Все о тюнинге авто

Что характеризует человека как хомо сапиенс. Свойства вида Homo sapiens, видовой фактор и судьба человечества. Страсть к покорению пространства

Эта книга написана для тех, кто не хочет остаться животным человеком и кто хочет из «гусеницы» стать «бабочкой». Сегодня обычный человек (Homo sapiens) уже способен реально начать такой переход к новому виду, который определён как супраментальный человек. Новый вид будет достижим нами не сразу, а через переходной вид одухотворённого человека. Это глобальное эволюционное открытие в 20-м веке сделал Шри Ауробиндо в Индии. Оно позволяет осуществить эволюционный переход к новому виду и сделать его реальностью. Книга последовательно описывает процесс будущего эволюционного продвижения от обычного человека к супраментальному существу, как от гусеницы – к бабочке. Автор сам уже осуществляет такой переход практически. Им для нас, по его собственному опыту, составлена «дорожная карта». В ней описаны все начальные процессы такого перехода. Это позволяет обычному человека найти эволюционный путь к новому виду и следовать по нему, опираясь на эту «дорожную карту».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Доктрина перехода Homo Sapiens к новому виду (Геннадий Кривецков, 2017) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© Геннадий Кривецков, 2017 г.

© ООО «Супер Издательство», 2017 г.

Предисловие

В 20-ом веке случился новый глобальный эволюционный прорыв, который открыл нам реальность нового видового перехода от обычного человека Homo sapiens к супраментальному сверхразумному виду. Этот эволюционный прорыв к новому виду осуществил в Индии Шри Ауробиндо. Он открыл для нас новый эволюционный путь, которого мы ранее не имели. Это открытие значительно дополнило и даже серьёзно изменило эволюционную цель обычного человека и всей цивилизации.

А какая прежде перед нами стояла эволюционная цель?

Её для всей цивилизации, до момента этого открытия, можно было разделить на три основные части: для ментального человека – это совершенствование им своего материального разума и достижение материального благополучия, материального Рая; для духовного человека – это совершенство духовного разума и достижение им Небес или Нирваны, духовного Рая; для остальных членов цивилизации совершенно неважен процесс эволюции, ибо они просто плывут по «течению реки» жизни. До сих пор первые две цели существовали разрозненно и единой эволюционной цели до этого глобального открытия у нас не было. Только оно сумело объединить их в единую цель.

В чём же состоит смысл нового эволюционного открытия, объединяющего в единое целое материальную и духовную эволюционные цели?

Действительно, новое открытие позволяет нам объединить эти две цели в единое целое и даже пойти далее их. Шри Ауробиндо открыл нам новый эволюционный путь, который ведёт от обычного материального человека через переходной вид одухотворённого духовного человека к супраментальному сверхразумному человеку. Если первый и второй виды ещё соответствуют миру Разума, то последний супраментальный вид – миру Сверхразума. По его утверждению, он уже присутствует на планете Земля для замены мира Разума, чего ранее не было. Эта полная смена миров произойдёт при помощи нового супраментального вида. Поэтому мы вправе говорить о новой глобальной эволюционной цели цивилизации и это уже более духовная цель, чем материальная.

Она, скажем прямо, по своей духовной значимости и глубине значительно превосходит распятие Иисуса Христа. Только между ними нет противоречия: она не отменяет и не заменяет духовных целей христианства. Это открытие значительно дополняет их в своих духовных знаниях и позволяет христианству двигаться далее того, что оно имеет сегодня.

Новое эволюционное открытие в основной массе человечества пока прошло незамеченным и непознанным. Мы, сильно привязанные к своему материальному миру и к завоеваниям обычного разума, его просто не заметили, а жаль!

Его можно было не заметить только тогда, когда современный человек не хочет отдавать свою власть в мире, как в своё время животные не хотели отдавать свою власть человеку, но это сопротивление им не помогло. Тогда, всё равно, новый вид Homo sapiens случился. Не поможет оно и нам. Супраментальный вид уже стоит у нашего порога, и он обязательно случится с нашей или без нашей помощи. Нам его не остановить, но мы можем сами им стать или не стать и далее просто исчезнуть.

Наша цивилизация сегодня немного «заигралась» в свои материальные ментальные «игрушки» и усиленно играет ими до сих пор. Только ей они могут испортить её райское будущее. Может быть, нам уже пора вырасти из своих «детских штанишек» и стать истинным Человеком, которым мы пока явно не являемся, всё ещё эволюционируя в животном теле? Мы эгоистически вообразили себе, что им уже стали, но так ли это на самом деле?

Для более полного понимания современной эволюционной ситуации к нам вдруг пришло одно мистическое откровение. Оно символически и даже реально указало нам на наше животное место на планете, не человеческое, а именно животное. Это был явный намёк тех, кто выше нас по разуму, чтобы показать нам, кто мы есть на самом деле и за кого они нас держат. Только нам его нужно будет в отношении себя правильно понять. Без его символического понимания нам трудно будет осмыслить и осуществить наш будущий эволюционный выбор.

В откровении нам была «показана» одна жуткая история, которая заставила нас сильно задуматься о себе и о своём будущем. Она началась с того, что мы, как обычные люди, неожиданно оказались в какой-то странной лаборатории, где проводили некие биологические опыты. Она была небольшая. Стены её были чистыми и светлыми, а само помещение освещал неяркий желтоватый свет. Оно было довольно тесным. Мы своей небольшой группой, не более десятка человек, там еле вместились. Нас удивило то, что там не было никаких наглядных учебных пособий, плакатов и т. п. Вдоль его середины проходила деревянная перегородка. С одной её стороны находился «преподаватель», с другой – мы. Как нам казалось, он нам должен был что-то показать и чему-то научить. Оборудование лаборатории было каким-то скудным: стол, стул и немного хирургического инструментария. Всё это находилось на столе со стороны «преподавателя». Мы же сами стояли, опираясь на эту перегородку, ибо более с нашей стороны ничего не было.

Вот так просто выглядела эта необычная лаборатория, в которой должно было пройти некое практическое занятие, как мы поняли позднее, по препарированию. «Преподаватель» выглядел довольно странно. Явно, он был человеком, только не совсем обычным. Он был одет в какую-то кольцевую трубчатую одежду, которую мы ранее видели на рисунках фараонов. Это был и человек, и не человек одновременно. Что-то в нём было не так, не совсем человеческое, в нашем обычном понимании. Он был, как нам показалось, намного выше нас по уровню разума и нашей цивилизации явно не принадлежал. Позднее мы поняли, что это было действительно так. Это он курировал нашу «учебную» группу, передавая нам свои высшие знания. Всё было довольно реально, как в нашей обычной жизни.

На этом «занятии» мы должны были изучать строение человеческого тела. В своём обычном мире мы представляем себе такое изучение тела человека по каким-либо наглядным пособиям, но здесь их совсем не было. То, что стало происходить далее, оказалось для нас немного странноватым и даже страшноватым, если не сказать, просто страшным.

Итак, занятие началось. Мы все сосредоточились на «преподавателе» и ждали от него, как обычные студенты, обычных объяснений темы с практическим показом. Вдруг открывается боковая дверь в лабораторию и к «преподавателю» подводят обычного взрослого человека, только было видно, что он – слаборазвитый. Он был похож на человека из какого-то дикого племени: на такого племенного дикаря нашего современного мира. «Преподаватель», молча, тут же подносит к его рту тряпичный тампон, пропитанный некой анестезией. Этот человек как-то сразу же быстро обмяк и онемел, но ещё был явно в сознании и сам стоял на своих ногах. «Преподаватель» тут же, не глядя на него, берёт скальпель и делает ему на теле разрез вдоль его голени, чтобы показать нам внутреннее строение мышц ноги человека. Этот дикарь весь начал дрожать мелкой дрожью, видимо до него ещё не до конца дошла анестезия. Но «преподаватель» на это не обращал никакого внимания, как будто бы он препарировал обычную мышь. От увиденного опыта, нам стало не просто жутко, а очень сильно не по себе, но в обморок из нас никто не упал.

Конечно, это была не обычная лаборатория, а лаборатория высших для нас существ, можно сказать, инопланетян. Этот «преподаватель» и был одним из них. Конечно, это была для нас, обычных людей, очень неприятная картина, когда они с человеком, пусть даже некоего дикого племени, но внешне очень похожего на нас, обращаются как с подопытным кроликом, как с обычной лабораторной мышью. Только к себе примерять мы этот вывод не стали, уж очень нам этого не хотелось иметь даже в мыслях.

Для нас это было очень ужасно. Мы сами себя там ощущали такими подопытными мышами, понимая, что они с нами могут сделать всё, что захотят. Из всей этой жуткой картины нам необходимо было для себя сделать неприятный вывод: вся наша цивилизация была поделена ими на два типа людей, один из которых они за людей не считают.

Это видение лаборатории инопланетян послужило для нас неким откровением: наша цивилизация, как оказывается, в своей основной массе всё ещё находится на животном уровне развития, хотя и обрела начальный уровень ума! Они нас, в своём большинстве, до сих пор считают животной массой, в которой уже есть более совершенные люди готовые к получению новых знаний и к переходу на новую ступень эволюции.

Когда мы стали на основании этого видения исследовать себя по величине уровня разума, то пришли к такому же выводу: мы до сих пор являемся животными и не каждый из нас может иметь даже высший животный разум, не говоря о некотором уровне ума. Средний уровень разума цивилизации пока так и остаётся животным. Даже высший животный разум доступен не всем, ибо его нужно серьёзно развивать через образование, что доступно не каждому человеку. Если говорить об уме, то ментальный разум, его начальный уровень, имеет всё человечество, но развивают его только не многие из нас.

