Все о тюнинге авто

Музыкотерапия как одно из средств оздоровления детей с ОВЗ. Музыкальная терапия: мост из мира одиночества Музыкальная программа для ребенка инвалида дошкольного возраста

Музыкальная реабилитация детей-инвалидов в рамках социального проекта «Музыка детских сердец»

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. В нашем Реабилитационном Центре регулярно проводятся занятия по музыкальной терапии , которые посещает большинство детей с ограниченными физическими и умственными возможностями. Воспитанники нашего Центра – это дети с ограниченными возможностями, имеющие различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Для таких детей значимы следующие проблемы :

Отсутствует мотивация к обучению, как следствие, низкий уровень познавательной активности;

Опыт творческой деятельности недостаточно освоен, не развита эмоциональная сфера, что не дает воспитаннику раскрыть свою неповторимую индивидуальность, личностный потенциал;

Не сформирована коммуникативная компетенция.

Для того чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья стал личностью и личностью творческой, востребованной и нужной обществу, необходима коррекция и развитие его высших психических функций, эмоционально-волевой, двигательной и социальной сфер .

Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для ребенка - инвалида, так как оказывает большое эмоциональное воздействие и способствует развитию эстетических чувств, эстетического восприятия, а именно это делает человека человеком.

Мир музыки огромен и неповторим. Каждая встреча с музыкой должна приносить детям огромную радость, наслаждение. Задача педагога – научить понимать музыку , полюбить ее. Музыкальные занятия способны помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие музыки , помочь им раскрыть свои творческие способности, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем. Музыкальное воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное.

В нашем Центре ведется большая систематизированная работа по музыкальному воспитанию . Начинается эта работа на занятиях музыкой и ритмикой и продолжается на репетициях музыкальных кружков , при подготовке праздников, развлечений совместно с воспитателями и родителями, а так же в концертной деятельности и участии в конкурсах.

Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях Центра ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В связи с необходимостью проведения занятий по музыкотерапии в группах , неоднородных как по возрастному составу детей , так и по структуре и тяжести дефекта, автором был разработан и апробирован проект групповой музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья « Музыка детских сердец » .

За время работы проекта сформировались музыкотерапевтические группы , в которые подбирались дети с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, характера патологии и предшествующего опыта занятий музыкотерапией . Как правило, до объединения детей в группу , каждый ребенок проходит этап диагностики для выяснения уровня его психического развития и коммуникационных возможностей, а дети с нарушениями общения - этап индивидуальных занятий со специалистами Центра.

Данный проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей Строится на принципах внимания к потребностям детей и создания атмосферы доверия и партнерства в различных видах музыкальной деятельности . Работа по данному проекту строится в соответствии с Национальными стандартами Российской Федерации.

Цель проекта : ввести ребенка в мир музыки , обогатить его чувственно-эмоциональную сферу, способствовать самовыражению и самореализации, создавать предпосылки для развития музыкально -эстетического сознания.

Задачи :

Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, приобщить детей к русской культуре .

Формировать представления о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его.

Учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов.

Развивать творческие способности в музыкально -художественной деятельности, психические процессы, коммуникативные навыки.

Развивать двигательную сферу, мышечную активность, координацию движений.

Развивать музыкальный слух , память, чувство ритма, творческое воображение и способность сопереживать.

Стратегия достижения поставленных целей и задач.

Успешное решение задач проекта зависит от содержания музыкального воспитания , от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности . Все разделы проекта объединяет игровой метод проведения занятий, который придает им привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и повышает его эмоциональный фон. Музыкальные занятия – основная форма организации . На каждом этапе занятия ставятся новые задачи, которые стимулируют ребенка мыслить, творить.

В музыкальной деятельности существуют два этапа : первый – воспринимающая деятельность, когда ребенку поют, играют на инструменте, а он слушает; и второй, который строится на методе «освобождения творческих сил» и благодаря этому ребенок творит в музыке , импровизируя мелодии голосом или на музыкальном инструменте , участвует в концертах, театральных постановках и т. д. А результатом является эмоциональная отзывчивость и прекрасное настроение детей .

Подготовительный этап.

