — в уравниловку, а братство — в русификацию.

— Теперь кризис уравнял всех в неуверенности в завтрашнем дне. Кстати, недавно покончил с собой человек, с фирмы которого якобы этот кризис начался, — финансовый директор американского ипотечного агентства Freddie Mac 41-летний Дэвид Келлерман.

— Америка-то выйдет из кризиса, у нее есть и стратегические запасы, и вожжи, которыми она правит миром. Поэтому, с моей точки зрения, самая лучшая для Украины позиция — не быть пристегнутой ни к кому, ни с кем не враждовать, как Финляндия, Норвегия, Швейцария...

— ...с ее кантонами — тоже ведь регионы, где говорят по-немецки, по-французски, по-итальянски, но всем хорошо.

— Опасно падать в пропасть как с Америкой, так и с Россией. Все равно мы имеем право...

— ...на собственную пропасть.

— На свой оазис, где нужно не обжираться салом с помидорами, а строить моральную страну. Когда наступает последний день, легче уходить тому, кто, оглядываясь назад, радуется, что смог состояться духовно. Если же покидать виллы, яхты, команду «Челси»... Представляю, как тяжело будет умирать Абрамовичу.

Легендарный поэт-песенник, народный артист Украины Юрий Рыбчинский в 2015-м отмечает 70-летие. В соседней России, где государство использует артистов как идеологическое оружие, с такой даты обязательно сделали бы событие государственного масштаба. Награды, честь, многочисленные телешоу федеральных каналах увенчались бы пафосным концертом в Кремлевском дворце.

То есть, ждете …

Как эту модель нужно менять?

Правильно, что КПУ запретили?

Кто из артистов ему помогал?

По информации Сайта «Главком». www.glavcom.uaЛегендарный поэт-песенник, народный артист Украины Юрий Рыбчинский в 2015-м отмечает 70-летие. В соседней России, где государство использует артистов как идеологическое оружие, с такой даты обязательно сделали бы событие государственного масштаба. Награды, честь, многочисленные телешоу федеральных каналах увенчались бы пафосным концертом в Кремлевском дворце.

В Украине все по-другому. Нет! Рыбчинского тоже почтили — Президент наградил художника орденом князя Ярослава Мудрого. И наш юбиляр искренне, без иронии радуется этой отличии. Юрий Евгеньевич уверяет, что не ожидал удостоиться такого внимания. А о концерте говорит, что устроит его и сам, без поддержки Минкульта, только бы дождаться мирное время.

И ни знаки внимания от главы государства, ни членство сына-депутата во фракции Блока Порошенко, не сдерживают Рыбчинского от острого слова в адрес нынешней власти. «Президент — это не Иисус Христос», — объясняет Юрий Евгеньевич в разговоре с «Главкомом». Речь о правительство еще жестче: «Это правительство не камикадзе, это правительство преступников». Поэт, который в своих произведениях предсказал Майдан, сейчас застаригае руководителей государства от нового народного возмущения.

«Я делаю предупреждение для тех, кто этот Майдан готовит». Они кричат: если ты критикуешь власть, значит, ты — рука Москвы. Нет! Дело в том, что все, что делают сегодня наши чиновники является признаком того, что они не только рука Москвы, а и нога», — считает Рыбчинский.

Юрий Евгеньевич, в мае вы отметили 70-летие. Обычно к таким датам артисты готовят что особенное для поклонников. Над чем вы в этот юбилейный год?

Сейчас я работаю в нескольких жанрах. Пишу просто стихи, стихи для песен и пьесы. Окончил мюзикл о Мэрилин Монро, который называется «Мэрилин. Crazy in love », композитор Виктория Васалатий, с которой мы написали мюзикл« Эдит Пиаф. Жизнь в кредит »(постановка театра им. Франко -« Главком »). Также сейчас заканчиваю рок-оперу «Паганини» с композитором Виталием Волкомор.

Кто будет исполнять главную роль в мюзикле о Мэрилин?

