Все о тюнинге авто

Эзопов язык значение и происхождение. Эзопов язык значение фразеологизма. Что такое эзопов язык и каково его значение в современной литературе

Как свободомыслящие писатели скрывали непроходные смыслы от цензоров? Пересказ основных положений классической, но недостаточно хорошо прочтенной книги Льва Лосева

Подготовила Мария Канатова

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина. Автолитография Евгения Сидоркина. 1977 год РИА «Новости»

Эзопов язык — литературная система, которая помогает автору передавать читателю особую информацию, одновременно скрывая ее же от цензора. При помощи разнообразных художественных средств автор создает «щиты», маскирующие неподцензурную информацию. А о возможности иносказательного прочтения читателю подсказывают специальные маркеры:

Сочинена тобою, Самозванов,
Романов целая семья;
Но молвлю, правды не тая:
Я не люблю твоей семьи романов.

Адресная эпиграмма Владимира Лихачева, опубликованная в 1905 году в журнале «Зритель», вроде бы обращена к плохому писателю. Но читатель того времени видит, где пропущена запятая в последнем стихе: «Я не люблю твоей семьи, Романов», и стихотворение превращается в антиправительствен-ную эпиграмму. Эзопово высказывание, таким образом, строится здесь на омонимическом каламбуре.

Эзопов язык — непосредственное детище цензуры, которая действовала в России с эпохи Петра I, когда русская литература только начиналась. Цензура воспитала в писателе виртуозного загадывателя, а в читателе — непревзойден-ного отгадывателя загадок. Критики XIX века презирали эзопов язык за рабскую тайнопись, противопоставляя ему смелую, прямую сатиру. Салтыков-Щедрин, автор термина «эзопов язык», писал о нем как о «рабьей манере», которая состоит в том, чтобы писатель не меньше, чем произведением, был озабочен способами провести его в печать.

Отношение к эзопову языку меняется к концу века. Его парадокс в том, что жесткая цензура подхлестывает творческую мысль автора, заставляя идти на различные художественные ухищрения, чтобы высказать то, что сказать прямо нельзя: говоря языком аналогий, опасность, исходящая от волков, поддерживает оленей в хорошей форме. Произведения того же Салтыкова-Щедрина, широко использовавшего эзопов язык, потеряли свою злободневность, но мы до сих пор восхищаемся их тонким остроумием.

Эзопово высказывание существует в двух планах — прямом и иносказательном. Второй план читатель может не заметить, но произведение от этого не станет хуже, поскольку первый план сам по себе полон разнообразных художественных смыслов. С практической точки зрения вмешательство цензора и необходимость эзопова языка — ненужная помеха для передачи сообщения от автора к читателю. Но в этих помехах, шуме может быть заключен смысл всего сообщения. Главное для заговора кодировщика и расшифровщика — чтобы цензор за этим шумом не увидел тайного сообщения.

Так произошло, например, с пьесой Михаила Шатрова «Большевики». Она описывает заседание Совнаркома в 1918 году, на котором обсуждается необходимость красного террора против оппозиции. Этот иконографический жанр документальной драмы, распространенный в СССР, сам по себе является хорошим щитом: такие пьесы легко пропускали даже очень образованные цензоры. А зритель, который смотрит ее в 1960-х, уже знает, что террор будет длиться годами и коснется даже тех, кто его по сюжету пьесы обсуждает. За фасадом предельной документальности лежит эзопова полемика с большевистской идеей власти. В пьесе отсутствуют многие элементы ленинианы как жанра: демонстрация «доброты» Ленина, карикатурное изображение «врагов», что сигнализирует зрителю об эзоповой составляющей, а для цензора является этим самым шумом, художественным недостатком.


Иосиф Кобзон во время выступления Валентин Мастюков / ТАСС

Пользоваться эзоповым языком может и государство. Например, 7 ноября 1975 года певец Иосиф Кобзон на праздничном концерте при партийной элите спел песню «Летят перелетные птицы…», которая не исполнялась с 1940-50-х и почти забылась. Концерт транслировали по телевидению, показывали аплодисменты высокопоставленных зрителей в зале. Эзопово сообщение было такое: еврею обещается процветание в Советском Союзе, если он верен государству. Миллионы зрителей мгновенно это поняли и сообщение без труда расшифровали. Кобзон олицетворял евреев, слова песни — лояльность, аплодисменты партийной элиты обещали процветание. Щитом послужила вся ситуация, маркером — песня, которая давно не исполнялась, и исполнитель-еврей. Такой эзопов способ оповещения был очень удобен государству: если бы оно затем решило изменить условия негласного соглашения с евреями, никто не смог бы доказать, что таковое вообще существовало.

