Все о тюнинге авто

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности педагога-психолога. Направления деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения и их краткая характеристика Сведения о профессиональном образовании

Педагог-психолог: Карачевцева Ольга Алексеевна

Дошкольное образовательное учреждение - единственное звено системы образования, целью которою является создание условий для общего гармоничного развития ребенка, а также охраны и укреплении его физического и психического здоровья. Центральной категорией в дошкольном учреждении остается категория развития.

Существуют многочисленные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию психологической службы в структуре образования, ее цели и задачи, права и обязанности педагога-психолога.

Цель и задачи работы педагога-психолога в ДОУ:

Цель :

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.

Задачи:

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей.

Создание благоприятных психолого-педагогических условий для гармоничного психологического развития дошкольников.

Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы для выявления нарушений.

Реализация индивидуальных психокоррекционных программ.

Консультационная работа с родителями и педагогами.

Психологическое сопровождение детей в период адаптации.

Психологическое сопровождение детей подготовительной группы, подготовка к школе.

В Концепции психологической службы образования сказано: «В условиях образовательного учреждения психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения центральной нервной системы или психического заболевания» .

Стало быть, усилия психолога должны быть направлены на детей, имеющих психогенные нарушения (страхи, тревожность, низкий социальный статус в группе и ряд других невротических реакций), которые являются следствием нарушения социальной ситуации развития ребенка.

На практике приходится сталкиваться с ситуациями, когда педагогу- психологу вменяется в обязанность осуществлять сопровождение детей с лёгкими органическими нарушениями (мозговыми дисфункциями, синдром гиперактивности с дефицитом внимания) и даже вариантами дизонтогенеза.И дело здесь не в том, что эта работа весьма трудоемка, а в том, что детские психологи к ней не готовы в силу своей профессиональной компетентности.

Направления работы:

  • Психопрофилактическая работа.
  • Развивающая и психокоррекционная работа.
  • Психодиагностическая работа.
  • Консультационная работа.
  • Просветительская работа.
  • Методическая работа.

Одни направления деятельности психолога должны быть обязательными и проводиться им без волеизъявления родителей воспитанников, другие без запроса или разрешения со стороны родителей реализовываться не могут. Психолог обязан руководствоваться одним из основных в практической психологии этическим принципом - «психологическая помощь- помощь добровольная».

Онтогенез ребенка на этапах раннего и дошкольного детства сопровождается огромным количеством новообразований в когнитивной, эмоционально-волевой, социально-личностной сферах. Нормативность прохождения ребенком этих «пиковых» точек развития должна находиться в компетенции педагога-психолога.

Информация о развитии ребенка фиксируется в картах сопровождения (нервно-психического развития) ребенка, которые заполняются педагогом-психологом в критические периоды его развития (в три, пять, шесть с половиной лет) и впоследствии должны передаваться школьным психологам. Доступ к информации, содержащейся в них, может иметь узкий круг специалистов и родители ребенка.

Прежде чем приступить к описанию содержания деятельности, уместным будет детализировать проблемы, с которыми в основном сталкивается детский психолог:

1. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

2. Проблемные взаимоотношения ребенка с воспитателем.

3. Проблемные взаимоотношения ребенка с другими детьми.

4. Поведенческие нарушения ребенка (агрессивность, аффекты, элементы аутичности, др.)

5. Отставание - опережение в развитии ребенка.

6. Проблемные отношения ребенка в семье.

7. Социально-психологические проблемы в педагогическом коллективе.

Работа с детьми представлена следующими направлениями:

1. Наблюдение и анализ адаптации детей раннего возраста.

Это направление является обязательным в деятельности психолога и длится три-четыре месяца (с сентября по декабрь). Включает в себя следующие виды деятельности: знакомство с медицинским и психологическим анамнезом вновь поступающих детей с целью планирования индивидуального режима организации адаптации, наблюдение за детьми, отражение его результатов в картах адаптации, рекомендации воспитателю и родителям, выступление о результатах адаптации.

2. Психологическая диагностика детей в кризисные периоды развития.

Данное направление деятельности психолога также является обязательным. Осуществляется с целью выявления возможных проблем, возникших у ребенка. Диагностика проводится по достижении детьми трех, пяти и шести с половиной лет. В промежуточных возрастных группах диагностику проводить не имеет смысла.

Полученные результаты психолог заносит в карты сопровождения, доводит до сведения родителей и воспитателей. В ходе обсуждения уточняется индивидуальный образователь-ный маршрут для каждого ребенка (если есть необходимость).

3. Работа психолога с трудными детьми (к категории трудных относим детей, имеющих поведенческие и эмоционально-личностные проблемы психогенного происхождения). Это направление реализуется психологом только на основе запроса родителей или воспитателя (в этом случае также необходимо согласие родителей). Первоначально проводится углубленная диагностика, уточняется суть проблемы. Если проблема окажется в компетенции педагога-психолога, он включает ребенка в тренинговую группу. Таких групп у психолога может быть не более одной-двух в год. В каждой группе не более четырех-пяти детей, режим работы - два занятия в неделю. Продолжительность посещения группы зависит от характера проблемы ребенка. Условием работы группы может быть участие в ней родителей.