Выявление уровня музыкального развития детей , определение реабилитационного потенциала , составление плана реабилитационных мероприятий .

Основной этап.

На данном этапе организуется музыкальная деятельность по реализации цели и задач проекта , которая содержит четыре направления :

« Музыка с мамой » - для детей младшего возраста ;

«Праздник каждый день» - для детей старшего возраста ;

«Волшебный мир творчества» - занятия в музыкальной студии ;

«Подари улыбку миру» - музыкальная гостиная для выпускников.

Музыка с мамой .

Это музыкальная программа раннего развития детей . Основной идеей программы является совместное участие в музыкальной деятельности детей , родителей и педагога.

Лучшим учителем музыки является мама ребенка. Полюбит ли малыш музыку , научится ли петь и ритмично двигаться, освоит ли какой-нибудь музыкальный инструмент – все это в большей мере зависит от маминых усилий. Организованные педагогом музыкальные занятия , позволяют маме заниматься с малышом пением и ритмикой, подбирать на слух песенки, играть в музыкальные игры , что поможет не только вырастить малыша музыкально одаренным , но и развить его мышление, память, любознательность.

Праздник каждый день.

Данная программа помогает превратить каждое занятие в маленький праздник, так как ребенку с ограниченными возможностями для полноценного развития праздник необходим как воздух.

Праздник – это окно в мир прекрасного, в мир волнующей музыки , поэзии, в мир ярких зрительных образов, увлекательных игр и затей. Основные элементы занятий : логоритмика, слушание музыки , пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы направлены на решение значимых для развития ребенка проблем. Работая с детьми важно видеть каждого из них. Сделать так, чтобы они проявили все те таланты, которые спрятаны в них глубоко и чтобы в жизни они были раскованными, уверенными в себе.

Волшебный мир творчества.

Тот опыт, который дети приобрели на музыкальных занятиях , влияет на их самостоятельную деятельность, позволяет им успешно участвовать в работе студии «Волшебный мир творчества» .

Дети водят хороводы, слушают и поют песни, читают стихи, театрализуют действия, участвуют в постановках кукольных реприз, музыкальных сказок , в музыкально-дидактических играх . Благодаря яркому и характерному музыкальному материалу дети достаточно легко могут выразить свое отношение к музыке словесно , через движения, в театральной постановке, что благотворно сказывается на коррекционном процессе детей с ограниченными возможностями. Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Подари улыбку миру.

Музыкальное воспитание детей с ограниченными возможностями – это непрерывный процесс и он не заканчивается по достижению ребенком 18 лет. Для выпускников Центра организована работа музыкальной гостиной «Подари улыбку миру» . Здесь каждый делает то, что ему больше по душе, отвечает его интересам и способностям : кто-то занимается вокалом, кто-то участвует в постановках спектаклей, кто-то увлекается танцем. Украшая свою жизнь яркими красками творчества, выпускники ощущают свою значимость и являются примером для подрастающего поколения.

Заключительный этап.

На этом этапе ведется мониторинг музыкальной деятельности , отслеживается динамика музыкальных и двигательных навыков детей с ограниченными возможностями.

Результаты работы в рамках проекта .

В результате музыкальной деятельности у детей и родителей появляется устойчивый интерес к праздникам и развлечениям, организуемым в нашем Реабилитационном Центре . Ограниченность интеллектуального развития и физические недуги не позволяют детям выступать на профессиональной сцене, стать актерами, певцами, а вот на сцене, в родном Центре они – мастера искусств, музыканты . Ребята принимают активное участие в концертных программах для ветеранов ВОВ и тружеников тыла, других гостей Центра, благотворительных марафонах, неделях добра. Показывают свои таланты в областных и городских конкурсах творчества детей с ограниченными возможностями. Музыкальными номерами радуют тяжелобольных детей , посещая их на дому.

Многие воспитанники Центра, не останавливаются на достигнутом и продолжают свою творческую деятельность, посещая различные студии нашего города.