Стихотворение Софии Парнок «Беллерофонт» 1922 года является одним из самых ранних примеров эзопова языка в послеоктябрьской литературе. В роли щитов выступает мифологический сюжет и мифологические имена — Беллерофонт, Химера. В то же время слово «химера», имеющее второе значение «утопия», становится маркером для читателя. И тогда две последние строфы стихотворения прочитываются по-другому: теперь они о советском режиме, репрессирующем поэта.

Беллерофонт в Химеру
Низринул ливень стрел…
Кто может верить, веруй,
Что меток был прицел!

А я без слез, упрямо
Гляжу на жизнь мою,
И древней той, той самой,
Я когти узнаю,

Борис Пастернак ТАСС-Досье

Щитом для эзопова высказывания может служить, например, перевод. Так, Пастернак в своем переводе «Макбета» попытался выразить, как он жил и что чувствовал в годы сталинского террора, немного сдвинув шекспировские акценты:

К слезам привыкли, их не замечают.
К мельканью частых ужасов и бурь
Относятся, как к рядовым явленьям.
Весь день звонят по ком-то, но никто
Не любопытствует, кого хоронят.

(Where sighs and groans and shrieks that rend the air
Are made, not mark’d; where violent sorrow seems
A modern ecstasy; the dead man’s knell
Is there scarce ask’d for who…)

Часто авторы переносят действие в другую эпоху или страну, имея в виду современность и соотечественников. Так, Белла Ахмадулина в стихотворении «Варфоломеевская ночь» вроде бы пишет о печальных событиях французской истории, но внимательный читатель поймет, что речь на самом деле об СССР. Маркерами тут становятся стилистические намеки (типично русские разговорные выражения: «какие пустяки!»).

Эзопово сообщение может скрываться в детском произведении: взрослые читатели увидели в стихотворении Георгия Ладонщикова «Скворец на чужбине» («Улетел скворец от стужи…») намек на эмиграцию писателей; в строках о том, как скворец тоскует по «кошке, что охотилась за ним», — насмешку над распространенным интеллигентским мнением о том, что эмиграция — это все‑таки ошибка. В повести «Недопёсок» Юрия Коваля тщательно прописан мир живущих в неволе песцов и есть только одно слово, уцепившись за которое читатель начинает видеть аналогии с Советским Союзом. Это слово «кормушка», которое в советском сленге значило «место работы, на котором можно безнаказанно поживиться чем-то».

Эзопово сообщение может касаться конкретного человека. Во время травли Солженицына в «Новом мире» вышло стихотворение Евгения Маркина «Белый бакен» . Оно о бакенщике, и только одно слово намекает на историю с Солженицыным — отчество бакенщика Исаич. Стихотворение начинает читаться в аллегорическом ключе: «…как нелепа эта лямка, / как глаза его чисты». Внимательный и сведущий читатель принимает сообщение: Солженицын — хороший человек.

В принципе, читателю, который способен разгадать эзопово сообщение, и без него известно, что Солженицын — хороший человек, а Сталин — злодей. Эзопов язык чаще всего противостоит самым священным табу, например прогосударственным мифам. И публикация каждого эзопова текста была праздником для интеллигенции: она воспринималась как брешь в тоталитарной системе, победа совместных усилий автора и читателя. 

Эзоповский (эзопов) язык Книжн. Экспрес. Иносказательное зашифрованное выражение мыслей. - Захотели вы непременно точности, когда вся директива писана на каком-то эзоповском языке! - раздражённо отмахнулся Брусилов (Сергеев-Ценский. Брусиловский прорыв). - Выражение связано с именем древнегреческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI в. до н. э. Эзоп, будучи рабом, вынужден был прибегать к аллегорической форме выражения своих мыслей. Отсюда всякое умение говорить или выражать свои мысли обиняками, притчами, прибегая к аллегорической форме, получило название эзоповского, или эзопова, языка. В русском языке это выражение было введено в широкий оборот М. Е. Салтыковым-Щедриным. Лит.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1960. - С. 685.