Что касается детей с легкими органическими нарушениями, то психолог дошкольного учреждения может вести с ними коррекционную работу только при осуществлении медикаментозной терапии, коррекционной работы со стороны учителя-дефектолога, логопеда и наличия дополнительной оплаты своего труда.

4. Участие в инновационной деятельности. Обязательным является участие психолога в разработке и внедрении новых развивающих технологий, он осуществляет проектировочную и диагностически-контрольную функции за развитием детей в ходе внедрения инновационного процесса.

Работа психолога с родителями.

Обязательными являются следующие направления деятельности: психологическое просвещение родителей и индивидуальное консультирование.

Самой распространенной и эффективной формой просвещения родителей остается родительское собрание (возможны разные варианты: родительский клуб, круглый стол, беседы с элементами тренинга). Желательным является выступление психолога на первом в учебном году родительском собрании (обычно в сентябре).

Тренинговые группы для родителей не являются обязательными, но очень желательны, так как обычно проводятся параллельно с родителями детей, посещающих коррекционные мероприятия психолога.

Индивидуальное консультирование родителей должно осуществляться с учетом всех требований, предъявляемых к этому виду деятельности.

Работа с персоналом.

Направления деятельности психолога с коллективом: психологическое просвещение и индивидуальное консультирование:

Психологическое просвещение воспитателей, узких специалистов может иметь разные формы. Это может быть элементарное информирование о проблемах, новых исследованиях в области развития ребенка, тренинги и др. Направленность тренингов может быть только профессиональной. Встречи такого рода с психологом должны проводиться не чаще одного раза в два месяца.

Индивидуальное консультирование сотрудников также проводится только по их желанию.

Психопрофилактическая работа

Психопрофилактическую работа планируется и реализовывается в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Для реализации психопрофилактической работы используются следующие циклы занятий по возрастным группам и основным направлениям:

средний дошкольный возраст: занятия по развитию эмоциональной сферы (знакомство с базовыми эмоциями) и психических процессов, мелкой моторики;

старший дошкольный возраст: коррекция общения и поведения дошкольников;

подготовительная группа: комбинированные занятия по развитию коммуникативной сферы, психических процессов, мелкой моторики.

Осуществлялась психолого-педагогическая подготовка к школьному обучению (развитие школьно-значимых навыков)

С. В. Крюкова, Н. П. Слободняк «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».

А.С. Ронжина «Программа работы педагога психолога…»,

И.Л.Арцишевская «Программа психологической подготовки детей к школе»,

Психодиагностическая работа

Психодиагностическая работа в учреждении осуществляется по следующим направлениям:

У детей трех лет выявляются нормативные показатели, соответствующие возрасту.

У детей пяти лет обязательно выявляются показатели эмоционально-личностного развития.

У детей шести с половиной лет определяются показатели психологической готовности к школе.

Пример:

Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка в старшей группе. (Методика) М.А.Панфиловой. Методика «Кактус».

Обследование проводилась в индивидуальной форме, количество обследованных детей – 17 человек. Результаты:у 65 % детей диагностированы признаки агрессии(11%-высокий уровень,24-средний,35%-низкий),24% - обследованных проявили признаки импульсивности, 30% стремятся к лидерству,30% проявляют признаки неуверенности в себе,30% открыты миру, оптимистично настроены 30%,признаки тревоги проявляют 47% обследованных, 30% экстроверты,70% интроверты.

Определение мотивов учения по методикеМ.Г.Гинзбурга.

В подготовительной группе обследование проводилась в индивидуальной форме, количество обследованных детей – 22 человека из 22. Результаты: 41% детей имеют доминирующий социальный мотив учения,33% - доминирующий мотив отметки, 13% имеют доминирующий учебно–познавательный мотив учения,13%имеют доминирующий игровой мотив учения.

В логопедической группе обследование проводилась в индивидуальной форме, количество обследованных детей – 11 человек(будущие выпускники ДОУ) из 11.Результаты:37% детей имеют доминирующий социальный мотив учения,27% - доминирующий мотив отметки, 18% имеют доминирующий учебно – познавательный мотив учения,18%имеют доминирующий внешний мотив учения.

Педагогам и родителям по результатам диагностики даются рекомендации

Используемые методики:

Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников.

Индивидуальная диагностика познавательного развития. Комплекс методик. Автор О.В.Дорохина, г.Армавир, 2013г., Группы – вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная и разновозрастная.

Методика М.Г.Гинзбурга. «Мотивация учения»

Методика Т.Д.Марциновской. «Кактус».Тест "Несуществующее животное", Сеченова).«Моя семья», методика ВенгераА.П.«Дорисовывание фигур»,методика О.М.Дьяченко.Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка в старшей группе. Методика М.А.Панфиловой. Экспресс-диагностика интеллектуального развития детей в средней группе Я.Н.Кушнир.

Работа с педагогами.

РАЗВИВАЮЩАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Коррекционная работа проводится по результатам диагностики, по запросам родителей, воспитателей, наблюдениям психолога по направлениям:

психокоррекция эмоционально-волевой сферы (снижение психоэмоционального напряжения, саморегуляция, агрессивное поведение, личностные проблемы), психокоррекция коммуникативной сферы (нарушение взаимоотношений со сверстниками, в семье), психокоррекция познавательной сферы (низкий уровень развития познавательных процессов).

Панируется продолжение работы по данным направлениям на следующий год.

Основные методы коррекционных воздействий:

индивидуальная игровая поддержка (подвижные, познавательные игры, игры с водой, песком, сюжетно-ролевые игры,) ;психогимнастика;элементы куклотерапии (с проигрыванием истории, сюжет которой является травмирующим для ребенка) ;элементы арт- терапии (работа с красками, глиной, квилинг) ;элементы песочной терапии (рисование на песочном планшете);релаксационные упражнения с использованием сенсорного оборудования (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники) ;игры и упражнения по развитию познавательных функций;просмотр презентаций;прослушивание произведений классической музыки;игры по развитию психомоторики.

Эффективность коррекционных воздействий отслеживалась после повторного диагностического обследования, по наблюдениям, обратной связи с педагогами и родителями.

Подгрупповая психокоррекционная работа

В тренинговой группе, опираясь на результаты диагностики, проводится подгрупповая психокоррекционная работа, направленная на коррекцию страхов, тревожности, депрессивности, низкой самооценки и других невротических реакций),которые являются следствием нарушения социальной ситуации развития ребенка.

Используемые программы и практические материалы:

М. А. Чистякова «Психогимнастика».

И.А.Пазухина «Давай познакомимся». – М. : Изд. «Ось-89», 2001.

Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Демонстрационный материал. - М. : Прометей, Книголюб, 2001; 2002.

Шарохина В. Л. Коррекционно-развивающие занятия в средней группе: Демонстрационный материал. - М. : Прометей, Книголюб, 2001; 2002.

Результаты коррекционной работы отслеживались в конце года, коррекционная работа дала положительную динамику.

Консультационная и просветительская работа

Работа с родителями

Консультационная работа проводится индивидуально по результатам диагностики, запросам родителей, воспитателей, по наблюдениям психолога.

Основные виды работы:

индивидуальные консультации;

выступления с сообщениями и презентациями на родительских собраниях;

Оформление стендов групп и "Уголка психолога";

Разработка и распространение буклетов и памяток.

Примерная тематика индивидуальных консультаций:

«Адаптация к ДОУ»; «Агрессивность ребенка»; «Непослушание»; «Детские страхи»; «Низкий уровень развития познавательных процессов, развитие речи»; «Нестабильность эмоционального состояния»; «Гиперактивность»; «Коммуникативные навыки»;«Бранные слова»;«Развитие самостоятельности ребенка»; «Рекомендации родителям дошкольника»

Групповые консультации для родителей:

Пример:

Родительские собрания в средней группе с использованием ИКТ:

«Капризы. Как помочь ребенку»

«Детская ложь»

«Цели и задачи психологической службы в ДОУ. Развивающие занятия»;

Просветительская работа на родительских собраниях: подготовка к школе, выступления по запросам педагогов.

Работа с педагогами

Выделяют следующие формы работы с педагогами:

Индивидуальные консультации:

Консультации с воспитателями по результатам психологических диагностик.

По вопросам адаптации;

По запросам педагогов.

Групповые консультации:

занятие с воспитателями,тренинги,выдача психологической литературы;

семинары-практикумы;оформление информационно-просветительской папки для воспитателей всех групп "Странички психолога".

Методическая работа

обработка и анализ полученных результатов;

подготовка к индивидуально-групповой работе;

анализ психолого-педагогической литературы;

заполнение отчетной документации;

подготовка к консультационной работе с родителями и педагогами;

подбор методического и игрового материала;

самообразование (по отдельному плану);

работа в составе ПМПК ДОУ;

обмен опытом с педагогами – психологами других ДОУ;

публикации в сети Интернет…

Все означенные направления, особенно те, которые включают работу с детьми, составляют суть и содержание работы психолога в дошкольном учреждении, без их реализации психологическое сопровождение развития ребенка представляется невозможным.

Министерство образования науки РФ

ФГБОУВПО Армавирская государственная педагогическая академия

Факультет дополнительного профессионального образования

РЕФЕРАТ

Выполнила студентка второго года обучения

Карачевцева Ольга Алексеевна


Описание результатов профессиональной педагогической деятельности

в соответствии с основной общеобразовательной программой образовательной программой МАДОУ детский сад №26 «Радуга» педагога-психолога Шамсумухаметовой Ильсияр Таиповны, претендента на первую категорию.

Работаю педагогом-психологом в данном учреждении с 2010 года. Стаж педагогической работы (по специальности) 7 лет. Стаж работы в данном учреждении 7 лет.

Знаю международную конвенцию о правах ребенка, концепцию дошкольного воспитания, основные программы и технологии дошкольного воспитания, что помогает правильно определять задачи, содержание и формы организации деятельности дошкольников, учитывать в своей работе индивидуальный темп развития каждого ребенка, его возрастные психологические особенности и строить развивающую работу в ДОУ.