В се мы приходим в этот мир неповторимыми, индивидуальными, особенными, но, к сожалению, не всегда с равными возможностями. Неважно, по чьей воле так происходит: злого рока или неудачного стечения обстоятельств, по воле природы или высших сил, главное другое – дети с ограниченными возможностями всегда имеют шанс сделать непостижимое немного ближе, и возможно это с помощью уникальной методики - музыкальная терапия.

Музыка – вклад в формирование детского мира

Н есмотря на устоявшиеся скептические мнения, немузыкальных людей не существует в принципе, ведь музыка окружает нас всюду – во всевозможных звуках и шорохах, словах и мелодиях, даже в тишине тоже есть своя удивительная игра нот.

Еще находясь в материнской утробе, ребенок впервые слышит эту игру: в ритме маминого сердца и характере дыхания, тембре голоса и интонации, фразах, произнесенных извне, и многом другом. А позже музыка открывает перед маленьким человечком нечто более значимое и безграничное – умение чувствовать и сопереживать, именно поэтому очень важно с первых лет жизни обогащать детские впечатления, приобщая ребенка к разным видам музыкальной деятельности, таким образом, помогая формировать не только общую музыкальность, но и выразительность движений.

Важнейшим аспектом в этом процессе является развитие музыкального слуха, и добиться этого можно отнюдь не путем систематических, упорных и изматывающих тренировок, а в форме легкой, забавной и непринужденной игры. В первые годы жизни ребенка каждый звук – хлопанье в ладоши и погремушка, игра на губной гармошке и обычная колыбельная песня станут залогом осваивания ритма в такт, затем можно переходить к более сложным заданиям – определению низких и высоких звуков, ну, и, конечно, знакомству малыша с особенностями различных музыкальных инструментов.

Музыкальная терапия при ДЦП: примеры реабилитации

С частье – оно так необходимо в жизни, но каким же недосягаемым оно кажется для тех крошек, которые пришли в этот мир особыми. Но разве любые ограничения – будь они физическими, психическими или умственными, могут стать преградой для улучшения качества жизни? Нет, особенно в наше время, когда научно доказано почти магическое воздействие музыки на человеческий мозг и определенные типы нервных клеток под разной частотой.

Таким образом, детям с ДЦП музыкотерапия не только помогает повысить музыкальную компетенцию в целом, но и улучшить доверие к людям, настроить взаимопонимание с ними, ускоряя процессы терапии основной, благодаря легкости в выражении чувств и осознанию ребенком самого себя. Это помогает малышу благоприятно реагировать на неудачи и проблемные ситуации.

Но это далеко не все: благодаря музыкальной терапии детям с ДЦП открывается неповторимый и прекрасный окружающий мир, а овладевая навыками самоконтроля и поддерживая внутреннюю гармонию, они растят внутри главное и нужное – силу духа. Правильно подобранная музыка и музыкальная терапия поможет не только побороть статическую скованность, но и активировать умственную деятельность, а также движение к общему оздоровлению, вселяя веру в лучшее.

Музыкальная терапия может использоваться и в качестве домашней реабилитации ребенка с особыми потребностями. Сделать это не так сложно, ведь если с первых дней жизни напевать ребенку мелодичные песенки – очень скоро это войдет в добрую привычку. Впрочем, как и прослушивание проверенной временем классической музыки. Например, для поднятия жизненного тонуса и настроения подойдет «Шестая симфония» Чайковского, а всем известная «Лунная соната» успокоит и уменьшит раздражительность.

Основные аспекты работы с детьми и музыкальные произведения. Человек откликается на вибрационные частоты, поэтому можно с уверенностью сказать, что каждая клетка, орган или система имеет свои вибрации, при озвучивании которых получаются индивидуалные мелодии, которые массируют внутренние органы, улучшают кровообращение, влияют на костную структуру. Как же сделать так, чтобы организм ребенка, словно инструмент, «заиграл» в нужном ритме и звучании?

Убираем эмоции: спокойные мелодии и четкие ритмы

В лечении проблем гиперактивности используется активная музыкальная терапия – четкие ритмы, которые являются основой любой мелодии. Учитывая тот факт, что у каждого человека существует свой собственный ритм, с помощью активных методов он получает выход. К числу подобных методов относится действие под музыку и вместе с ней (движение), игра на музыкальных инструментах, рисование музыки. Занятия не должны быть слишком продолжительными: если речь идет о ребенке до года, то не более 5 минут, по мере взросления можно увеличивать до получаса.