Это утверждение очень легко доказывается. Животный разум любого уровня имеет в себе только три измерения – «а3». А сколько сегодня обычный человек и даже самый развитый из нас может иметь в своём разуме этих измерений?

Точно так же, всего только три – «а3»!

Чем современный человек по своему уровню разума – не животное? Обратное доказать, что мы являемся человеком и имеем четвёртое измерение в разуме, невозможно. Высший животный разум является переходным и пересекается с начальным уровнем ума. Но он всё равно остаётся, вместе с умом, только разумом третьего измерения, но уже где-то пересекающегося с четвёртым измерением. Наша наука, как раз, находится в таком переходном состоянии, но она ещё не перешла на уровень четвёртого измерения.

Нам всё более становится очевидным, что мы ещё не стали истинным Человеком. Ментальный разум Человека должен в себе иметь уже четыре измерения – «а4» и быть по своей глубине, ширине и силе на порядок выше животного разума – «а3». Только где нам взять новое четвёртое измерение, чтобы дополнить им свой разум и стать Человеком?

Четвёртое измерение принадлежит духовному разуму мира Времени, который у нас ещё не развит и не развивается. Он у нас отсутствует, что ещё раз доказывает наше животное состояние в разуме. Духовный разум полностью подобен, тождественен и зеркален ментальному разуму нашего мира Пространства, только находится в другой плоскости миров. Этот мир Времени наша материальная наука считает потусторонним, оккультным и мистическим. Она им серьёзно не занимается, а зря! Его изучение с научной точки зрения даст нам новое четвёртое измерение, принадлежащее этому миру Времени. Без такого перехода в разуме от материального к духовному состоянию нам не стать Человеком.

Мы сегодня это состояние разума называем своей духовностью. Для её получения и раскрытия мы должны перестроить внутри себя свой высший животный материальный разум, чтобы добавить к нему новое измерение Времени и даже, может быть, не одно. Именно духовность в совокупности с материальным разумом добавит нам четвёртое измерение – «а4» и позволит стать одухотворённым Человеком.

Мы не будем далее развивать и без того трудную тему разумов. Давайте снова вернёмся к той мистической лаборатории, вернее, к отношению инопланетных существ высшего разума к современному человеку. Здесь мы получаем не совсем для себя приятное откровение, ибо их отношение к нам делится на две категории: одних людей они обучают, а других – держат, для каких-то своих целей, за обычных животных, хотя и высокоразвитых. Первую категорию людей Библия называет избранными, а вторую – животными людьми. Это новое упоминание о разделение цивилизации на высших и низших людей, а оно уже неоднократно было сделано в нашем мире, оказалось для нас очень нелицеприятным, но, тем не менее, нам от него эволюционно уже никак не уйти.

Сегодня большинство членов нашей цивилизации, если не все, всё ещё остаются на животном уровне развития с трёхмерным мышлением. Даже наше современное светское образование и то относится только к животному образованию, ибо оно – только материальное с тремя измерениями – «а3». Не потому ли оно сегодня так деградирует, как будто бы нас готовят для какого-то нового образования, которое позволит нам обрести ещё и духовность?

«Животное» образование использует только последовательный метод приобретения знаний, а новое духовно-материальное образование четвёртого измерения – «а4» будет уже использовать духовный метод прямого процесса параллельного получения знаний с дальнейшим последовательным преобразованием его обычным трёхмерным разумом. Это уже будет более высокий уровень знаний и совершенно новых технологий на порядок превышающих современный уровень знаний обычного человека.

Даже наша наука и её технологии, которыми мы так сегодня гордимся, – это полностью материальная наука, построенная на трёх измерениях высшего животного разума материального мира Пространства с начальными зачатками ума. Она изучает только мир Пространства и его материю. Для этого достаточно трёх измерений «а3». Наука также сегодня деградирует, освобождая в себе место для прихода нового духовного знания.

Мы уже подошли к той черте, за которой наш мир должен сильно измениться. И он уже изменяется. Переход на духовный уровень разума с нами или без нас произойдёт в любом случае, и он уже происходит. Даже духовные конфессии нас не спасут от деградации, ибо они также являются порождением высшего животного разума. У них такое же трёхмерное мышление. Не поэтому ли они сегодня находятся в таком плачевном состоянии?

Любая из религий не имеет никакого отношения к истинной духовности и никогда не имела. Они существуют сами в себе и ради самих себя. Практически все религии эгоистически присваивает себе Бога, говоря, что она одна единственная – близкая к нему, а все остальные – далеки от него. Это они сегодня более всех способствуют сопротивлению при переходе к истинной духовности, которая может оставить их в прошлом.

На самом деле, любая религия уже давно стала «высокой каменной стеной» между Богом и обычным человеком. Они все являются только посредниками между ними. Но нужны ли нам сегодня, когда Бог уже так близко от нас, такие посредники? Нам скоро более будут нужны духовные учителя-гуру, а не они.

Сопротивление человека-животного духовности во всех областях жизни нам пока никак не избежать, и оно уже происходит. Он, в нашем лице, не захочет без борьбы отдать свою власть в мире будущему одухотворённому Человеку. Только «механизм» эволюции нам не остановить, а вот исчезнуть навсегда, он нам может помочь.

Духовный разум является нашим же внутренним разумом. Он, как и обычный разум, уже существует внутри нас, но нами не раскрыт и не развивается. Обычному человеку уже сегодня необходимо через собственное совершенство материального разума обратиться к своему индивидуальному духовному разуму, раскрыть его и начать в себе его развивать. Только тогда он в будущем сможет стать одухотворённым Человеком.

Но он может опоздать и остаться только животным существом для «препарирования инопланетянами», поэтому мы уже не просто говорим, а громко кричим об этом новом эволюционном прорыве. Если мы примем его и начнём переход к новому виду, то станем учениками этих инопланетных существ с высшим разумом и достигнем их уровня, а не «лабораторной мышью» для их опытов.

Совершенно неожиданно к нам пришёл другой символ реальности современного человека, кем он сегодня есть на самом деле? Он, как бы, продолжил получение нами этих знаний о животном человеке: обычного человека можно сегодня сравнить с котёнком, который уже вроде бы вырос до кота, но им ещё не стал. Это явный символ переходного возраста цивилизации. Котёнок себя уже представляет котом, только его разум пока так и остался разумом котёнка, детским. Он, как кот, уже начинает «качать» свои права, отстаивать свою территорию, метить, мстить, если его обидели, и т. п., но сам ещё внутри себя – «котёнок». Такой повзрослевший котёнок даже своих хозяев пытается заставить эгоистически действовать ради себя и тот дом, где его приютили, начинает «громить» и всё в нём портить. Конечно, он тут же от хозяев получает наказание и каждый раз его через него приводят в чувство.

Если теперь эти символы «котёнка» перевести на человека, то он сегодня символически и есть тот «котёнок», который пытается закрепить за собой на планете права «кота», хотя так и остался ещё в своём «детстве». Хозяин у нас – Природа, а наш дом – планета.

Что человек сегодня делает с Природой?

Он уже пытается утверждать, что он хозяин Природы!

А что он делает с домом-планетой?

Планета не успевает «зализать» свои раны после наших войн, которые никак не заканчиваются. А сколько грязи и отходов сегодня мы на неё навалили и всё валим и валим, превращая планету в одну большую планетарную свалку? Но мы видим только физические отходы, а есть ещё и разумные отходы от наших мыслей, желаний и других разумных действий. Они никуда не деваются, не исчезают, а остаются на планете в виде разумных отходов человечества. Если мы материальные отходы ещё как-то складируем, то на разумные отходы совсем не обращаем внимания. Они «валяются» везде и всюду, а их «тлетворный запах» стоит в мире «ужасающий»: это кровавый запах агрессивности и войн, коррупции и воровства и т. п.

Представьте себе, если мы вдруг перестанем складировать материальные отходы то, что тогда через некоторое время произойдёт с нашими городами? Мы настолько погрязнем в них в этой грязи, что цивилизация может сильно пострадать от тех болезней, которые они нам принесут. А теперь переложите этот вывод на наши разумные отходы: не потому ли мы так плохо живём и много болеем?

Отходы разума мы можем иметь только двух категорий: «грязные» и «светлые». Если «светлые» отходы нашу жизнь делают счастливой и гармоничной Природе, и мы должны их более накапливать, то «грязные», наоборот, – ужасными для человека и Природы. «Грязные» отходы нами никак не перерабатываются и сильно мешают нам жить. Мы их только накапливаем и накапливаем, но никак с ними не работаем, даже в Храмах.

Религии закрылись от «грязи» мира и на неё никак не реагируют. Поэтому мы вправе утверждать, что «грязные» разумные отходы в нашей цивилизации уже загадили всю планету. Не поэтому ли мы в последнее время постоянно воюем между собою, отрабатывая их своей кровью? А если мы ещё более засорим планету, то не сбросит ли она нас с себя или не уничтожим ли мы себя сами в новой мировой войне?

К «грязным и зловонным» разумным отходам можно отнести агрессию, гнев, гордыню, тщеславие, ложь, воровство, взяточничество, казнокрадство, мздоимство, безразличие и многие другие. Если своими светлыми мыслями мы поддерживаем Свет, получая через него радость, то тёмными отходами мы закрываем его. Тогда мы принуждаем себя к существованию во тьме, где правят тёмные демонические сущности. Вместо радости от жизни они вызывают у нас страхи, болезни, несчастья, страдания, горе, войны и даже смерть. Мы это выбрали сами для себя и винить тут некого.