Мы договорились с каналом «Интер», что сделаем телевизионный кастинг на разные роли, а ролей там много. Главные события в жизни Мэрилин Монро происходят вокруг мужчин. Это — ее продюсер Даррел Занук, директор киностудии «ХХ век — Фокс», это ее первый муж, выдающийся спортсмен-бейсболист Джо Ди Маджио, актер французского кино Ив Монтан, с которым у нее был роман в Голливуде, драматург Артур Миллер, президент Джон Кеннеди, также роль Жаклин Кеннеди и того, кого считают убийцей Кеннеди — Ли Харви Освальд. Еще есть такая персона — душа Мэрилин Монро. У меня в каждой пьесе есть некая мистическая фигура, например, Белая леди в «Эдит Пиаф», то и здесь без этого не обошлось. Я люблю мистику.

Ваш юбилей вам пришлось отмечать без традиционных для вас творческих вечеров. В них всегда участвовали многие российские артисты, с которыми вас связывает многолетнее сотрудничество. С кем из них вы поддерживаете отношения сегодня?

Так, каждый юбилей я делал концерт. Но в настоящее время я решил не делать концерт, потому что не могу пригласить, скажем, Тамару Гвердцители, Александра Малинина, Анжелику Варум … Я вообще считаю, что в это время, пока у нас идет война, не стоит делать подобных концертов. Делать посвященный войне концерт — очень угнетающий, а петь веселые песни в это время — не уместно. Нужно переждать. Когда ты что-то празднуют, а в это время у многих людей горе — это не правильно.

То есть, ждете …

Да. Я жду лучших времен. Еще много лет назад написал песню «Победа», жду, когда эта победа наступит.

Я сделал юбилейный телевизионный концерт на УТ-1. На разных каналах звучали концерты прошлых лет, они повторялись во время моего юбилея. Делать сейчас творческий вечер — это, во-первых, колоссальные финансовые и нервные затраты. Кроме того, Минкульт и раньше особо не помогал в таких мероприятиях … а сейчас даже не стоит обращаться с подобными просьбами. Но придет время и я сделаю концерт. В этом проблемы большой нет. Но я хочу делать тогда, когда у людей настроение будет нормальный.

С кем из российских артистов вы продолжаете поддерживать связи?

Сейчас их не так много. С российским прозаиком Виктором Ерофеевым, который всегда писал и пишет о России так, что никто из Украинской так не написал. Он остался современным Салтыковым-Щедриным для России. Чего стоит его известная «Энциклопедия русской души». Сейчас в Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна ставят рок-оперу «Белая ворона» (авторы Юрий Рыбчинский и Геннадий Татарченко — «Главком»), то, конечно, с Арменом Джигарханяном поддерживаю связи с композитором Максимом Дунаевским.

Гвердцители, Малинин также всегда были в орбите Рыбчинского. Сегодня эти связи не прерваны?

Им всем запрещено ехать с концертами в Украине. Независимо от того, какая у них позиция, — положительная, отрицательная или нейтральная. Я помню, с каким наслаждением мы работали с Сашей (Малининым — «Главком»), когда он решил сделать концерт из двух отделений из украинских песен. Он выучил украинский язык, совсем без акцента. С каким наслаждением он над этим работал. И «Дикие гуси» пел, и «Волшебную скрипку», и «Ночь которая месячная». Он ездил по Украине и имел колоссальный успех, потому что он влюблен в украинскую песню.

То есть, если российские артисты боятся, что если посетят Украину, то их по возвращению ждет наказание?

Им ничего не скажут, но они исчезнут с телевидению, с радио, вдруг в них начнутся проблемы с концертами. Им позволяют ехать только в Крым, в «ДНР», в «ЛНР». Вот туда, пожалуйста …

Лолита Милявская недавно в Керчи была с выступлением …

Да я знаю. Она пела украинские патриотические песни Вакарчука.

Но она в последнее время выступала с оскорбительными заявлениями в отношении Украины. В частности — критиковала стремление Украины в Европу, проклинала санкции, наложенные на Россию.

Это ее проблемы. Но ее мать с дочкой живут здесь (в Киеве — «Главком»). Каждый человек, особенно во время таких сложных событий может и ошибаться, но не нужно отнимать у нее шанс исправить эту ошибку. Не нужно на человеке навсегда ставить крест.