Если выразить методику в трех словах, то она включает такие составляющие: «танцевать», «играть», «рисовать», при этом не забывая импровизировать вместе с ребенком, направляя его на усвоение произведения, его структуры и формы. У гиперактивных детей частой проблемой является нарушение концентрации внимания – в этих случаях занятия акцентируются на одном произведении, но работа происходит в разных формах.

При плохом развитии речевого аппарата, целесообразно включить вокальные и музыкальные упражнения, специальные вокализы. Для успокоения нервного возбуждения и снятия излишней эмоциональности подойдут звуки скрипки, флейты и фортепиано в ритмах три четверти (вальсы) – долгие, спокойные мелодии. Из классики подобным эффектом обладает Шестая симфония Бетховена, «Колыбельная» Брамса и шопеновские ноктюрны, симфонии Гайдна. Не обязательно слушать классику часами, главное, как можно чаще.

В работе с гиперактивными детьми хорошо использовать контрастную музыку – плясовые или колыбельные мотивы, которые способствуют формированию произвольного внимания. Абсолютно неконтактные малыши участливо реагируют на ласковые, нежные и не слишком громкие по звучанию мелодии, песни-зовы типа «Маша – радость наша» и прочие.

Немаловажным аспектом в работе является развитие чувства ритма, влияющее на процессы возбуждения и торможения, которые при гиперактивности разбалансированы. Ритм помогает таким малышам войти в конкретную деятельность – к примеру, через обыкновенные упражнения по отстукиванию ритма на основе стихотворений или потешек. Песни с показом действий, совместное музицирование, танцы и хороводы помогут развить пространственные представления.

Инструмент как средство контакта с миром

Если же речь идет о минорных детях, склонных к аутизму, то главной целью является установление контакта между маленьким человеком и окружающей действительностью. Из-за того, что подобные малыши лучше контактируют с предметами, чем с живыми людьми, они отлично работают с музыкальными инструментами, дополняя занятия голосом – живым пением.

В данном случае можно и даже нужно импровизировать, акцентируя внимание на чувстве удовольствия. Занятия должны носить поэтапный характер: в первую очередь, нужно задействовать музыкально-ритмические игры для сенсорной стимуляции, а уже потом переключаться на пение или игру в ансамбле.

Во второй этап можно включить прослушивание ритмичной, бодрящей музыки – «Венгерской рапсодии» Листа или Шестой симфонии Чайковского, использовать марши, инсценированные попевки. Третья ступень – музыкально-ритмические игры, танцы, вокально-двигательные игротренинги на основе фитбола. Завершающей нотой должны стать мелодии флейты, фортепиано – спокойные и приятные.

Музыка с мамой: польза живого пения

Ребенок начинает слушать музыку с рождения: сначала мамину колыбельную, а немного позже – поющую погремушку. А музыкальные игрушки могут стать отличным подготовительным этапом для пения вместе с родителем. Наслаждаясь вокалом мамы, малышу становится интересно, и он пытается все повторить, кропотливо вслушиваясь в звуки, и развивая свою речь. Это – оконце в постижение мира, которое впоследствии может перерасти в отличную традицию совместных пений.

Главное, не заглушать детский голос, солистом должна выступать маленькая кроха, родитель только подпевать. Не нужно слишком строго и категорично критиковать за фальшь, ведь неодобрение взрослого может напрочь «отрезать» желание совершенствоваться дальше.

Музыкальные упражнения Кирюшина

Кстати, о фальши. Музыкальная терапия включает в себя и развитие у ребенка слуха. Хорошие результаты дают специальные методики педагога Кирющина, которые основаны на эмоционально-образном развитии способностей вследствие укрепления связей между полушариями мозга. Основная суть упражнений состоит в многократном повторении и запоминании мелодии, что способствует развитию музыкального мышления. Достаточно просто прослушивание, пение не обязательно. Как свидетельствует практика, уже через два года таких упражнений, слух ребенка становится идеально ровным.