К сожалению, мы не можем видеть горы этих «зловонных» разумных отходов, но они настолько огромны, что полностью закрывают нам духовный Свет, который напрямую связан с нашим разумом, а через него, со счастьем. Именно этими грязными разумными отходами мы сами для себя создали «благоприятную» среду для появления и размножения демонических сущностей, которые питаются ими. Мы сами обрекли себя на такое мрачное существование в современном мире.

Но самое главное состоит в том, что до сих пор планету от них ещё никто не «чистил». Представляете себе, сколько таких «грязных и зловонных» отходов нашего же разума, похожих на обычный навоз, мы наплодили за всё время существования нашей цивилизации? Это не горы, а целые гряды гор, которые покрыли собою всю планету. И всё это очень мерзко «пахнет»! Это то, что напрямую связано с планетой. Как вы думаете, долго она ещё будет наше разумное зловоние терпеть?

А сами, сколько бы вы его смогли терпеть?

А если ещё обратить такое же внимание на залежи этой «разумной грязи» в самом человеке, то там её будет не менее. Для доказательства зададим только один простой вопрос: когда вы последний раз «омывали» своё разумное тело и «чистили» его от своей «разумной грязи»? А теперь представьте себе, если точно такое же время не мыть наше обычное тело то, что с ним тогда станет?

Страшно себе это даже представить!

Вот в таком зловонном состоянии находятся наши разумные тела и, в целом, «разумное тело» нашей цивилизации. А теперь давайте переложим всё это на планету: когда мы её последний раз «отмывали» от своей цивилизованной «разумной грязи»?

Только все духовные конфессии бегут от неё, и они не хотят заниматься этой планетарной «грязью». Они хотят остаться «чистенькими» и сбегают с загаженной планеты на Небеса. Цивилизация скоро может потонуть в «собственном разумном дерьме» и исчезнуть с планеты, как исчезли до неё все предыдущие цивилизации. Один раз Бог уже «почистил» за нас планету, организовав на ней потоп, который стал последним для многих членов цивилизации. И что теперь?

Кто будет сегодня заниматься «чисткой» планеты? Или нас ждёт другой вопрос: сколько нам ещё осталось накопить «разумной грязи», чтобы исчезнуть с планеты?

Мы, поймите это, Человеком ещё не стали, а только-только становимся, находясь в таком переходном возрасте. Цивилизация вроде бы уже выросла до него, но им ещё не стала. Мы, как тот «котёнок», пытаемся стать хозяевами планеты и Природы, но до этого ещё не доросли, только тщеславно и эгоистически гордо говоря:

– Я – человек!

А теперь внимательно подумайте, что сделают «хозяева» с таким упрямым глуповатым «котёнком», который считает себя умным «котом» и только и делает, что гадит у них дома?

Природа и планета могут, как с предыдущими цивилизациями, сделать с нами тоже самое, что и с ними: уничтожить. Так стоит ли нам жить так эгоистично и тщеславно, нарушая законы Природы и гордо «гадя» на планете? Может быть, нам уже пора вернуться обратно к ним и жить с ними в гармонии, не портя ничего?

Глобальное эволюционное открытие Шри Ауробиндо указывает нам сегодня новый путь к более глубокому божественному совершенству обычного человека, созданному по подобию Бога. Оно несёт в себе новое духовное знание, которое говорит нам о прямом и непосредственном божественном действие с человеком и над человеком. Оно подразумевает под собой его дальнейшее эволюционное совершенство уже при непосредственной помощи и прямом воздействии на него Божества, чего ранее в нашем мире не было.

Божество сегодня уже открыто и прямо действует в мире. Оно уже спустилось с Небес на Землю и невидимо работает с теми из нас, кто готов для такой непосредственной и прямой божественной работы с ним, кто открыт ему.

Это не просто слова!

Сегодня любое обращение к Богу тут же находит отклик. К тому же, Божество действует независимо от того, знаем ли мы что-либо о нём или нет, верим в него или нет. Мы точно так же сегодня действуем в отношении животных, даже не спрашивая их об этом, и нам всё равно, что они о нас думают. Естественно, не все из нас смогут продолжить своё дальнейшее совершенствование с Богом. Многие люди могут навсегда остаться такими же, какими есть сегодня, если, конечно, останутся существовать на планете.

Почему мы вдруг стали говорить о начавшемся скрытом и прямом действии Божества над нами? Дело в том, что оно, действительно, уже присутствует здесь, но ещё не материализовалось на планете, чтобы мы его могли воочию увидеть. Расстояние между нами и Богом (Небесами) уже значительно сократилось. Только люди, обладающие духовностью, могут это как-то почувствовать и чувствуют: их духовные успехи в мире стали быстро достигаемыми, чего ранее не было.

Только сам человек ещё не готов к принятию Бога. Он до сих пор ещё очень сильно закрыт «скорлупой» своего материального разума, своей гордыней, тщеславием, эгоизмом и другой «разумной грязью» и не только лично, но и всей цивилизацией. Как мы сможем через такую «разумную грязь» его увидеть и просто почувствовать?

Давайте, чтобы это подтвердить, проведём простой опыт: закройте свои глаза обычной грязью и посмотрите вокруг себя. Вы многое тогда сможете увидеть? Мы себя-то в полной мере ещё не видим и совсем уже потеряли свою божественную Душу, а что говорить о всей цивилизации. А теперь, давайте представим себе, что мы отмыли глаза и вдруг увидели перед собой Бога то, что бы тогда произошло в нашем мире?

Скорее всего, современные духовные лидеры его бы опять распяли, чтобы он не мешал им проповедовать их догмы, а учёные разложили бы на атомы, пытаясь понять его божественную сущность. Поэтому Богу приходится сегодня пока скрыто работать с нами, чтобы подготовить нас к своему «приходу».

Библия нам говорит о втором пришествии Бога. Возможно, это будет его новое материальное проявление в нашем мире, которое произойдёт уже через нового Человека. Кого из нас он выберет для своей материализации, нам это не узнать, пока она не случится!

Не гусеница выбирает бабочку, а бабочка выбирает для своей материализации гусеницу . Если она её не выберет, то тогда эта гусеница никогда не станет бабочкой и погибнет, а та может для себя всегда найти другую гусеницу. Подумайте об этом!

Без Бога у нас никакого совершенства не случится. Именно о такой материализации Божества через совершенного человека и говорит это глобальное открытие. В своё время человек, точно так же, сам материализовался в животном теле, не спрашивая об этом животное. Но хуже ли от этого стало животному, которое стало современным человеком? А у нас уже есть разум, через который мы можем понять, что хочет от нас Божество и помочь себе быстрее «из гусеницы» стать «бабочкой»?

Человек обязательно должен закончить свой разумный этап эволюции и стать совершенным и готовым ментальным видом или навсегда исчезнуть с планеты. Только тогда будет возможна его будущая божественная материализация. А нам уже сейчас необходимо открыть для себя, через прямое действие Божества, новый эволюционный путь и далее пойти по нему.

Давайте попробуем для себя это осуществить, составив для этого «дорожную карту» нового духовного пути.

Питер Уорд

Вопреки распространенному мнению, люди продолжают эволюционировать. Наши тело и мозг уже не те, что были у наших предков - или будут у наших потомков

Cтоит нам поинтересоваться чьим-либо мнением о том, как могли бы выглядеть люди будущего, мы получаем обычно один из двух вариантов ответа. Кто-то сразу же вспоминает о привычном образе из научной фантастики: у наших потомков будут очень высокий лоб, увеличенный объем мозга, высокоразвитый интеллект. Другие утверждают, что люди уже не эволюционируют, во всяком случае, физически, ведь техника положила конец суровой логике естественного отбора. И потому эволюция носит сегодня исключительно культурный характер.

Первая история - про увеличенный объем мозга - не имеет никакой реальной научной основы. Судя по палеонтологическим исследованиям размеров головы у последних нескольких сотен поколений, времена быстрого увеличения объема нашего черепа давно прошли. Соответственно, еще несколько лет назад большинство ученых могли считать физическую эволюцию человека законченной. Однако новые методы работы с ДНК (которые позволяют производить анализ геномов различных поколений, совершая тем самым переворот в изучении эволюции человека) создают абсолютно иную картину. Со времени возникновения вида Homo sapiens в нашем организме произошла не просто основательная "перетасовка" генов: увеличилась и скорость эволюции человека. В дополнение к тому, что за прошедший срок у нас, как и у других биологических организмов, резко изменилась форма тела, сегодня наша физиология, а возможно, и поведение, продолжают подвергаться генетически обусловленным изменениям. Так, вплоть до самого последнего периода нашей истории в разных частях света происходило вполне отчетливое обособление человеческих рас. Даже сегодня под влиянием условий современной жизни генетические факторы могут обусловливать появление новых особенностей поведения у людей.

Итак, если у нас нет перспективы обзавестись мозгом огромных размеров, на что мы могли бы рассчитывать? Станем мы крупнее или мельче, умнее или глупее? Как скажутся на нас новые заболевания и глобальное повышение температуры? Появится ли однажды новый вид человека? Или, может быть, будущая эволюция человечества зависит уже не от наших генов, а от уровня развития техники, от внедрения в наш мозг и тело кремниевых и стальных элементов? А вдруг наше предназначение - быть всего-навсего создателями машин, следующей цивилизации, которая будет господствовать на планете Земля?