Ваше отношение к Лолиты сейчас изменилось?

Она как была талантливая исполнительницей, актрисой, так и осталась ею. Но его политические взгляды … При той эпидемии, которая есть в России, когда все зомбированные, ничего удивительного нет, что и она попала под это влияние. Меня это не удивляет.

В ее репертуаре есть и ваши песни …

Так, украинские, кстати, написанные с композитором Аркадием Укупником, «Ночное такси», «Я ненавижу тебя за то, что так люблю».

… Не было ли у вас желание запретить их петь?

Нет. Пусть поет. Я считаю, что украинские песни, которые звучат в России, работают на имидж Украины.

Не так давно в Киеве с концертом выступал Андрей Макаревич. Он из тех артистов, которые не боятся, что о них что-то в России подумают, или начнут травить.

Он не боится. Олег Басилашвили, Армен Джигарханян, Лия Ахеджакова, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Эльдар Рязанов — многие российские известных людей не боятся. У многих людей болит сердце за Россию и Украину, они понимают, к чему может привести фашизация России.

Один из жестких критиков украинской власти среди российских артистов — Иосиф Кобзон. Он называл нашу власть «палачами Донбасса», призывал отомстить Украинский за кровь. Вы, насколько известно, не разговариваете с ним уже много лет, хотя были друзьями. Ни старались сейчас убедить Кобзона?

Мы не разговаривали после первого Майдана, потом снова начали общаться. Для меня было очень обидно, когда он назвал наш украинский гимн нацистской. Что он там нашел нацистского? Даже при всей неуважении к российскому гимну, перелицованного третий раз, я все равно никогда не называл его нацистским. Это же гимн государства. Думаю, таким образом, бывшие друзья сами себя вычеркивают из рядов друзей … Кобзон — больной человек, поэтому не хочется ничего такого оскорбительного говорить, потому, что когда человек болеет, ее жалеть нужно. Это свидетельство того, что многие люди вышли из Советского Союза, но там и остались, кто одной ногой, а кто и двумя. Он поет «Ленин такой молодой», как он живет в том времени. Если он по этому радуется, то, наверное, ему хочется вернуться к советским временам. Он оскорбляет Украину, хотя сам там здесь родился (Кобзон родился в Донецкой области — «Главком») … Тем более, говорит те вещи, которых не было: якобы когда маленький был, то на Донбассе видел бандеровцев. Но бандеровских отрядов там никогда не было.

То, что Кобзон оскорбил гимн, перечеркнуло ваши отношения?

Да. Гимн, который освящен кровью людей, погибших на Майдане, — это святая песня. К ней не может быть отношение как к какому-то шлягера.

«Для Украины потеря Лорак или Повалий — это большая потеря»

Многие наши певцов продолжают ездить на работу в России. Это — Ани Лорак, Потап и Настя, Светлана Лобода, Таисия Повалий и другие. Как считаете, критика в их адрес обоснована?

Это можно было бы как-то осуждать, если бы у нас было официально объявлено, что мы воюем с Россией. Но у нас нет такого. За что осуждать их, когда не только в нашей президента но и у многих наших олигархов и бизнесменов бизнес в России, а российский бизнес работает сейчас на нашей территории. Кроме того, миллионы наших людей работают в России, потому что им нужно содержать семьи. Они работают там, потому, что не имеют работы здесь. Я понял бы, если бы здесь было столько работы, а они ездили в Россию … Кроме того, с моей точки зрения, артисты, представляющие Украину и ездят петь в Россию, делают доброе дело, потому что раз их там приходят люди, то они приходят на Украину. У меня нет сомнений, что Светлана Лобода, Тая Повалий, Ани Лорак, Потап и Настя — не менее патриоты, чем кто-либо из нас. Но они ездят на работу. Они не к Путину ездят, не на политических митингах выступают. А «Океан Эльзы» разве не ездил с турами по России? В Петербурге например, их запретили. Но если такой коллектив, как «Океан Эльзы», поедет по России — разве это плохо?