Из опыта работы.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия. Появившиеся научные работы, связанные с изучением музыкальной терапии и показывающие эффективность и перспективность в области интегративной медицины, общей, специальной психологии, придают ей статус целого научного направления.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития . Уже более пяти лет в Центре социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей) проводятся занятия групповой музыкальной терапии, которые посещает большинство детей Отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями. В Отделение обращаются родители с детьми - инвалидами, имеющими различные отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна и др.). Как правило, ребята не организованы: они никогда не посещали специальные (коррекционные) образовательные учреждения, либо ранее были выведены из их состава по причине деструктивного поведения.

Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Мы рассматриваем музыкотерапию как один из видов арт-терапии (синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии), как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности . Нам близок подход Карла Кенига к музыкальной терапии в лечебной педагогике: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии мы видим в способности вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Для организации и проведения эффективных занятий музыкотерапией в условиях Центра социальной помощи ни одна из существующих методик в полном объёме не подходила. В связи с необходимостью проведения занятий музыкотерапии в группах, неоднородных как по возрастному составу детей, так и по структуре и тяжести дефекта, автором была разработана и апробирована Программа групповой музыкотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья «Мы друг другу рады!». В основу программы были положены идеи, принципы организации и проведения занятий зарубежными и отечественными музыкотерапевтами, успешно работающими с детьми-инвалидами (Ж. Некту, Ж. Македа (Франция), И. Захарова, С. Хатуцкая, А. Виноградова, Т. Степанова, (г. Москва), С. Стангрит (г. Петрозаводск), А. Черкасская (г. Санкт-Петербург). Также была использована универсальная концепция элементарного музицирования и включен музыкальный материал с международных музыкально-педагогических конференций, организованных Обществом Карла Орфа (Австрия). Оказалось полезным и знакомство с опытом работы ведущих реабилитационных учреждений России.

В программе были определены цель, задачи, структура и содержание занятий музыкотерапии для различных категорий детей. В музыкотерапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями музыкальной деятельности. Цель и содержание коррекционных, реабилитационных занятий формулируются исходя из физических, психических, умственных возможностей детей. Поэтому, на групповых занятиях музыкотерапией мы не ставим себе целью развитие собственно музыкальных способностей, основные элементы занятий направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.

Программа рассчитана на 2 года, но некоторые дети посещают группы по 3–4 года, т.к. для них музыка оказывается сверхценным интересом и единственно возможной для них «линией связи» с окружающим миром.

За время работы Отделения реабилитации сформировались постоянные музыкотерапевтические группы, в которые подбирались дети с учетом их индивидуальных особенностей, возраста, характера патологии и предшествующего опыта занятий музыкотерапией. Как правило, до объединения детей в группу, каждый ребенок проходил этап диагностики для выяснения уровня его психического развития и коммуникационных возможностей, а дети с нарушениями общения - этап индивидуальных занятий со специалистами Центра.

На данный момент функционируют 4 группы музыкотерапии: 2 группы детей с нарушениями общения (аутизмом и близкими к нему состояниями) в возрасте от 4 до 13 лет («Весёлые нотки»), а также 2 разновозрастные группы: «Развитие» и «Дружные ребята» (для детей с нарушениями функций центральной нервной системы, умственной отсталостью, с нервно-психическими и нервно-мышечными нарушениями, нарушениями скелета, слуха, зрения, функциональными и органическими нарушениями при хронических соматических заболеваниях). Вновь поступившие дети вводятся в группу пробно для выяснения их социальной адаптации, психологической совместимости.

Для достижения оптимальных результатов групповых занятий музыкотерапии, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:

1. Приветствие.
2. Ритмическая разминка.
3. Упражнения для развития тонких движений пальцев рук, упражнения для развития речевых и мимических движений.
4. Пение.
5. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.
6. Танцы, хороводы.
7. Игры.
8. Прощание.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 – 40 мин. (в зависимости от группы);
- структура проведения занятий различна в группах для аутичных детей и детей с другими заболеваниями (умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна и др.);
- при необходимости присутствуют родители (помощь в передвижении по залу для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, со сложностями ориентировки в пространстве, выполнение задания вместе с ребёнком - «рука – в - руке», при предшествующей длительной социальной депривации; знакомство с новым музыкальным материалом; освоение приёмов взаимодействия с ребёнком; наблюдение за динамикой его развития);
- один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения музыкотерапевтом;
- музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности. В процессе занятий некоторые дети значительно продвигаются в своём развитии, либо начинают вести себя деструктивно, в связи с чем возникает необходимость перевести их в другие группы. В этом случае детям легче вливаться в новую группу, зная музыкальный материал.
- на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где возможно быть принятым окружающими без всяких условий.