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Эзоповский (эзопов) язык" в других словарях:

    Эзоповский (Эзопов) язык - Книжн. Иносказательное выражение мыслей; язык, полный намёков, аллегорий. БТС, 1513, 1532; /i> От имени греческого баснописца Эзопа. ФСРЯ, 540; БМС 1998, 649 … Большой словарь русских поговорок

    эзоповский (эзопов) язык - ед. Иносказательный, замаскированный язык … Учебный словарь стилистических терминов

    Эзоповский (рабий) язык - Выражение, означающие язык иносказательный, полный умолчаний, намеков, аллегорий; происходит от имени легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI в. до н.э. Эзоп был рабом; так как о многом говорить свободно, открыто было … Словарь крылатых слов и выражений

    Эзоповский (рабий) язык

    Эзоповский (рабий) язык - крыл. сл. Выражение, означающие язык иносказательный, полный умолчаний, намеков, аллегорий; происходит от имени легендарного греческого баснописца Эзопа, жившего, по преданию, в VI в. до н. э. Эзоп был рабом; так как о многом говорить свободно,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    эзопов язык - эзоповский язык, иносказание, аллегория Словарь русских синонимов. эзопов язык сущ., кол во синонимов: 3 аллегория (9) … Словарь синонимов

    эзопов язык - эзоповский язык, эзоповская речь (от имени древнегреческого баснописца Эзопа), особый вид тайнописи в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысли автора. По сути, иносказанием такого рода является весь жанр басни, в значительной мере… … Литературная энциклопедия

    эзопов язык - (по имени древнегреческого баснописца Эзопа) тайнопись в литературе, иносказательная художественная речь, намеренно маскирующая мысль (идею) автора. Рубрика: Язык. Изобразительно выразительные средства Синоним: эзоповский язык Жанр: басня, притча … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    ЭЗОПОВ ЯЗЫК - ЭЗОПОВ(СКИЙ) ЯЗЫК [по имени др. гр. баснописца Aisopos (VI в. до н. э.)] выражение мыслей путем намеков, недомолвок и иносказаний. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. ЭЗОПОВСКИЙ ЯЗЫК см. Ез. яз. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    эзопов язык - (эзоповский язык) (от имени древнегреческого баснописца Эзопа, раба, жившего в VI в. до н. э.) вид иносказания: язык намеков, недомолвок, использующийся преимущественно в сатирических произведениях (баснях, сатирах, эпиграммах, фельетонах и т.… … Словарь литературоведческих терминов

1 Различные выражения и обороты речи, используемые нами в своей повседневной речи, имеют интересное происхождение, о котором нам как правило ничего не известно. Большинству людей на это попросту наплевать, но отдельные пытливые граждане хотят знать "что, где и когда ". Поэтому на ресурсе сайт была открыта дополнительная категория в которой мы добавляем расшифровки крылатых выражений и пословиц. Обязательно добавь нас в свои закладки, ведь у нас очень много полезной инфы . Сегодня мы поговорим об достаточно странной фразе, это Эзопов язык , значение вы сможете прочесть немного ниже.
Однако, перед тем, как я продолжу, мне хочется посоветовать вам ещё несколько любопытных новостей по тематике фразеологизмов . Например, что значит Вечер в хату ; что означает Как два пальца об асфальт ; смысл выражения Бежать сломя голову ; как понять Всыпать по первое число и т. п.
Итак, продолжим, что значит Эзопов язык ?

Эзопов язык - это манера изложения, основанная на намёках, иносказании и других похожих приёмах, которые маскируют идею, мысль автора


Эзопов язык - это литературный базис, позволяющий автору передать некую информацию, в то же время скрывая её от цензора


Происхождение выражения Эзопов язык , своими корнями уходит глубоко в историю. В 6 веке до нашей эры родился человек, который был рабом лидийского царя Креза. Однако, благодаря своей изворотливости и хитрости, он смог обрести свободу, и его деяния прославили его на многие столетия вперёд.
Однажды Крез, напившись дорого вина, решил поспорить со своими приближёнными, что он сможет выпить целое море. На следующий день, протрезвев, он пришёл в ужас, и пообещал дать Эзопу свободу, если тот поможет ему выйти из этой щекотливой ситуации. Раб ему посоветовал сказать, что Крез пообещал выпить только море, без ручьёв и рек, которые впадают в него. Пусть они их перекроют, и тогда тот с радостью выполнит своё обещание.
Естественно это условие никто не смог выполнить, и царство осталось у Креза, а Эзоп получил свободу. После этого, будучи отпущенным, он начал высмеивать всех властьпридержащих, облекая своё повествование в перифразы, аллегории, а также иногда используя иносказания. Его герои обычно выступали под личинами животных - ворон , волков , лис и т. п. Несмотря на то, что образы прекрасно узнавались, их реальные прототипы не могли ничего поделать, кроме как приходить в ярость прочитав очередной пасквиль.
В итоге он нарвался, ему подбросили ворованный сосуд, похищенной из храма, после чего ему предложили вновь стать рабом, или отправиться на казнь. Эзоп выбрал смерть, и был сброшен со скалы в Дельфах .