Далекое и недавнее прошлое

Следить за ходом эволюции всегда было делом палеонтологов, - они занимаются изучением окаменевших костей, сохранившихся с древнейших времен. Как выяснили специалисты, возраст человеческого семейства под названием гоминиды составляет по меньшей мере 7 млн лет. Именно столько времени прошло с тех пор, как появился небольшой по размеру проточеловек Sahelanthropus tchadensis. С той поры наше семейство пополнилось (этот вопрос все еще активно обсуждается специалистами) рядом новых, довольно своеобразных видов. Сегодня нам известно о девяти, хотя где-то, безусловно, скрываются и другие персонажи этой на удивление неполной палеонтологической летописи гоминидов. Следы человека более давнего периода практически не сохранились, так и не попав в осадочные породы. Однако общепризнанная картина ежегодно меняется в зависимости от публикуемых сообщений о вновь обнаруженных окаменелостях или новых интерпретациях прежних находок.

Образование каждого нового вида гоминидов происходило после того, как небольшая группа этих существ оказывалась тем или иным образом изолированной от основной популяции. Многие поколения новой группы использовали в необычных для нее условиях новые методы приспосабливания. Отрезанная от сородичей, эта небольшая группа шла своим особым генетическим путем, и впоследствии ее представители уже не могли иметь общее потомство с членами основной популяции.

Как показывает палеонтологическая летопись, самый ранний представитель нашего вида жил 195 тыс. лет назад на территории нынешней Эфиопии, откуда началось его распространение по всей планете. Уже 10 тыс. лет назад люди современного типа расселились по всем континентам Земли, кроме Антарктиды. А их приспособление к самым разным местным условиям (в числе прочих движущих сил эволюции) привело к образованию того, что мы условно называем расами. Очевидно, что группы людей, жившие в разных местах, в достаточной степени сохранили между собой связи и потому избежали превращения в отдельные виды. Теперь, при достаточно плотном заселении планеты людьми, можно было бы считать, что время их эволюционирования подошло к концу.

ПОСЛЕ HOMO SAPIENS

В прошлом в нашем роду уже появлялись новые виды. А как насчет будущего? Для видообразования требуется некий вариант изоляции. Наиболее привычна географическая изоляция, когда небольшая популяция остается полностью отрезанной от основного генофонда. При нынешних размерах и взаимосвязи человеческих наций вероятность подобного варианта невелика.

Однако есть другие способы решить подобную задачу:

• создать человеческие колонии на дальних планетах;

• тем или иным образом нарушить глобальный механизм обмена человеческими генами;

• разбиться на отдельные группы после какого-нибудь катаклизма вроде падения на Землю большого астероида;

• прибегнуть к генной инженерии.

Однако на самом деле все несколько иначе. В опубликованном год назад исследовании Генри Харпендинг (Henry C. Harpending) из Университета штата Юта, Джон Хокс (John Hawks) из Висконсинского университета в городе Мэдисон и их коллеги произвели анализ данных из международной гаплотипной карты человеческого генома. Они сосредоточили внимание на генетических маркерах 270 человек, представлявших четыре группы: китайцы (хань), японцы, йоруба и европейцы северной части Европы. Ученые обнаружили, что 5 тыс. лет назад эволюционировали по меньшей мере 7% генов человека. Значительная часть этих изменений были связаны с приспособлением к определенной окружающей среде - как природной, так и созданной самими людьми. Например, в Китае и Африке лишь немногие взрослые могут усваивать свежее молоко, тогда как в Швеции и Дании это почти ни для кого не составляет проблемы. И можно предположить, что жители этих стран приобрели такую способность в результате освоения их предками молочного животноводства.

В другом исследовании, проводившимся Пардис Сабети (Pardis C. Sabeti) и ее коллегами из Гарвардского университета, использовалось больше данных по наследственной изменчивости. Ученые попытались найти в них взаимосвязь между естественным отбором и геномом человека. В результате более чем в 300 частях генома были найдены следы недавних изменений, повышавших шансы людей на выживание и деторождение. В числе примеров - сопротивляемость одному из тяжелейших бедствий Африки, вирусу, вызывающему геморрагическую лихорадку Ласа, а также определенная устойчивость части африканского населения к другим заболеваниям, таким как малярия; изменение окраски кожи и активный рост волосяных фолликул у азиатов, или постепенное осветление кожи и приобретение голубого цвета глаз у жителей севера Европы.

По оценкам исследовательской группы Харпендинга и Хокса, в последние 10 тыс. лет эволюция человека происходила в 100 раз быстрее, чем в любое другое время после отделения самого раннего гоминида от предков современных шимпанзе. Подобное ускорение исследователи объяснили разнообразием видов окружающей среды, в которые перебирались люди, а также изменениями в условиях существования, вызванными появлением сельского хозяйства и строительством больших городов. Главными результатами превращения дикой естественной среды в обрабатываемые угодья стали не развивающееся земледелие и трансформации ландшафта, а зачастую смертельное сочетание антисанитарных условий проживания, нового пищевого рациона и различных заболеваний (которые передавались от других людей и одомашненных животных). Хотя некоторые исследователи не вполне согласятся с этими оценками, основная идея понятна: люди превосходно эволюционируют.

Неестественный отбор

В прошлом веке условия, в которых существовал наш вид, опять изменились. Географическая изоляция различных групп людей оказалась нарушена легкостью пространственных перемещений и устранением социальных барьеров, некогда разделявших отдельные расовые группы. В человеческом генофонде еще никогда не наблюдалось столь невероятного генного смешения локальных популяций вида Homo sapiens. Следует заметить, что мобильность человечества вообще может привести к гомогенизации нашего вида. Процесс естественного отбора тормозится также и нашими достижениями в медицине и технике. Например, в большей части стран уже не наблюдается массовой детской смертности. Люди с генетическими повреждениями, обреченные в прошлом на смерть, сегодня могут нормально жить и иметь потомство. Наши естественные враги - хищники - также уже не определяют для нас правил выживания.

Исследователь Стив Джонс (Steve Jones) из Университетского колледжа Лондона настаивает на том, что эволюция человека в значительной мере прекратилась. В 2002 г., выступая на проходившей в Королевском обществе Эдинбурга дискуссии под названием "Эволюция закончена?", он заявил: "Для нашего биологического вида ситуация перестала улучшаться или ухудшаться. Если хотите знать, как выглядит Утопия, то посмотрите вокруг - она перед вами". Джонс указал на то, что, по крайней мере, в промышленно развитых странах почти каждый человек может теперь дожить до репродуктивного возраста, а все бедные и богатые обладают равными возможностями иметь детей. Конечно, наследственная устойчивость к заболеваниям - таким, например, как ВИЧ - дает людям дополнительные шансы на выживание, однако решающим фактором в решении вопроса о жизни и смерти будет сегодня не столько генетическая наследственность, сколько культура. Иными словами, современную эволюцию, пожалуй, можно назвать не генетической, а миметической, т.е. связанной с мыслями.

Другая точка зрения сводится к тому, что генетическая эволюция продолжается и сегодня, однако действует в противоположном направлении. Определенные особенности современной жизни могут вызывать такие эволюционные перемены, которые не только не повышают нашу способность выживать, но даже способствуют ее уменьшению. Один из возможных вариантов действия такой эволюции "в обратную сторону" испытывает на себе, например, огромное количество студентов. Продолжая образование, они на некоторое время откладывают создание семьи и рождение детей, в то время как многие их бывшие одноклассники, не преуспевшие в учебе, заводят детей сразу же. Если у менее интеллектуально развитых родителей появляется больше детей, то интеллектуальность в современном мире оказывается, по Дарвину, фактором уязвимости и, соответственно, можно ожидать снижения ее среднего уровня.

Подобные спорные моменты обсуждаются уже давно. Один из многочисленных контраргументов заключается в том, что человеческая интеллектуальность состоит из множества разных способностей, закодированных в огромном числе генов, и не имеет высокой наследуемости, тогда как естественный отбор действует лишь в отношении наследуемых качеств. Ученые активно дискутируют, насколько интеллектуальные способности вообще могут передаваться по наследству. На данный момент они пока не могут заявить о реальных признаках снижения среднего уровня интеллектуальности.

Но даже если наш интеллект пока не находится под угрозой, человеческий вид вполне может накапливать другие, в большей степени наследуемые особенности, которые уж точно не сулят нам ничего хорошего. Например, такие нарушения поведения, как синдром Туретта или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) могут, в отличие от интеллектуальности, быть закодированы всего лишь в нескольких генах - и этого будет достаточно для их высокой наследуемости. Если подобные нарушения для кого-то увеличивают вероятность рождения детей, то они с каждым новым поколением будут становиться все более распространенными. Как утверждает в публикациях в научных журналах и в своей книге специалист по таким нарушениям Дэвид Камингс (David Comings), число людей, страдающих от упомянутых синдромов, существенно возросло. Причиной может быть эволюция: женщины с подобными синдромами с меньшей вероятностью обучаются в высших учебных заведениях, а потому имеют тенденцию быть более многодетными, чем здоровые матери. Впрочем, некоторые исследователи высказывают серьезные возражения против используемой Камингсом методики. Кроме того, в вопросе, действительно ли увеличивается распространенность данных нарушений, нет ясности: исследования в этих областях затруднены по причине существующего в обществе предубеждения, что многие подобные отклонения от нормы неизлечимы.