За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Они способны не только пассивно слушать музыку (все эти дети очень музыкальны), но и создавать ее - петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Но самое главное то, что они хотят и взаимодействуют друг с другом и с окружающими их взрослыми.

Например, Кирилл К. (9 лет, аутизм) до занятий в Центре был практически изолирован дома, никогда не посещал детских учреждений. Он демонстрировал «полевое» поведение, не ориентировался в пространстве, совершенно отсутствовал контакт с людьми в любом его проявлении. Кирилл – крупный и сильный мальчик, с ним было очень сложно справиться: он метался по коридору, натыкаясь на сотрудников, щипал и царапал их, издавал нечленораздельные звуки. В группу музыкотерапии попал после нескольких месяцев индивидуальных занятий с психологом отделения, которая подготовила его к тому, чтобы он мог находиться рядом с людьми, в коллективе сверстников. Она же сопровождала его на занятиях музыкотерапии. Сначала Кирилл лежал на диване, отвернувшись к стене, а психолог сидела рядом, комментируя всё происходящее в музыкальном зале. Затем он начал поворачиваться, наблюдать за детьми и взрослыми, постепенно стал подниматься и ходить по залу. Аудиозаписи и слова песен, стихов мы переписывали родителям, и они дома, включая музыку, вместе с ребёнком пели и плясали, выполняли все движения. Родители сыграли огромную роль в продвижении своих детей к успеху. Так, Кирилл научился брать маму за руки «лодочкой» и, качаясь из стороны в сторону, кружась, исполнял танец «Кукла с мишкой». К концу года он полностью выполнял все элементы занятий: маршировал, ходил «на носочках» и т.п., водил хороводы, произносил звуки логоритмики «ш-ш-ш», «у-у-у», «мя-а-а-у», «ау»; стал интересоваться детьми, рассматривать их. Жестами просил исполнить любимые игры и танцы. Самой большой наградой за хорошую работу для него стала «игра» на пианино в конце занятия. Когда занятия не проводились, родители отмечали, что Кирилл «скучает». Они очень дорожат занятиями музыкотерапией, подчёркивая её огромную значимость и эффективность в развитии их сына.

Исследования психологов доказывают целесообразность наиболее раннего включения детей с проблемами в музыкальную деятельность, в процессе которой совершенствуются их двигательные, сенсорные и речевые функции, формируются навыки общения. Практика работы Отделения реабилитации подтверждает: чем раньше начинаются занятия музыкотерапии, тем эффективнее их психокоррекционное воздействие на ребенка.

Таким образом, групповая музыкотерапия в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья необходима как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира. Музыкотерапия может быть включена в индивидуальную программу развития детей-инвалидов в сочетании с другими видами коррекционной работы и с успехом использоваться в учреждениях социальной сферы.

Литература:
Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М., 2001.

Елена Николаевна Котышева - музыкальный педагог, учитель – дефектолог высшей категории, психолог, член Арт-терапевтической ассоциации, Педагогического общества Карла Орфа, составитель курса «Логоритмика» (кафедра педагогики и психологии детства НГПУ), автор программы «Мы друг другу рады!», автор и ведущая семинаров. Семинар Е.Н. Котышевой «Музыкальная терапия для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Трям, здравствуйте!!!

ЦЕЛЬ: активизация творческого мышления, воображения и фантазии; развитие произвольного внимания, активизация лучших черт ребенка; Снятие эмоционального и телесного напряжения.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Минутка вхождения в сказку «Живой огонек».

Ребята, сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет творить чудеса: Если смотреть на него, не отрываясь, то перенесешься куда захочешь (зажигается свеча, и дети смотрят на пламя ). Что чувствуют ваши глазки? (тепло, жжение, покалывание ).