Владею современными технологиями коррекционно-развивающей работы, как важнейшей составляющей психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Имея 27 лет опыта работы в начальной школе, направлением моего профессионального интереса стало формирование психологической готовности детей к школе на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей. Для реализации данного направления были поставлены следующие цели: развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, подготовка к школе с учетом возрастных особенностей, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.

Наряду с адаптированием уже готовых коррекционно - развивающих программ И.Л. Арцишевской (Работа психолога с гиперактивными детьми и детьми со страхами в детском саду), Т.В.Ананьевой (Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению) Овчаровой Р.В (Диагностики школьной готовности детей и психологической помощи в формировании компонентов школьной зрелости) разработала и внедряю «Основную рабочую программу психолого-педагогического сопровождения детей подготовительной к школе группы»(2015г), где объектом профессиональной деятельности педагога-психолога в ДОУ выступают феномены внутренней жизни ребенка в возрасте с 6 до 7 лет, а предметом деятельности выступает психическое здоровье ребенка, охрана и укрепление которого происходит во всех основных видах деятельности дошкольника.

Так же разработала и реализовала дополнительную образовательную программу «Подготовка к школе» (2013г), «Комплекс занятий по подготовке детей к школьному обучению»(2017г). Центральной идеей программы является сохранение физического и психического здоровья детей при формировании универсальных умений, необходимых для успешной адаптации детей в школе.

Осуществляю оптимальный отбор методов , средств и форм коррекционно-развивающей, профилактической работы обучения и воспитания: упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера), игры с правилами (словесные, подвижные, музыкальные), импровизации, аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы, релаксационной музыки), проблемные ситуации, психологические этюды. Планомерное и поэтапное проведение занятий приводит к стабильно-положительному результату: личностному росту ребенка, повышению общей осведомленности на фоне сохранения психологического здоровья дошкольника.

Мною осуществляется тесное взаимодействие с родителями. Консультации по личным вопросам для работников дошкольного учреждения и родителей проходят еженедельно. Тематика консультаций разнообразна и охватывает многие стороны психологических проблем: «Детские ссоры, как помирить детей», «Доброта начинается с детства», «Рекомендации воспитателям и родителям по снижению агрессивности у детей» «Проблемы эмоционального самочувствия детей в семье и ДОУ». В своей работе использую разнообразные формы взаимодействия с родителями: собрания-тренинги «Как почувствовать себя уверенно в роли родителя первоклассника», «Любите девочек, восхищайтесь мальчиками»; круглый стол «В детский сад – без слёз!», «Влияние родительских установок на развитие детей»; психолого-педагогические гостиные «Игротерапия дома и в детском саду», «Милой мамочке посвящается», «Слагаемые готовности к школьному обучению», мастер-класс «Подготовка руки к письму» и др.

Психолого-педагогическую деятельность и просвещение успешно реализовываю благодаря овладению информационными технологиями. Сопровождаю профессиональное развитие педагогов ДОУ посредством совместного проектирования рабочих программ педагогов, мероприятий. Опыт практических результатов своей деятельности транслирую на мини-сайте Социальной сети работников образования https :// nsportal . ru / shamsu , странице интеллектуально-образовательного проекта «Академия детства» ( ), в блоге Международного образовательного портала . Имею свидетельство о публикации авторского материала Психолого-педагогическая гостиная «Милой мамочке посвящается» на странице интеллектуально-образовательного проекта «Академия детства» (2014 год).

Имею благодарственные письма и грамоты за сопровождение воспитанников ДОУ, участвующих в различных конкурсах: «Православные традиции России», II II степени.

Эффективно осуществляю психологическое сопровождение образовательной программы дошкольного учреждения, реализовывая дифференцированно-избирательный подход к ребенку. Квалифицированно и своевременно помогаю детям, испытывающим затруднения в усвоении программы, провожу профессиональную помощь воспитателям и специалистам в осуществлении педагогической диагностики.

Для оптимизации цели собственной профессиональной деятельности составила диагностический инструментарий педагога-психолога, методики которого позволяют организовать комплексную диагностику ребенка на всех возрастных этапах развития «Методические рекомендации «Организация диагностической работы педагога-психолога с детьми в условиях в ДОУ». С целью получения достоверных данных, психодиагностика проводится в виде игровых занятий, во время проведения которых происходит реализация двух компонентов: тренинг познавательной деятельности и проведение психодиагностического минимума. Проводимая диагностическая работа носит исследовательский характер. Полученные психодиагностические данные необходимы: для составления социально-психологического портрета дошкольника (описания его статуса); для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в общении и психическом самочувствии; для выбора средств и форм психологической поддержки дошкольников в соответствии с присущими им личностными особенностями. Практический материал, полученный в результате психологических исследований, является наглядным и значимым для педагогической деятельности воспитателей, специалистов и воспитательного процесса родителей воспитанников детского сада. Проводимая работа позволяет эффективно планировать и проводить дальнейшую коррекционно-развивающую и консультативную работу.