Итак, общая логика рассуждений кажется вполне убедительной. Мы склонны представлять себе эволюцию как нечто, связанное со структурными изменениями в организме, однако она способна затрагивать и такие области, как поведение человека. Многие люди носят в себе гены, делающие их предрасположенными к алкоголизму, потреблению наркотиков и другим пагубным пристрастиям. Большая часть людей успешно этому противостоят, поскольку гены - это не всегда неотвратимость, и действие таких генов определяется окружением человека. Однако, разумеется, есть люди, которые поддаются влиянию наследственности, и возникающие проблемы влияют на то, смогут ли они выжить и сколько у них будет детей. Подобных изменений уровня рождаемости вполне достаточно для продолжения действия естественного отбора. Дальнейшая эволюция может в значительной мере зависеть от ситуаций, в которых будут проявляться специфические формы поведения людей. Точно так же она зависит от различных человеческих реакций на изменчивые социальные и прочие внешние условия. Однако, в отличие от других биологических видов, мы не собираемся пассивно принимать эту логическую схему Дарвина.

Управляемая эволюция

Нам уже удавалось управлять эволюцией многих видов растений и животных. Почему бы теперь не попытаться контролировать свою собственную? Зачем ждать, когда все сделает естественный отбор, если мы можем справиться с этим быстрее и во многих отношениях с большей для себя пользой? Например, работая в области поведения человека, ученые ведут сегодня поиск генетических компонентов, связанных не только с медицинскими проблемами и нарушениями, но также с характером, различными аспектами сексуальности и конкурентоспособности личности. Многое из этого, хотя бы частично, может передаваться по наследству. Есть вероятность, что со временем станет привычным проводить тщательное обследование людей для выявления организации их генома и по результатам назначать лекарства.

Следующим шагом будет непосредственное воздействие на гены человека. Это может быть сделано двумя путями: заменой генов в каком-то отдельном органе (генная терапия) или же изменением всего генома пациента (так называемая зародышево-потомственная терапия). Пока что исследователи стараются решить промежуточную задачу по применению генной терапии для лечения у пациента некоторых заболеваний. Но если когда-нибудь ученые овладеют зародышево-потомственной терапией, то это будет означать, что мы сможем оказывать помощь не только самому пациенту, но и его детям. Главное препятствие для использования генной инженерии в этих целях - исключительная сложность человеческого генома. Гены в организме человека выполняют обычно более чем одну функцию. А функции, в свою очередь, бывают обычно закодированы более чем в одном гене. Из-за этой особенности, известной как плейотропия, воздействие на какой-то один ген может иметь самые неожиданные последствия.

Зачем вообще пытаться это делать? К вмешательству в гены будет, вероятно, вынуждать стремление родителей гарантировать рождение ребенка нужного пола, желание наделить детей красотой, умом, музыкальным талантом или приятным характером, а кроме того - попытаться избавить ребенка от обреченности стать скупым, депрессивным, гиперактивным или даже склонным к правонарушениям. Побудительные мотивы здесь очевидны, и они очень сильны. Столь же мотивированной, как попытки родителей генетическим путем обеспечить социальную защищенность своих детей, станет борьба с человеческим старением. Как подсказывают многие недавние исследования, старение человека - не просто износ частей его организма, а запрограммированное разрушение, которое в значительной мере контролируется генетически. Если это так, то рано или поздно генетические исследования помогут выявить многочисленные гены, управляющие различными аспектами этого процесса, и с такими генами можно будет производить необходимые манипуляции.

Если представить, что генные изменения войдут в практику, то стоит подумать, как бы это могло повлиять на дальнейшую эволюцию человечества? Вероятно, очень сильно. Предположим, родители воздействуют таким образом на еще не родившихся детей, способствуя их умственному развитию, приобретению определенного внешнего вида и большей продолжительности жизни. Если такие дети вырастут умными, проживут много лет, то они смогут иметь больше детей и зарабатывать больше любого из нас. Вероятно, на таких схожих людей начнет действовать взаимное притяжение. В условиях их добровольной географической или социальной самоизоляции может произойти дрейф генов, а впоследствии и новое видообразование. Иначе говоря, однажды люди смогут создать человека нового вида. Захочет ли человечество избрать такой вариант развития событий, будет зависеть от наших потомков.

Путь боргов

Еще менее предсказуемыми, чем генные манипуляции, представляются наши взаимоотношения с машинами. Или их с нами. Не может ли быть конечной целью эволюции нашего биологического вида симбиоз с техникой, синтез органического и неорганического начал? Многие писатели-фантасты уже предсказывали, что возможно сочетание человека и робота, или, например, загрузка данных из мозга человека в компьютер (см. Стикс Г. Как подключиться к мозгу // ВМН, №2, 2009). Фактически мы уже находимся в зависимом положении от машин. Чем активнее мы создаем их для удовлетворения собственных нужд, тем больше наша жизнь оказывается приспособленной уже к их потребностям. С увеличением сложности и взаимосвязанности техники для нас возрастает необходимость попытаться наладить с ними некое взаимодействие. Эту позицию отчетливо выразил в 1998 г. в книге "Дарвин среди машин" американский писатель Джордж Дайсон (George Dyson). Он писал: "Все, что делают люди для облегчения управления компьютерными сетями, становится одновременно, хотя и по иным причинам, облегчением для компьютерных сетей задачи управления людьми: Дарвиновская эволюция может пасть жертвой собственного успеха, поскольку не будет успевать за порожденными ею самой недарвиновскими процессами".

Наше совершенствование в технических областях угрожает размыть старые пути, по которым двигалась эволюция. Рассмотрим два различных взгляда на будущее, взятые из очерка 2004 г. шведского философа-эволюциониста Ника Бострома (Nick Bostrom) из Оксфордского университета. Вначале он настраивает нас на оптимистический лад: "Развернутая картина показывает общую тенденцию к повышению уровней сложности, знания, понимания и целенаправленной организации. Тенденцию, которой мы можем дать название "прогресс". Представляя себе все это в радужном свете, можно утверждать, что эволюция (биологическая, миметическая и техническая) будет продолжаться и пойдет в желательном для нас направлении".

Хотя использование слова "прогресс" наверняка бы заставило перевернуться в гробу покойного биолога-эволюциониста Стивена Джей Голда (Steven Jay Gould), следует дать некоторые пояснения. Как доказывал Голд, окаменелости - в том числе оставшиеся от наших предков - свидетельствуют о том, что эволюционные перемены не были непрерывными. Они происходили рывками, которые, конечно же, нельзя считать "прогрессивными" или целенаправленными. Ведь биологические организмы могут как уменьшаться, так и увеличиваться в размерах. Однако прошлая эволюция имела по меньшей мере один неизменный вектор: в направлении возрастания сложности. Вероятно, таковой будет и дальнейшая эволюция человечества: к увеличению сложности через некое сочетание анатомических, физиологических или поведенческих изменений. Если мы продолжим приспосабливаться и произведем умелое терраформирование (изменение климатических условий планеты для приведения ее атмосферы, температуры и экологических условий в состояние, пригодное для обитания земных растений и животных; термин впервые использовал американский писатель-фантаст Джек Уильямсон (Jack Williamson) в 1942 г.), то у нас будут все генетические и эволюционные предпосылки к тому, чтобы жить на нашей планете даже в эпоху угасания Солнца. В отличие от запрограммированности на старение наш вид не кажется генетически запрограммированным на вымирание.

Менее благополучный вариант нам уже очень хорошо знаком. Как считает Бостром, загрузка нашего сознания в компьютер могла бы означать конец человечества. Совершенный искусственный разум получил бы возможность извлекать различные элементы наших знаний, а затем собирать из них нечто, что уже не будет иметь отношения к человеку. Это сделало бы нас морально устаревшими. Бостром прогнозирует следующий сценарий развития событий: "Некоторые человеческие индивидуумы будут производить загрузку в компьютер и делать несколько собственных копий. Между тем благодаря постепенному прогрессу в нейронауке и создании искусственного интеллекта впоследствии появится возможность помещать знания каждого человека в индивидуальный модуль, а затем соединять его с модулями других людей. Модули, соответствующие общему стандарту, могли бы лучше общаться и взаимодействовать с другими модулями, что было бы более экономичным и продуктивным и вызывало бы потребность в дальнейшей стандартизации: Для умственной структуры человеческого типа могло бы тогда попросту не найтись места".

Словно прогноза о возможности морального устаревания человека ему было недостаточно, Бостром рисует нам еще более мрачную перспективу. Если бы новым критерием эволюционной приспособленности стала эффективность машин, то в нашей жизни было бы уничтожено очень много из того, что мы считаем глубоко человеческим. Ученый пишет: "Существуют такие сумасбродные и приятные вещи, которые в значительной мере условно наполняют человеческую жизнь смыслом - юмор, любовь, игры, искусство, секс, танцы, светские беседы, философия, литература, научные открытия, еда, дружба, воспитание детей, спорт. Исходя из своего вкуса и возможностей, мы занимаемся всем этим, и в эволюционном прошлом нашего вида подобные предпочтения носили приспособительный характер. Но какие у нас основания для уверенности, что эти же или подобные им вещи по-прежнему будут нужны нам для адаптации в будущем? Вероятно, тогда добиваться максимальной эволюционной приспособленности станет возможным лишь путем непрерывного, тяжелого и монотонного труда при помощи повторяющихся и изматывающих рабочих операций, главная цель которых - крохотное улучшение какого-нибудь производственно-экономического показателя".

Короче говоря, предположив, что оно выживет, человечество может пойти по одному из трех вероятных путей:

• застой - преимущественное сохранение нынешнего положения с некоторой коррекцией в период смешения человеческих рас;

• видообразование - появление нового вида человека на нашей или какой-либо другой планете;

• симбиоз с машинами - в результате соединения машин и человеческого сознания образуется коллективный разум, в чьих границах могут сохраниться или не сохраниться качества, которые мы рассматриваем как человеческие.

Quo vadis Homo futuris?

Перевод: А. Н. Божко

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

• Future Evolution. Peter Ward. W.H. Freeman, 2001.