2. Игровое упражнение «В гостях у сказки».

В комнате в свободном порядке расставляются стулья.

- Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Я взмахну ей, мы окажемся в лесу на поляне. Будем ходить по поляне рвать цветы и ягоды, а как только я хлопну в ладоши - вы спрячетесь за свои стульчики, - опасность близка: гуси-лебеди летят, унести с собой хотят, (дети прячутся за стульчики).

3. Релаксационное видео «Вальс цветов».

Звук «Чириканье воробьев».

- Ребята, слышите, воробушек прилетел к нам сказать, что сюда летит Баба-Яга в своей ступе. Давайте с вами, чтобы она нас не заметила, притворимся цветком.

4. Этюд «Цветок».

В землю бросили зерно дети сидят на полу по кругу,

Стало прорастать оно. сгруппировавшись «комочком»,

Солнце лучиком коснулось ,- воспитатель касается волшебной палочкой

каждого ребенка,

Наше зернышко проснулось! дети поднимают вверх голову,

Первый маленький росток продолжая сидеть, выпрямляют спинки,

Не совсем еще высок . сложив над головой ладошки «лепестком»,

Раз листочек, два листочек на «раз» - отводят в сторону одну руку,

на «два» - другую,

Прорастает наш цветочек, выполняют повороты головы в стороны,

Выше к солнцу потянулся,- поднимаются, тянут голову вверх,

Распрямился, улыбнулся, подняв руки вверх, тянутся, улыбаются,

Посмотрел вокруг себя,- смотрят по сторонам,

Всюду рядышком друзья! берутся за руки, образуя хоровод,

Вот такой он, наш цветок , хлопают в ладоши перед собой,

Расчудесный цветок! делают большой плавный взмах руками

над головой.

Смотрите, Баба – Яга летит. Опять бутон закрывается, наклоняемся вперед и вниз. Не найти нас Бабе – Яге.

Повтор Этюда.

Ребята, вы помните, что мы с вами в волшебной стране. Это веселая, удивительная страна, там не так как на самом деле. Нам очень интересно все там рассмотреть и разузнать, поэтому мы отправимся через поле из ромашек.

(Перед детьми рулон обоев или ватмана с нарисованными ромашками).

Ребята, посмотрите, что нарисовано на бумаге? Это ромашковое поле. Но оно бледное и не красивое, мы должны оживить его.

5. Пуантилизм (пальцевая живопись)

«Ромашковое поле».

Дети с помощью пальцев, по нарисованному контуру ромашек оживляют картинку.

- Молодцы, ребята, замечательное ромашковое поле у нас получилось.

А сейчас давайте потанцуем на нашем ромашковом поле, как только музыка закончится, нужно замереть на месте, договорились?

6. Игра « Танцуй – замри».

7. Просмотр мультфильма «Трям! Здравствуйте!».

8. Тренинг эмоций «Удивление».

А, что это там, вдали за комочек скачет? Он так высоко подскакивает, что никак нельзя понять, кто это. Что за удивление? Покажите, как мы удивляемся. Да, кто же это? Да это же Трямка их мультика. Вот он на рисунке. Он говорит нам: « Здравствуйте!» Ребята, а он пришел не с пустыми руками, посмотрите это подушка, не простая, а «волшебная упрямая подушка».

9. Игра «Упрямая подушка».

Эту подушку подарила нам Добрая Волшебница. Внутри нее живут детские «упрямки». Это они заставляют вас капризничать и упрямится. Давайте прогоним «упрямки» (дети по очереди бьют кулаками по подушке, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее». Снимается стереотип и мышечный зажим).

Ребята, давайте послушаем, все ли «упрямки» вылезли и что они там делают (дети прикладывают ухо к подушке и слушают). «Упрямки» испугались и молчат в подушке.

10. Заключительный этап.

Ну, что ребята, нам пора возвращаться обратно, пусть наш «живой огонек» перенесет нас в нашу сенсорную комнату. Подойдите ко мне, посмотрите на огонек не отрываясь. Вот мы и вернулись.