Действует и постоянно пополняется созданный информационный банк, содержащий методические наработки, дидактические материалы. Это ширмы для родителей «Скоро в школу», «Кризис 3 лет», «Как подготовить ребёнка к школе», «Детские капризы – как их преодолеть», создана «Подборка игр для родителей» для развития творческого воображения детей, оформлена папка «Советы психолога», разработаны памятки для родителей « Мой ребенок пошел в детский сад », «Как преодолеть капризы», «Базисные компоненты готовности к школе», «Гендерное воспитание», подготовлена картотека игр «Игротека» с подборкой игр и упражнений, способствующие развитию самоорганизации, самоконтроля, снятию эмоционального напряжения, мышечное расслабление, на развитие коммуникативных навыков, развитие моторики, памяти, внимания, коррекции эмоционального состояния.

В успешной реализации психопрофилактической работы, которая охватывает весь контингент дошкольного учреждения, помогает созданный и оборудованный кабинет, среда которого позволяет осуществлять адаптационную работу вновь прибывших воспитанников всех возрастов, реализовывать профилактическую работу, проводить коррекцию и развитие эмоционально-волевой и личностной сферы дошкольников.

Оформленные тематические информационные стенды «Копилка педагогов», «Невредные советы» помогают повысить информированность и общую педагогическую осведомленность родителей и сотрудников, донести до всех новую, полезную информацию.

Согласно годовому плану ДОУ выступала на совещаниях и педагогических советах дошкольного учреждения с темами «Мониторинг выпускников по ФГОС ДО», «Создание успешной модели социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в свете ФГОС ДО», «Проблемы эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении» и др. Провела консультацию и разработала рекомендации для педагогов по созданию ИОМ развития одарённых детей и детей с ОВЗ.

Участвовала в проведении мастер-класса для педагогов: « Игры и упражнения, помогающие ребенку в освоении социальных форм выражения эмоций ». Принимала активное участие в проведении семинаров-практикумов :

    Технология работы и поддержки отклоняющихся (одаренных) детей в рамках образовательного пространства ДОУ

    Игра-квест «Речевая карусель»

    «Ловкие пальчики – бойкая речь»

Была участником городского семинара «Познавательно - речевое направление – одно из основных условий развития ребенка в ДОУ»2014г, который проводился учителями – логопедами и психологами для специалистов, старших воспитателей и воспитателей ДОУ города и поселков, являлась модератором секции дошкольных работников на августовской конференции « Реализация ФГОС дошкольного образования: инструменты достижения современного качества образования» (2016 год), была участником Большого уральского форума «Педагоги России: Инновации в образовании» (2017 год), Активно участвую в работе ГМО по преемственности : семинар-практикум в МАОУ СОШ №2 «Преемственность дошкольных учреждений, школы, и семьи как одно из условий успешной адаптации первоклассников» - 2017г, «Педагогические встречи» МАОУ СОШ №3 «Преемственность в образовании» - 2017г.

Имею эффективный социальный опыт в своей профессиональной деятельности:

Эксперт областного банка специалистов, привлекаемых для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников;

Член Кировградской Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии;

Председатель первичной профсоюзной организации МАДОУ детский сад №26 «Радуга»;

Осуществляю наставничество над студентами «Нижнетагильской Государственной Социально - педагогической академии» .

Мною получены благодарственные письма за сопровождение воспитанников ДОУ, участвующих в различных конкурсах: «Православные традиции России», II муниципальный фестиваль «Лего-фантазии», «Спасём ёлочку» и другие. За участие во всероссийском интернет-конкурсе «Мамина улыбка» в номинации «Мама – главное слово в нашей судьбе» награждена дипломом II степени (

К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:

    психолого-педагогическая диагностика;

    коррекционно-развивающая работа;

    здоровьесберегающая деятельность;

    психолого-педагогическое консультирование;

    психологическая профилактика и просвещение;

    методическая работа;

    психологическое сопровождение управленческих процессов.

В рамках каждого направления педагог-психолог осуществляет работу с детьми, воспитателями (другими специалистами дошкольного учреждения) и родителями воспитанников.

Психолого-педагогическая диагностика

Цель данного направления деятельности - психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности воспитанников в целях организации индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.

Основанием для проведения психодиагностических мероприятий с детьми, педагогами и родителями является план работы дошкольного учреждения или распоряжение заведующей дошкольным учреждением.

С детьми проводятся следующие психодиагностические мероприятия:

Наблюдение за процессом адаптации вновь прибывших воспитанников.

Диагностика психического развития воспитанников в средней и старшей группе дошкольного учреждения.

В старшей группе индивидуальная и групповая психодиагностика проводится дважды - в начале и в конце учебного года. В начале года изучение психического и личностного развития с целью формирования групп для коррекционно-развивающей работы, в конце учебного года - диагностика готовности детей к обучению в школе, по результатам которой заполняется Карта выпускника.