• The Future of Human Evolution. Nick Bostrom in Death ad Anti-Death: Two Hundred Years after Kant, Fifty Years after Turing. Edited by Charles Tandy. Ria University Press, 2004.

• A Map of Recent Positive Selection in the Human Genome. Benjamin F. Voight, Sridhar Kudaravalli, Xiaoquan Wen and Jonathan K. Pritchard in PloS Biology, Vol. 4, No. 3, pages 0446-0458; March 7, 2006.

• Genome-wide Detection and Characterization of Positive Selection in Human Populations. Pardis C. Sabeti et al. in Nature, Vol. 449, pages 913-918; October 18, 2007.

• Natural Selection Has Driven Population Differentiation in Modern Humans. L.B. Barreiro, G. Laval, H. Quach, E. Patin and L. Quintana-Murci in Nature Genetics, Vol. 40, No. 3, pages 340-345; March 2008.

• The 10,000 Year Explosion: How Civilization Accelerated Human Evolution. Gregory Cochran and Henry Harpending. Basic Books, 2009.

Человек разумный, или Homo sapiens, с момента своего возникновения претерпел множество изменений - как в строении тела, так и в социальном, духовном развитии.

Возникновение людей, которые имели современный физический облик (тип) и сменили произошло в позднем палеолите. Их скелеты впервые были обнаружены в гроте Кроманьон во Франции, поэтому люди этого типа были названы кроманьонцами. Именно им был присущ комплекс всех основных физиологических особенностей, которые характерны и нам. Их в сравнении с таковым у неандертальцев достигло высокого уровня. Именно кроманьонцев ученые считают нашими прямыми предками.

Некоторое время этот тип людей существовал одновременно с неандертальцами, которые в дальнейшем погибли, так как лишь кроманьонцы оказались достаточно приспособлены к условиям окружающей среды. Именно у них каменные орудия труда выходят из обихода, а их заменяют более искусно обработанные из кости и рога. Кроме того, возникает больше видов этих орудий - появляются всевозможные сверла, скребки, гарпуны и иглы. Это делает людей более независимыми от климатических условий и позволяет осваивать новые территории. Человек разумный изменяет и свое поведение по отношению к старшим, появляется связь между поколениями - преемственность традиций, передача опыта, знаний.

Подводя итог вышесказанного, можно выделить основные аспекты становления вида Homo sapiens:

  1. духовное и психологическое развитие, которое приводит к самопознанию и развитию абстрактного мышления. Как следствие - возникновение искусства, о чем свидетельствуют наскальные рисунки и живопись;
  2. произношение членораздельных звуков (зарождение речи);
  3. жажда знаний для передачи их своим соплеменникам;
  4. создание новых, более совершенных орудий труда;
  5. которая позволила приручить (одомашнить) диких животных и окультурить растения.

Эти события стали важной вехой в становлении человека. Именно они позволили ему не зависеть от среды обитания и

даже осуществлять контроль над некоторыми ее сторонами. Человек разумный и в дальнейшем претерпевает изменения, важнейшим из которых становится

Пользуясь благами современной цивилизации, прогресса, человек до сих пор пытается установить власть над силами природы: меняя течения рек, осушившая болота, заселяя территории на которых жизнь ранее была невозможна.

Согласно современной классификации, вид "Человек разумный" делится на 2 подвида - "Человек Идалту" и "Человек Такое разделение на подвиды появилось после обнаружения в 1997 году останков, которые имели некоторые схожие со скелетом современного человека анатомические особенности, в частности - размер черепа.

Согласно научным данным, человек разумный появился 70-60 тысяч лет назад, и за все это время существования его как вида, он совершенствовался под воздействием лишь социальных сил, потому что со стороны анатомо-физиологического строения изменений не обнаружено.

Отрывок:

Косная материя безжалостна по отношению к жизни: эволюция косной материи ведет к всеобщему снижению температуры, вплоть до температуры, близкой к абсолютному нулю, что принято отождествлять с «тепловой смертью». Может быть, именно поэтому Природа на Земле не остановилась на одноклеточных существах, а в течение трех миллиардов лет упорно продвигалась по пути все большего усложнения своих творений, апофеозом чего стало создание вида Homo sapiens, появившегося «всего» каких-то 200 тысяч лет назад. Этому виду Природа подарила потенциальную возможность построить цивилизацию. Вероятно, то же самое происходит и на других планетах, пригодных для жизни. Зачем? Может быть, Природа надеется, что дружные усилия разумных существ помогут ей сохранить жизнь, как явление, несмотря на пагубное для жизни снижение температуры? Не случайно же Природа наделила людей волей к жизни и способностями познавать и созидать. Но наблюдая Бытие вида Homo sapiens, мы обнаруживаем его полную неспособность к гармоничному общественному существованию. Человечество на протяжении тысячелетий буквально раздирается войнами, борьбой за ресурсы, борьбой идеологий и пр. Очень трудно разглядеть в человечестве прообраз созидателей вечной жизни, поскольку созидательная деятельность, да еще в таких грандиозных масштабах, требует четко согласованных коллективных действий. В чем причина очевидного несоответствия? Мне представляется, что причина кроется в тех свойствах, которыми Природа наделила наш вид. Любой природный объект можно охарактеризовать набором присущих ему свойств, и наш вид не исключение. Почему-то в исторических исследованиях, касающихся прошлых общественно важных событий, не принято связывать причину этих событий с поведенческими свойствами нашего вида. Мы же учитываем, что пчела может ужалить, если она решит, что человек ей враждебен. Пчеловод на всякий случай надевает сетку. Поведенческие свойства человека во много раз сложнее. Не учитывая их, невозможно, по моему мнению, разобраться в причинах исторических событий.

Свойства вида Homo sapiens

Люди склонны преувеличивать свое значение, существует даже понятие о человеке как о «царе природы». Но детальный анализ убеждает в другом: вид Homo sapiens может оказаться совсем не последним видом человекообразных на Земле. На смену ему может прийти другой вид со свойствами, более отвечающими требованиям Природы. Пытались ли мы трезво оценить свойства не отдельных людей, а нашего вида в целом? Может быть, кто-то и пытался, но здесь мы сделаем еще одну попытку, как бы это ни оказалось сложно. Дело в том, что человечество чрезвычайно неоднородно и по своим природным качествам, и по идеологическим установкам, и по экономической развитости стран. Правомерно даже утверждать, что разные человеческие «племена» пока еще проживают в разных исторических эпохах, начиная от эпохи, близкой к каменному веку, и кончая развитым капитализмом. Общие для вида свойства можно обнаружить лишь при статистическом анализе, да и то с большим трудом, поскольку кто-то из нас добрый, кто-то злой, кто-то всему ищет причину, а другой готов все принимать на веру, и т.д. Видовые свойства у нас одни, но «амплитуда» их у каждого своя. В данном исследовании морфологические и размерные характеристики вида не представляют интереса. Не имеет значения даже, о чем люди думают. Для общественных отношений важно, как себя человек ведет, а поведенческие свойства нашего вида можно представить следующим списком:

Группа свойств, характеризующих нас как животных:

1. Инстинкт продолжения рода.

2. Эгоизм и жадность.

3. Жестокость.

4. Готовность к конкурентной борьбе.

5. Боязнь боли, увечий и смерти.

6. Стремление получать удовольствие.

7. Леность.


Группа социально значимых свойств человека:

8. Разумность.

9. Способность говорить.

10. Принадлежность к группе социальных животных.

11. Готовность к сотрудничеству в процессе созидания.

12. Стремление к познанию.

13. Стремление к справедливости.

14. Инерционность мышления.

15. Стремление подчиниться лидеру.

16. Завистливость.

17. Своеволие.

18. Способность обманывать.

19. Тяга к самоутверждению.

Список не претендует на полноту, но он содержит те свойства, которые используются в данном анализе.

Homo sapiens – вид, в который вошли четыре подвида - академик РАН Анатолий ДЕРЕВЯНКО

Фото ИТАР-ТАСС

До недавнего времени считалось, что человек современного биологического вида зародился в Африке около 200 тысяч лет назад.

«Современного биологического типа» означает в данном случае нас. То есть мы, нынешние люди, хомо сапиенсы (точнее, Homo sapiens sapiens ) являемся прямыми потомками неких существ, появившихся именно там и именно тогда. Ранее их называли кроманьонцами, но сегодня такое обозначение считается устаревшим.

Около 80 тысяч лет назад этот «человек современный» начал своё победное шествие по планете. Победное в прямом смысле: считается, что в том походе он и вытеснил из жизни прочие человеческие формы – например, знаменитых неандертальцев.

Но недавно обнаружились свидетельства того, что это не совсем так…

Привели к такому выводу следующие обстоятельства.

Несколько лет назад экспедиция российских археологов и специалистов других наук, работавшая под руководством директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академика Анатолия Деревянко, обнаружила в Денисовской пещере на Алтае останки древнего человека.

Культурно он вполне соответствовал уровню современных ему сапиенсов: орудия труда находились на таком же технологическом уровне, а любовь к украшениям указывала на достаточно высокую по тем временам стадию общественного развития. А вот биологически…

Выяснилось, что структура ДНК найденных останков отличается от генетического кода ныне живущих людей. Но не это произвело основную сенсацию. Оказалось, что этот – по всем, повторимся, технологическим и культурным признакам – разумный человек оказался… «чужаком». Согласно данным генетики, он отошёл от общей с нами линии предков не менее чем 800 тысяч лет назад! Да нам даже неандертальцы роднее!