Мы и так отдали России колоссальное количество эстрадных певцов и певиц. Наверное, 75% российской эстрады высшего эшелона — это наши. Это и Лариса Долина, и Лолита, и Анжелика Варум, и Наташа Королева … Кому-то, конечно, очень хочется, чтобы они никогда не возвращались, чтобы самим выглядеть, так сказать, на «высшем этаже». Но я считаю, что для Украины потеря таких певцов, как Лорак или Повалий, — это большая потеря. Где им здесь работать? Здесь ведь нет концертов. Если мама не кормит, то что плохого, если соседская тетя дает сиську. Пока не объявлена война и есть дипломатические отношения, пока наши заводы работают там, а их здесь, то я в этом не вижу никакого преступления.

В прошлом году концерты Ани Лорак блокировали даже в Одессе и Киеве …

Это то же, что и травли Макаревича в России.

Ваш сын в прошлом году проводил свой большой творческий вечер и якобы бойкотировал Таисию Повалий, для которой написал много песен в 90-е. В СМИ писали, что Евгений Рыбчинский, вроде бы, не захотел видеть певицу на своем концерте, потому что она запросила вбольшой гонорар.

Так, на самом деле, Евгений делал концерт, обратился к Игорю Лихуты, который назвал ему слишком большую цену. Дело в том, что Женя для Таи писал очень много песен, когда она начинала и это делалось бесплатно. Поэтому его это морально поразило.

Вы посещаете все концерты Ирины Билык в столице. Но, кажется, в ее репертуаре форуме ваших песен?

Одну песню я ей сделал для дуэта с Зибровым — «Мужчина и женщина», но это ничего не значит. Я ее люблю не потому, что она поет мои песни, она выдающаяся певица, сделала целую эпоху в украинской эстраде.

Ее часто осуждают за то, что она начала с начала 2000-х петь на русском. И это типичная ситуация для многих украинских певцов, которые решили таким образом расширит свой рынок.

А что, на русском языке перестали в Украине говорить? Разве русский язык пришел к нам из России? Она возникла на территории древнего славянской речи, так же как украинская, белорусская. Русский язык не принадлежит только России, как и английский язык не принадлежит только Англии. Речь не враждуют. Не нужно ставить знак равенства: русский язык — это Россия. Украинская культура, с моей точки зрения, многокрылый. Украина дала гениев, которые писали на украинском языке, гениев, которые писали на русском, гениев, которые писали, как Шолом Алейхем на идиш, гениев которые писали польской, и даже как Пауль Целан, немецком. Если взять всех, вернуть и сказать, что это наши, не отдавать России, и другим странам, то мы сразу становимся великой мировой культурой.

Как часто сейчас у вас заказывают песни?

Если взять 2013 год, то, как минимум — 2 песни в месяц мне заказывали. Сейчас, в связи с тем, что концертов меньше, у исполнителей меньше возможностей покупать песни, но, все равно, я пишу, например, для Лаймы Вайкуле, постоянно. В 2014 году Лайма пела в финале «Песни года» нашу с Владимиром Волкомор песню «Прощание Славянки», после этого еще несколько песен мы для нее написали.

Заказывает Павел Зибров, также молодые певцы. Но меньше, намного. И все это временно. Это как у рояля: не бывает инструмента только с белыми клавишами, и не бывает рояля только с черными. Если ты увидел рояль с одними черными клавишами, то подними крышку (смеется).

От чего зависит цена за песню?

В первую очередь от имени того или иного автора. Если это песня таких композиторов как Виктор Дробыш или Игорь Крутой, или Константин Меладзе, то, конечно, она будет дороже, чем в другого.

А у вас от чего зависит в маэстро Рыбчинского?

Смотря для кого пишешь. Я могу написать и бесплатно, скажем, для Гвердцители или для Малинина — одну песню в год подарить. А так … Это рынок, понимаете.

«Критиковать — это не значит делать президенту плохо»

Сегодня ваш сын Евгений в политике. Он в Блоке Петра Порошенко. Даете ли вы советы сыну-депутату?

Когда он хочет посоветоваться и если я в этом разбираюсь, конечно, я даю ему какие-то советы. Но он очень самостоятельный человек, поэтому обращается ко мне очень редко.