В ходе диагностических исследований в средней и старшей группе выделяются группы детей для организации последующей коррекционно-развивающей работы: 1) дети, превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные); 2) имеющие особенности в общении, поведении, проявлении эмоций (агрессивные, застенчивые, тревожные, упрямые, гиперактивные и т.п.); 3) дети, не соответствующие общепринятым нормам психического развития.

При необходимости педагогом-психологом совместно с воспитателями может проводиться изучение степени эмоционального благополучия детей в группах дошкольного учреждения (социометрия), наблюдение в течение учебного года за особенностями поведения и игровой деятельностью детей с целью выявления негативных тенденций в развитии и семейном воспитании, участие в мониторинге психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в воспитательно- образовательном процессе.

Примерный перечень психодиагностических методик, рекомендуемых для использования, прилагается. (См. Приложение 1.)

С педагогами психолого-педагогическая диагностика может включать изучение психологических особенностей профессиональной деятельности воспитателей, диагностику эмоционального состояния, социально-психологического климата коллектива и др. Проводится только в соответствии с планом работы, распоряжением заведующего дошкольным учреждением и с согласия педагогов.

С родителями психолого-педагогическая диагностика проводится с целью изучения состояния детско-родительских отношений, выявления детей и семей, находящихся в социально-опасном положении. С целью изучения внутрисемейной обстановки в семьях социального риска либо в семьях, подозреваемых педагогами в неблагополучии (поведение детей указывает на возможное неблагополучие в семье) организуется посещение семей на дому, проводятся рейды «Семья».

Проводится анкетирование в рамках адаптационных мероприятий, могут также проводиться опросы родителей и других лиц с целью изучения личностных особенностей ребенка, особенностей взаимодействия и социальной ситуации развития, а также опросы, связанные с реализацией задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Другие диагностические мероприятия могут осуществляться согласно плану работы дошкольного учреждения, а также в случаях необходимости подготовки психолого-педагогической характеристики на отдельных детей. Некоторые диагностические мероприятия, такие как диагностика социально-психологического климата в группе, анкетирование родителей (законных представителей детей) по отдельным проблемам, могут осуществлять педагоги

Результаты диагностических мероприятий должны быть донесены до респондентов.

Все диагностические мероприятия с детьми могут проводиться только с согласия родителей или законных представителей детей. Форму получения согласия учреждение образования определяет самостоятельно.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога – составная часть воспитательной работы дошкольного учреждения.

Цель данного направления работы – содействовать личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, организации безопасной жизнедеятельности детей, оказывать помощь в преодолении трудностей в адаптации, развитии и обучении, создавать условия для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся детям.

Приоритетным направлением коррекционно-развивающей деятельности является содействие личностному развитию, развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер ребенка, повышения возможностей в социализации.

С детьми в рамках данного направления педагог-психолог на основании данных психодиагностических исследований, собственных наблюдений, наблюдений педагогов и родителей выделяет детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе.

В рамках адаптационных мероприятий в ясельной и других группах могут проводиться индивидуальные занятия с детьми, у которых наблюдаются симптомы трудной адаптации.

В средней группе организуется коррекционно-развивающая работа со следующими группами детей: 1) дети, имеющие трудности в личностной, эмоционально-волевой и коммуникативных сферах; 2) дети, превышающие нормативные показатели по уровню развития (способные, одаренные дети). К детям по уровню развития, не соответствующим общепринятым нормам психического развития осуществляется индивидуальный подход в выборе коррекционно-развивающей поддержки.

В старшей группе проводятся подгрупповые занятия со всеми воспитанниками по развитию эмоционально- волевой и коммуникативных сфер, а также занятия с группой

детей, имеющих недостаточный уровень развития познавательных процессов и группой детей, показатели развития которых выше нормативных.

С детьми старшего дошкольного возраста, имеющими низкий уровень сформированности познавательных процессов, педагог-психолог занятия проводит индивидуально.

В группах интегрированного обучения осуществляет мероприятия по интеграции детей с особенностями психофизического развития в детский коллектив, коррекции и развитию эмоционально-волевой и коммуникативных сфер, адаптации в социум.

Кроме того, педагог-психолог может осуществлять индивидуальную или групповую работу с детьми, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения (гиперактивность, агрессивность и т.д.)

В ситуации, когда педагог-психолог в силу своей компетенции не располагает возможностями оказать коррекционную поддержку воспитаннику, он, располагая сведениями об учреждениях, организациях и специалистах, оказывающих специальные медицинские, психологические, психотерапевтические услуги, направляет детей (родителей) на консультации к специалистам социально-педагогического центра, центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и др.

Педагог-психолог по возможности собирает информацию о результатах посещения специалистов, ведет учет, базу данных. На основании рекомендаций, полученных от специалистов центров или поликлиник, формулирует систему мер для воспитателей с целью поддержки результатов медицинской реабилитации или коррекционно-развивающей работы с ребенком.

По согласованию с администрацией дошкольного учреждения на основе запросов родителей психолог может оказывать дополнительные образовательные услуги детям, руководствуясь в своей деятельности методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь «Об организации дополнительных образовательных услуг в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного образования».

Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится только по согласованию с родителями или лицами их замещающих.

С педагогами и родителями коррекционно-развивающие мероприятия не проводятся.

Здоровьесберегающая деятельность

Основная цель данного направления – содействовать сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста, формированию установок на здоровый образ жизни и организации безопасной жизнедеятельности детей.

С детьми формами реализации данного направления является участие в мониторинге психофизиологического и эмоционального состояния воспитанников в воспитательно-образовательном процессе; информирование воспитателей об особенностях здоровья, работоспособности, типе высшей нервной деятельности детей.

Педагог-психолог на основании данных мониторингов принимает участие в формировании системы мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников, оптимизации межличностных отношений в детских группах.

В процессе коррекционно-развивающих мероприятий педагог-психолог формирует у детей навыки саморегуляции, обучает распознаванию собственных и чужих эмоциональных состояний, осуществляет профилактику утомляемости.

С педагогами – в процессе психопрофилактической работы проводит индивидуальные и групповые занятия по профилактике профессионального стресса у педагогов, обучению методам саморегуляции, укреплению психологических защитных механизмов, преодолению вредных привычек. Содействует в создании условий по предупреждению эмоционального «выгорания» педагогов.

С родителями - осуществляет психологическую профилактику вредных привычек, пагубно влияющих на состояние здоровья через пропаганду здорового образа жизни.

Психолого-педагогическое консультирование

Цель данного направления работы – оказание помощи родителям и педагогам в решении актуальных задач развития, адаптации, социализации, проблем взаимоотношений.

Психолого-педагогическое консультирование проводится в индивидуальной или групповой форме.

С детьми консультации не проводятся.

С педагогами психолого-педагогические консультации организуются по психологическим аспектам реализации Программы дошкольного образования «Пралеска», в т.ч. по вопросам обеспечения полноценного, своевременного, разностороннего психического развития ребенка (познавательных, эмоционально-волевых процессов, различных видов деятельности), организации индивидуально-дифференцированного подхода к детям, установления партнерских отношений с родителями и др.

С родителями (законными представителями детей) консультацииорганизуются по вопросам развития, познавательно-практической деятельности, поведения детей (например: обсуждение особенностей процесса адаптации ребенка, разъяснение специфики переживаемого ребенком возрастного этапа, информирование об особенностях взаимодействия с детьми в группе, характере оказания помощи родителями в подготовке ребенка к школе и т. п.).

В ситуации появления запросов на психотерапевтическое и психологическое консультирование по личным проблемам со стороны родителей или педагогов, педагог-психолог выполняет диспетчерскую функцию, направляя к другим специалистам, сведениями о которых он располагает (за исключением экстренных случаев).

Психологическая профилактика и просвещение

Цель – развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов и родителей.

Психопрофилактическая работа педагога-психолога осуществляется в процессе организации различных форм учебно-методической деятельности, в т.ч. на методических объединениях педагогов, родительских собраниях, родительских клубах и т. п.

В рамках данного направления деятельности психолог создает условия для педагогов по овладению психолого-педагогическими технологиями адаптации и социализации детей на разных этапах воспитания и обучения, приемами и методами развития познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение и т.п.), навыками проведения психогимнастических упражнений (совместно с руководителем физического воспитания), направленными на снятие у детей утомляемости, эмоционального напряжения, регуляцию эмоционального состояния. Обучает организации и проведению педагогических диагностических мероприятий и т.п.

С родителями психопрофилактическая работа целесообразна в таких формах как размещение информации в родительском уголке (стенд, папка, информационные листки и т.п.), выступления на родительских собраниях, организация работы родительского клуба, участие в открытых мероприятиях дошкольного учреждения, рекомендации литературы по развитию и образованию детей. Целью психопрофилактической работы с родителями должна стать защита прав детей, профилактика социального сиротства (уклонение от выполнения родительских обязанностей, жестокое обращение с детьми и насилие в семье и т.п.), пропаганда здорового образа жизни, профилактика вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и др.), пагубно влияющих на здоровье, прежде всего, маленьких детей.

Методическая работа

Цель методической работы – повышение методической компетентности педагогов дошкольного учреждения.

Педагог-психолог накапливает и предоставляет психологические методические материалы, включающие в себя популярную психологическую информацию, психолого-педагогические технологии, психолого-педагогическую диагностику др. для использования педагогами в организации воспитательно-образовательного процесса.

Методическая работа включает сотрудничество с заместителем заведующего дошкольного учреждения по вопросам реализации поставленных перед дошкольным учреждением задач, в том числе – участие в составлении плана работы дошкольного учреждения, с воспитателями – разработку психологически адекватных программ воспитательного воздействия.

По запросу администрации выполняет психологический анализ мероприятий, участвует в программах работы с молодыми специалистами, осуществляет психологическое сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности.

Организация деятельности педагога-психолога МБДОУ №7 «Мечта»

Педагог-психолог МБДОУ д/с №7 «Мечта» - Еременко Ирина Васильевна.

Общий стаж - 23 года.