«Речь, видимо, идёт о новом виде человека, который ранее не был известен мировой науке», - заявил по этому поводу легендарный в профессиональных кругах директор отделения эволюционной генетики в Институте эволюционной антропологии имени Макса Планка Сванте Паабо. Что ж, ему виднее: это он проводил анализ ДНК неожиданной находки.

Так что же получается? Пока мы, люди, взбирались по эволюционной лестнице, параллельно с нами карабкалось вверх некое конкурентное «человечество»?

Да, считает академик Деревянко. Более того: по его мнению, таких центров, где разные группы людей стремились к званию человека разумного параллельно и независимо друг от друга, может оказаться по меньше мере… четыре!

Об основных положениях новой концепции, уже называемой подчас «новой революцией в антропологии», он рассказал ИТАР-ТАСС.

Прежде, чем перейти к существу дела, давайте начнём с «предреволюционной ситуации». Что было до нынешних событий, какова была картина человеческой эволюции?

Можно уверенно говорить о том, что человечество зародилось в Африке. Первые следы существ, научившихся изготавливать орудия труда, обнаружены сегодня в районе Восточно-Африканского рифта, тянущегося в меридиональном направлении от впадины Мёртвого моря через Красное море и далее по территории Эфиопии, Кении, Танзании.

Распространение первых людей в Евразию и заселение ими огромных территорий в Азии и Европе происходило в режиме постепенного освоения наиболее благоприятных для проживания экологических ниш и затем продвижения в сопредельные районы. Начало процесса человеческого проникновения в Евразию учёные относят к широкому хронологическому диапазону от 2 до 1 млн лет назад.

Наиболее многочисленная популяция древних Homo, вышедших из Африки, была связана с видом Homo ergaster-erectus и так называемой олдованской индустрией. Под индустрией в данном контексте понимается определённая технология, культура обработки камня. Олдованская или олдовайская – наиболее примитивная из них, когда камень, чаще всего галька, из-за чего эту культуру называют ещё галечной, раскалывался пополам, чтобы получить острый край без дополнительной обработки.

Около 450–350 тыс. лет назад на восток Евразии начинается продвижение с Ближнего Востока второго глобального миграционного потока. С ним связано распространение позднеашёльской индустрии, при которой люди изготавливали макролиты – каменные рубила, отщепы.

При своём продвижении новая популяция человека на многих территориях встретила население первой миграционной волны, и поэтому там происходит смешение двух индустрий – галечной и позднеашёльской.

Но вот что интересно: судя по характеру находок, вторая волна достигла территории лишь Индии и Монголии. Далее она не пошла. Во всяком случае, заметно отличие в целом индустрии Восточной и Юго-Восточной Азии от индустрии остальной части Евразии. А это означает, в свою очередь, что с момента первого появления древнейших человеческих популяций в Восточной и Юго-Восточной Азии 1,8–1,3 млн лет назад здесь происходило непрерывное и независимое развитие как физического типа человека, так и его культуры. И уже одно это противоречит теории моноцентрического происхождения человека современного типа.

- Но ведь только что вы сказали, что человек зародился в Африке?..

Очень важно подчеркнуть, и я не случайно это сделал: речь идёт о человеке современного анатомического типа. Согласно моноцентрической гипотезе, он сформировался 200–150 тыс. лет назад в Африке, а 80–60 тыс. лет назад началось его распространение в Евразию и Австралию.

Однако эта гипотеза оставляет нерешёнными многие проблемы.

Например, перед исследователями стоит прежде всего вопрос: почему, если человек современного физического типа возник, как минимум, 150 тыс. лет назад, то культура верхнего палеолита, которую связывают с хомо сапиенс, появилась лишь 50–40 тыс. лет назад?

Или: если верхнепалеолитическая культура распространилась на другие континенты с современным человеком, то почему её изделия появились почти одновременно в весьма удалённых друг от друга регионах Евразии? Да к тому же существенно различаясь между собой по основным технико-типологическим характеристикам?

И ещё. По археологическим данным, человек современного физического типа заселил Австралию 50, а может быть, 60 тыс. лет назад, тогда как на сопредельных с Восточной Африкой территориях на самом Африканском континенте он появился… позже! В Южной Африке, судя по антропологическим находкам, – около 40 тыс. лет назад, в Центральной и Западной – видимо, около 30 тыс. лет назад, и только в Северной – около 50 тыс. лет назад. Чем объяснить то, что современный человек вначале проник в Австралию, а только потом расселился по Африканскому континенту?

И как с точки зрения моноцентризма объяснить то, что Homo sapiens за 5 – 10 тыс. лет смог преодолеть гигантское расстояние (более 10 тыс. км), не оставив никаких следов на пути своего движения? Ведь в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии 80–30 тыс. лет назад, в случае замещения автохтонного населения пришлым должна была произойти полная смена индустрии, но это совершенно не прослеживается на востоке Азии. Причём между регионами с верхнепалеолитической индустрией располагались территории, где продолжала существовать культура среднего палеолита.

Доплыли на чём-то, как предполагают некоторые? Но в Южной и Восточной Африке на местонахождениях финала среднего и раннего этапа верхнего палеолита не найдено никаких средств для плавания. Более того, в этих индустриях нет и орудий для обработки дерева, а без них нельзя построить лодки и другие подобные средства, на которых можно было отправиться в Австралию.

А как быть с данными генетики? Они ведь показывают, что все современные люди – потомки одного «отца», жившего как раз в Африке и как раз около 80 тыс. лет назад…

Что ж, и в самом деле моноцентристы на основании изучения вариабельности ДНК у современных людей предполагают, что именно в период 80 – 60 тыс. лет назад в Африке произошёл демографический взрыв, и в результате резкого роста населения и нехватки пищевых ресурсов миграционная волна выплеснулась в Евразию.

Но при всём уважении к данным генетических исследований верить в непогрешимость этих выводов, не располагая никакими убедительными археологическими и антропологическими доказательствами в их подтверждение, невозможно. А между тем таковых нет!

Вот смотрите. Необходимо иметь в виду, что при средней продолжительности жизни в то время около 25 лет - потомство в большинстве случаев оставалось без родителей ещё в незрелом возрасте. При высокой постнатальной, детской смертности, а также смертности среди подростков из-за ранней утраты родителей говорить о демографическом взрыве нет никаких оснований.

Но даже если согласиться с тем, что 80 – 60 тыс. лет назад в Восточной Африке происходил быстрый рост населения, который детерминировал необходимость поиска новых пищевых ресурсов и, соответственно, заселение новых территорий, возникает вопрос: почему миграционные потоки были вначале направлены далеко на восток, вплоть до Австралии?

Словом, обширный археологический материал исследованных палеолитических местонахождений Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии в диапазоне 60–30 тыс. лет назад не позволяет проследить волну миграции анатомически современных людей из Африки. На этих территориях не наблюдается не только смены культуры, что должно было произойти в случае замещения автохтонного населения пришлым, но и хорошо выраженных инноваций, свидетельствующих об аккультурации. Такие авторитетные исследователи как Ф.Дж. Хабгуд и Н.Р. Франклин делают однозначный вывод: коренные жители Австралии никогда не имели полного африканского «пакета» инноваций, поскольку они не являлись выходцами из Африки.

Или возьмём Китай. Обширный археологический материал сотен изученных палеолитических памятников в Восточной и Юго-Восточной Азии свидетельствует о непрерывности развития индустрии на этой территории на протяжении последнего миллиона лет. Возможно, в результате палеоэкологических катастроф (похолодания и т.д.) ареал древних популяций человека в китайско-малайской зоне сужался, но архантропы никогда не покидали её. Здесь эволюционно, без каких-либо существенных влияний извне развивались и сам человек, и его культура. Никакого сходства с африканскими индустриями в хронологическом интервале 70–30 тыс. лет назад в Юго-Восточной и Восточной Азии не прослеживается. По имеющемуся обширному археологическому материалу не прослеживается также и никакой миграции людей с запада на территорию Китая в хронологическом интервале 120–30 тыс. лет назад.

Зато в течение последних 50 лет в Китае выявлены многочисленные находки, позволяющие проследить преемственность не только между древним антропологическим типом и современными китайскими популяциями, но и между Homo erectus и Homo sapiens. Кроме того, у них наблюдается мозаичность морфологических признаков. Это указывает на постепенность перехода от одного вида к другому и свидетельствует о том, что эволюцию человека на территории Китая характеризуют преемственность и гибридизация или межвидовое скрещивание.

Иными словами, в Восточной и Юго-Восточной Азии в течение более 1 млн лет происходило эволюционное развитие азиатского Homo erectus. Это не исключает прихода сюда небольших по численности популяций из сопредельных регионов и возможности генного обмена, особенно на пограничных с соседними популяциями территориях. Но учитывая близость между собой палеолитических индустрий Восточной и Юго-Восточной Азии и их отличие от индустрий сопредельных западных регионов, можно утверждать, что в конце среднего – начале верхнего плейстоцена человек современного физического типа Homo sapiens orientalensis сформировался на базе автохтонной эректоидной формы Homo в Восточной и Юго-Восточной Азии, наряду с Африкой.

То есть получается, что путь к сапиенсу был пройден разными, независимыми друг от друга потомками эректуса? Из одного черенка развились разные побеги, которые затем снова сплелись в один ствол? Как такое может быть?

Давайте для понимания этого процесса рассмотрим историю неандертальцев. Тем более что за 150 лет исследований изучены сотни различных стоянок, поселений, захоронений этого вида.

Неандертальцы расселялись в основном в Европе. Их морфологический тип был адаптирован к суровым климатическим условиям северных широт. Кроме того, палеолитические их местонахождения открыты также на Ближнем Востоке, в Передней и Средней Азии, на юге Сибири.