Он работает в комитете по делам ветеранов, участников боевых действий, участников АТО и людей с инвалидностью. Я ему говорил, что нужно восстановить институт военных аптек, чтобы для военных и их семей были отдельные аптеки. Люди покупают лекарства сейчас за колоссальные деньги, я считаю, что это — преступление со стороны государства, допускать такое. Государство должно им бесплатно давать лекарства, или по сниженным ценам. Кстати, в США армия — это святое, а при армии всегда существовал институт военных аптек. У нас же его отменили, потому что медицина стала предметом бизнеса.

Ваш сын часто критикует президента.

Критиковать — это не значит делать президенту плохо.

«Украинцы не сделали для себя никаких выводов после первого Майдана. Поэтому и получили президента в разы хуже, чем в предыдущем (Януковича) ». Это ваши слова. А сейчас как вы оцениваете изменения в стране?

У нас интересная тенденция: после Кучмы каждый следующий президент был хуже предыдущего. Это я говорил еще до последних президентских выборов.

То есть при Кучме лично вам жилось лучше всего?

При Кучме происходила колоссальное количество концертов под его патронатом, была возможность найти спонсоров. Более 70 конкурсов украинской песни происходило тогда в год. Фестивали в Крыму песенные проводились, были условия для этого. Если бы все таким путем пошло, если бы были созданы еще дальше условия для спонсорства, если бы дали возможность меценатам и спонсорам спонсировать культуру, если бы были законы, при которых культура не платила бы налоги, то мы бы имели другую культуру. У нас бы тогда никто не ездил бы в Россию.

И вот уже прошло много времени, не только после первого, но и после второго Майдана. По вашему мнению, есть какие-то сдвиги?

Властью все сделано для того, чтобы состоялся третий Майдан. Обвал гривны, повышение стоимости коммунальных услуг, у меня, как у пенсионера, отрубили 15% пенсии. Во времена Януковича за 3 года меньше было сделано против людей, чем за год с этим правительством. Поэтому, я считаю, что это правительство не камикадзе — это правительство преступников.

Надо очень не любить свой народ, чтобы делать такие вещи. В то же время идут миллиардные сделки через Таможенную службу, через продажу собственности и все остальное. Но с каждым Майданом наш народ имеет все больше опыта …

Родители, дети с оружием в руках каждый день, рискуя своей жизнью на Востоке воюют. За что они воюют? Они воюют за свою Родину, за будущее. Какое будущее может быть у детей и внуков, если останется эта модель государства? Надо не реформами заниматься, а модель государства менять. Реформы — это как ремонт плохой машины: в ржавый Запорожец время от времени вставляют какую-то деталь то от мерседеса то от Ситроена.

«Я не «каркают». Я делаю предупреждение … »

Как эту модель нужно менять?

Надо делать такую модель государства, как у чехов, поляков, то есть, народный капитализм. Иначе ничего не поменяется. Самый большой недостаток нашей модели — бороться с коррупцией назначают тех, кто является коррупционером. Коррупция же не существую внизу: как судьи будут что-то решать, когда сами на 100% являются коррупционерами. Нужно все менять — милицию, судей.

Так вот у нас же сейчас создают новую милицию …

Когда в одной из своих поэм я предсказал, что будет Майдан. Так и сейчас все к этому идет. Я не «каркают». Я делаю предупреждение для тех, кто этот Майдан «готовит». Они кричат: если ты критикуешь власть, значит, ты — рука Москвы. Нет. Дело в том, что все, что делают наши чиновники на сегодняшний день является признаком того, что они рука Москвы. Рука и нога. Если то, что они делают, не работает на украинский народ, то значит, это работает на врага. Вроде через Минские соглашения они не могут отвечать врагу огнем, не имеют права выгнать оружием врага. Власть балуется, войну превратила в бизнес. Это позорно.

Когда артисты идут к власти, это — позитив?

С моей точки зрения, Верховная Рада должна состоять из других людей. Нужно иметь два образования — юридическое и экономическое. Может быть очень хороший человек, или очень добросовестная, которая рисковала жизнью, но в парламенте нужно законы писать, а есть такие сейчас депутаты, также сроков юридических не знают. У нас до сих пор не было полноценного парламента. Сейчас такое отношение: нам нравится то человек, то давайте ее выберем в Верховную раду. Так нельзя.