С помощью специальных приёмов и средств писатель создаёт некую "тайнопись", призванную маскировать неподцензурную информацию. Для того, чтобы читатель понял игру мысли, и раскрыл замысел творца, в текст обычно добавляют определённые маркеры.

Позапрошлый век стал расцветом эзопова языка в России. Цензура, как ни странно оказала огромную роль, заставляя авторов идти на разные художественные методы, чтобы донести до своего читателя то, что прямо сказать было немыслимо. В наше время эзопов язык потерял свою злободневность, но читая например Солтыкова-Щедрина мы восхищаемся над его способами уйти от пригляда цензора.

Прочтя эту статью, вы узнали, Эзопов язык значение фразеологизма , и теперь будете в курсе этого мудрёного выражения.

Эзопов язык

(по имени баснописца Эзопа) – тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных» приемов (аллегория, перифраз, ирония и др.), псевдонимам, контрастам и др.

Энциклопедический словарь

Эзопов Язык

(по имени баснописца Эзопа), тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе "обманных средств" : традиционным иносказательным приемам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным "персонажам" , полупрозрачным контекстуальным псевдонимам (сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина).

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Эзопов язык

(по имени древнегреческого баснописца Эзопа) - тайнопись в литературе, иносказательная художественная речь, намеренно маскирующая мысль (идею) автора.

Рб: Язык. Изобразительно-выразительные средства

Син: эзоповский язык

Жанр: басня, притча, сказка

Асс: аллегория, ирония 1 , перифраз

Пример: Н. Чернышевский. "Что делать?": Рахметов "мало бывал дома", "все ходил и разъезжал" (подразумевается революционная деятельность Рахметова).

М. Салтыков-Щедрин: "Гневные движения истории" (подразумеваются революции).

* "Эзопов язык вынуждены были - в обход цензуры - часто применять в своих публицистических и художественных произведениях многие русские писатели XIX века. Эзопов язык - своеобразная форма сатирической речи" (А.С. Сулейманов). *

Политическая наука: Словарь-справочник

Эзопов язык

(по имени др. греч. баснописца Эзопа)

средство политической борьбы, особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому обращались художественная литература, критика, публицистика, лишённые свободы выражения в условиях цензорского гнёта (см. Цензура).

Как реакция на запрет касаться определённых идей, тем, событий, имён "эзопов язык" выработал, например, в русской печати конца 18 - нач. 20 вв. систему "обманных средств", приёмов шифровки (и дешифровки) свободной мысли. Специфическую роль играли в ней басенные образы, аллегорические "сказочные описания" (особенно у M. E. Салтыкова-Щедрина, который и ввёл в широкий обиход выражение "эзопов язык."), полупрозрачные перифразы и псевдонимы (памфлет А. В. Амфитеатрова "Господа Обмановы" о царской фамилии), скрытые аллюзии и более прямые намёки, ирония ("исполненная такта", она была неуязвима для цензуры) и т. п. Обличения отечественной действительности вуалировались "зарубежной" тематикой, бытовая фраза становилась издёвкой (например, "Чего изволите?" - о газете "Новое время" А. С. Суворина). Читатель знал, что "великая работа" - это революция, "реалист" - К. Маркс, "исчезнувшие из хрестоматий" - В. Г. Белинский или H. Г. Чернышевский. В этом смысле "эзопов язык" был общедоступным и служил средством не только политической борьбы, но и реалистического искусства слова. С течением времени стилистика сатиры подчинила себе приёмы, характерные для "эзопова языка", и теперь политик, писатель прибегает к ним независимо от какого бы то ни было давления цензуры. Порознь и в совокупности взаимодействуя с другими способами словоупотребления, приемы "эзопова языка" стали чертами конкретных индивидуальных стилей (напр., "Остров пингвинов" А. Франса, произведения M. А. Булгакова, "Война с саламандрами", "Собачье сердце", различные жанры научной фантастики (К. Чапек), юмора и сатиры (М. Задорнов).