Это были низкорослые коренастые люди, обладавшие большой физической силой. Объём их головного мозга составлял 1400 кубических сантиметров и не уступал среднему объёму мозга современных людей. Многие археологи обращали внимание на большую эффективность индустрии неандертальцев на финальном этапе среднего палеолита и наличие у них многих элементов поведения, характерных для человека современного анатомического типа. Имеется много свидетельств о намеренном захоронении неандертальцами своих сородичей. Они использовали орудия труда, аналогичные тем, что параллельно развивались в Африке и на Востоке. У них проявились и многие другие элементы современного человеческого поведения. Не случайно этот вид – или подвид – сегодня тоже относят к «разумным»: Homo sapiens neanderthalensis.

А ведь он зарождался в период 250 – 300 тысяч лет назад! То есть тоже развивался параллельно, не под влиянием «африканского» человека, которого можно обозначить как Homo sapiens africaniensis. И у нас остаётся только одно решение: рассматривать переход от среднего к верхнему палеолиту в Западной и Центральной Европе как автохтонное явление.

- Да, но неандертальцев-то сегодня нет! Как нет и китайского Homo sapiens orientalensis

Да, по мнению многих исследователей, впоследствии неандертальцы были замещены в Европе человеком современного анатомического типа, вышедшим из Африки. Но другие считают, что, возможно, судьба неандертальцев не так печальна. Один из крупнейших антропологов Эрик Тринкаус, сравнив по 75 признакам неандертальцев и современных людей, пришёл к выводу, что около четверти признаков свойственны как неандертальцам, так и современным людям, столько же – только неандертальцам и приблизительно половина – современным людям.

Кроме того, данные генетических исследований показывают, что до 4 процентов генома у современных неафриканцев заимствовано от неандертальцев. Известный исследователь Ричард Грин с соавторами, среди которых генетики, антропологи и археологи, сделал очень важное замечание: «…неандертальцы находятся в одинаково близком родстве с китайцами, папуасами и французами». Он отмечает, что результаты изучения неандертальского генома могут быть не совместимы с гипотезой происхождения человека современного типа от небольшой по численности африканской популяции, вытеснения ею затем всех других форм Homo и расселения по планете.

На современном уровне исследований нет сомнений в том, что в пограничных районах обитания неандертальцев и людей современного типа, или на территориях перекрестного их расселения, происходили процессы не только диффузии культур, но и гибридизации и ассимиляции. Homo sapiens neanderthalensis несомненно внёс свой вклад в морфологию и геном человека современного типа.

Тут самое время вспомнить вашу сенсационную находку в Денисовской пещере на Алтае, где обнаружился ещё один то ли вид, то ли подвид древнего человека. И тоже – орудия вполне сапиентные, а по генетике – и происхождения не африканского, и отличий с хомо сапиенс больше, нежели с неандертальцем. Хотя и неандертальцем тоже не является…

В результате полевых исследований на Алтае за последнюю четверть века на девяти пещерных стоянках и более 10 стоянках открытого типа выделено свыше 70 культуросодержащих горизонтов, относящихся к раннему, среднему и верхнему палеолиту. К хронологическому диапазону 100–30 тыс. лет назад относится около 60 культуросодержащих горизонтов, в разной степени насыщенных археологическим и палеонтологическим материалом.

На основе обширных материалов, полученных в результате полевых и лабораторных исследований, можно с полным основанием утверждать, что развитие культуры человека на этой территории происходило в результате эволюционного развития среднепалеолитической индустрии без каких-либо заметных влияний, связанных с инфильтрацией популяций с другой культурой.

- То есть никто не приходил и инноваций не делал?

Судите сами. В Денисовой пещере выделено 14 культуросодержащих слоев, в некоторых из них прослежено по нескольку горизонтов обитания. Наиболее древние находки, относящиеся, видимо, к позднеашёльскому времени – раннему среднему палеолиту, зафиксированы в 22-ом слое – 282 ± 56 тыс. лет назад. Далее – разрыв. Следующие культуросодержащие горизонты с 20-го по 12-й относятся к среднему палеолиту, а слои 11-й и 9-й – верхнепалеолитические. Обращаю внимание: тут разрыва нет.

Во всех среднепалеолитических горизонтах прослеживается непрерывная эволюция каменной индустрии. Особенно важное значение имеют материалы из культурных горизонтов 18–12, которые относятся к хронологическому интервалу 90–50 тыс. лет назад. Но что особенно важно: это вещи, в общем, того же уровня, что имел человек нашего биологического типа. Ярким подтверждением «современного» поведения населения Горного Алтая 50–40 тыс. лет назад являются костяная индустрия (иглы, шилья, основы для составных орудий) и предметы неутилитарного назначения из кости, камня, раковин (бусы, подвески и т.д.). Неожиданной находкой оказался фрагмент браслета из камня, при оформлении которого использовалось несколько технических приемов: шлифование, полировка, пиление и сверление.

Около 45 тыс. лет назад на Алтае появилась индустрия мустьерского типа. Это культура неандертальцев. То есть какая-то группа их добралась сюда и на время поселилась. Видимо, эта небольшая по численности популяция была вытеснена из Средней Азии (например, Узбекистан, пещера Тешик-Таш) человеком современного физического типа.

Она недолго просуществовала на территории Алтая. Судьба её неизвестна: либо она была ассимилирована автохтонным населением, либо вымерла.

В итоге мы видим: весь археологический материал, накопленный в результате почти 30-летних полевых исследований многослойных пещерных стоянок и стоянок открытого типа на Алтае, убедительно свидетельствует об автохтонном, самостоятельном формировании здесь 50–45 тыс. лет назад верхнепалеолитической индустрии – одной из самых ярких и выразительных в Евразии. А значит, формирование культуры верхнего палеолита, свойственной человеку современного типа, происходит на Алтае в результате эволюционного развития автохтонной среднепалеолитической индустрии.

При этом генетически они – не «наши» люди, так? Исследование, проведённое знаменитым Сванте Паабо, показало, что мы с ними – даже меньше родственники, нежели с неандертальцами…

Мы сами этого не ожидали! Ведь судя по каменной и костяной индустрии, наличию большого количества предметов неутилитарного назначения, способам и приёмам жизнеобеспечения, наличию предметов, полученных путём обмена за многие сотни километров, люди, жившие на Алтае, имели современное человеческое поведение. И мы, археологи, были уверены, что и генетически эта популяция принадлежала к людям современного анатомического типа.

Однако результаты расшифровки ядерной ДНК человека, сделанные по фаланге пальца из Денисовой пещеры в том же Институте популяционной генетики, оказались неожиданными для всех. Геном денисовца отклонился от эталонного генома человека 804 тысячи лет назад! А с неандертальцами они разделились 640 тысяч лет назад.

- Но ведь неандертальцев тогда ещё не было?

Да, и это означает, что общая предковая для денисовцев и неандертальцев популяция покинула Африку более 800 тысяч лет назад. И расселилась, по всей видимости, на Ближнем Востоке. А около 600 тысяч лет назад с Ближнего Востока мигрировала часть ещё одна часть популяции. При этом предки современного человека оставались в Африке и развивались там своим путём.
Но с другой стороны, денисовцы оставили 4 – 6 процентов своего генетического материала в геномах современных меланезийцев. Как неандертальцы – в европейцах. Так что хотя до нашего времени они в своём облике и не дожили, но их нельзя и относить к тупиковой ветви в эволюции человека. Они – в нас!

Таким образом, можно в целом эволюцию человека представить следующим образом.

В основе всей цепочки, ведущей к появлению человека современного анатомического типа в Африке и в Евразии, лежит предковая основа Homo erectus sensu lato. Видимо, с этим политипическим видом связана вся эволюция сапиентной линии развития человека.

Вторая миграционная волна эректоидных форм пришла в Центральную Азию, Южную Сибирь и на Алтай около 300 тыс. лет назад, вероятно, с Ближнего Востока. С этого хронологического рубежа мы прослеживаем в Денисовой пещере и на других местонахождениях в пещерах и стоянках открытого типа на Алтае непрерывное конвергентное развитие каменных индустрий, а следовательно – и самого физического типа человека.

Индустрия здесь ни в коей мере не была примитивной или архаичной по сравнению с остальной частью Евразии и Африки. Она была ориентирована на экологические условия именно данного региона. В китайско-малайской зоне происходило эволюционное развитие как индустрии, так и анатомического типа самого человека на основе эректоидных форм. Это позволяет выделить человека современного типа, сформировавшегося на данной территории, в подвид Homo sapiens orientalensis.

Таким же образом в Южной Сибири конвергентно развивались Homo sapiens altaiensis и его материальная и духовная культура.

В свою очередь, Homo sapiens neanderthalensis автохтонно развивался в Европе. Здесь, однако, менее чистый случай, так как люди современного типа из Африки сюда добрались. О форме взаимоотношений этих двух подвидов спорят, но генетика в любом случае показывает, что часть генома неандертальца в нынешних людях присутствует.

Таким образом, остаётся сделать лишь один вывод: Homo sapiens – вид, в который вошли четыре подвида. Это Homo sapiens africaniensis (Африка), Homo sapiens orientalensis (Юго-Восточная и Восточная Азия), Homo sapiens Neanderthalensis (Европа) и Homo sapiens altaiensis (Северная и Центральная Азия). Все археологические, антропологические и генетические исследования, с нашей точки зрения, свидетельствуют именно об этом!

Александр Цыганов (ИТАР-ТАСС, Москва)

Подразделы