Вы о таких, как казак Гаврилюк?

Он больше пользы бы сделал, если бы ему дали роту, пусть воюет. Это все равно, что меня назначить директором военного завода. Парламент должен быть профессиональным, это не любительский клуб «хороших людей». И партии я бы запретил, кстати.

Потому что наша страна отравлена так называемой партийности. Но настоящие партии должны быть идеологическими. Идеологий не так много: может быть коммунистическая, социалистическая, социал-демократическая, либеральная, анархическая … А у нас — партия Иванова, партия Петрова, Петренко, Сидоренко. Это клубы. Это бизнес. Которая может быть партия по географическому признаку — я о Партии регионов? 70 лет все партийную жизнь людей в нашей стране — это была одна партия. Мы каждый день, образно говоря, ели одну и ту же пищу. Представьте, что вы 70 лет ели овсянку, и вдруг вас пригласили на банкет с разнообразием блюд. Что с вами будет? Гастрит, язва и так далее. У нас люди сейчас не объяснят толком, какая идеология у «Батькивщины», например, или в «Народного фронта».

Тем не менее, ваш сын в парламенте в составе президентской фракции.

Он не член партии, он мажоритарщик. Просто он шел под эгидой БПП.

Правильно, что КПУ запретили?

Для того, чтобы запретить любую партию, надо провести что-то вроде Нюрнбергского процесса. Если сегодня можно запретить КПУ, то завтра так же можно запретить любую из других партий, которые есть в парламенте. Это не цивилизованно. Цивилизованно — решать все через суд, на котором определяется приговор.

«Артистам я бы сказал — хотите стать народными? Пожалуйста, соберите 70000 людей!»

Петр Порошенко вам на 70-летие вручил орден Ярослава Мудрого. Что для вас значит такое отличие?

Для меня это было неожиданно. Если я заслужил орден Ярослава Мудрого, то я благодарен президенту. Но я не обращался, никто не подавал никаких документов, это была его инициатива, значит, он так считает. Каждому человеку приятно, когда его ценят.

Есть ли сегодня смысл в званиях народного, заслуженного артиста?

Надо менять систему присвоения этих званий. Когда власть отмечает, кому дать, — это как при Советском союзе. С моей точки зрения, не власть отмечать — это должно определять народ, то есть количество людей, которые приходят на концерты. Власть может не давать Вакарчуку звание народного артиста. Но он собирает 70 000 зрителей, а другие артисты не могут собрать такое количество людей. Другим артистам я бы сказал — хотите стать народными? Пожалуйста, соберите 70000 человек!

Какую пенсию вы получаете как народный артист?

Когда я ушел на пенсию, в 60 лет, моя пенсия составляла примерно 5000 гривен. По курсу на тот момент это было около $ 1000. Затем, доллар вдруг в 2 раза вырос, моя пенсия стала составлять $ 500. На сегодняшний день, если учесть, что у меня забрали 15% пенсии — это около $ 200 получается. То есть, $ 800 у меня государство украла. Государство, которое я должен любить, на которую я должен работать.

Ваш творческий собрат, композитор Игорь Поклад, соавтор самых известных ваших шлягеров, тяжело болеет? Какой у него состояние сегодня, и отозвались на ваш призыв ему помочь артисты?

Он перенес тяжелые операции. Здоровье его сейчас более-менее нормальное. Дай Бог, он еще много лет жить и писать. Он — гений украинской музыки.

Кто из артистов ему помогал?

Помогали все, когда были операции. И Меладзе, и Ротару, и Лихута с Повалий, очень многие артисты помогли, всех и не назову.

По информации Сайта «Главком». www.glavcom.ua

Автор

Олег Базалук

Oleg Bazaluk (February 5, 1968, Lozova, Kharkiv Region, Ukraine) is a Doctor of Philosophical Sciences, Professor, philosopher, political analyst and write. His research interests include interdisciplinary studies in the fields of neurobiology, cognitive psychology, neurophilosophy, and cosmology.

Формат