Стаж в должности педагога-психолога 15 лет.

Образование - Высшее.

В начале прохождения практики, совместно с психологом был составлен индивидуальный план работы на период практики.

Затем я познакомилась с системой психологической работы в детском саду.

1) Изучение организационного обеспечения психологического кабинета.

Для проведения подгрупповой и индивидуальной работы по всем направлениям в ДОУ оборудован психологический кабинет - площадь 11, 2 кв. м., на 10 посадочных мест (8 детских и 2 взрослых). Кабинет психолога находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов музыкальных и физкультурных занятий. Помещение психологического кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении.

Кабинет делится на две зоны, которые включают в себя 4 рабочих сектора: консультативный и организационно-методический; диагностический и коррекционно-развивающий. В кабинете созданы не только рабочие зоны психолога, но и функциональные уголки (зоны), привлекательные для детей.

2) Документы и методические материалы психолога:

Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования.

Журналы учета работы психолога.

Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики МДОУ и утвержденные заведующей.

График работы психолога, утвержденный заведующей МДОУ.

Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующей МДОУ.

Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.

Психологические карты обследованных групп и воспитанников детского сада.

Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д.

Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.

3) Цели и задачи деятельности психолога. В ходе прохождения практики мною была изучена деятельность педагога-психолога ДОУ, цель которой: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка.

Задачи деятельности психолога в ДОУ:

1. Создавать условия для формирования у детей: самосознания, эмоциональной стабильности, уверенности в себе, адекватной самооценки и коммуникативных навыков, снижения уровня детской тревожности.

2. Проводить профилактику дезадаптации детей в школе, создавать условия для обеспечения психологической готовности детей к систематическому обучению в школе.

3. Предупреждать возможные неблагополучия в психологическом развитии и становлении личности каждого ребенка в ходе работы воспитателя и в процессе воспитания детей родителями.

Вся работа педагога-психолога строится в соответствии «Положением о психологической службе «, определяющей рамки профессиональной компетенции, а также в соответствии с должностной инструкцией и функциональными обязанностями.

4) Знакомство с направлениями и методами работы психолога.

Основные направления работы психолога ДОУ:

Психологическое просвещение. Цель - приобщение воспитателей и родителей, детей к психологическим знаниям. Формы работы разнообразны: лекции, беседы, групповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, родительские собрания, распространение психологической литературы.

Психологическая профилактика. Цель - сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех возрастных этапах. Содержанием работы является разработка и осуществление развивающих программ для детей, а также принятие профилактических мер, предвосхищение событий, могущих отрицательно сказаться на обучении детей.

Психологическая диагностика. Цель - изучение индивидуальных и возрастных особенностей личности, а также особенности межличностного взаимодействия. Основная задача психодиагностики - дать информацию об индивидуальных психологических особенностях детей, которая будет полезна педагогам, родителям. Для исследований психологу необходимо заручиться письменным разрешением родителей.

Психологическая коррекция. Цель - устранение отклонений в психологическом и личностном развитии ребенка, формирование различных умений и навыков.

Психологическое консультирование. Цель - оказание помощи всем участникам учебно-воспитательного процесса в решении возникающих проблем.

Аналитическая деятельность. Цель - научное обоснование и поиск теоретически обоснованных причин возникающих проблем, разработка комплексных рекомендаций для всех участников педагогического процесса.

5) Планирование работы педагога-психолога ДОУ.

Планирование работы психолога состоит из перспективного плана на учебный год, месячного календарного плана, еженедельных планов текущей работы и ежедневного рабочего плана. Перспективный план работы психолога отражает стратегию психологической службы образовательного учреждения: цели и задачи психологического сопровождения естественного развития детей; выявление психологических причин трудностей развития, связанных с неэффективностью педагогического процесса; определение направлений педагогических экспериментов. Этот план обязательно соотносится с перспективными планами детского сада, и представляется педагогическому совету и утверждается руководителем учреждения. Календарные планы помогают психологу в полном объеме реализовать свои функции. Чтобы регулировать выполнение своих функциональных обязанностей, психологу удобнее в календарном плане-сетке предусматривать доминирующие виды деятельности.

В плане на неделю, который составляется на основе перспективного и календарного планов и учета психологических запросов клиентов, заявок администрации и педколлектива, отражается все содержание деятельности психолога, спланированное на конкретные дни недели и часы. В ежедневных планах работы отмечаются конкретные виды деятельности, и формы работы.

Для того чтобы лучше узнать детей и понять, нет ли отклонений от нормы, педагог-психолог в детском саду использует определенные методы. Он может прийти на занятия в группу и понаблюдать за поведением детей. Психолога интересует, как дети взаимодействуют между собой, умеют ли общаться. Здесь можно сделать выводы об особенностях отдельных детей, посмотреть, чем кто любит заниматься (кто-то играет в активные игры, а другие спокойно рисуют вдали от сверстников, некоторые проявляют агрессивность, другие гиперактивность).

Типичные проблемы детей дошкольного возраста, которые решает психолог:

1. Адаптация ребёнка к ДОУ.

2. Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребёнка возрастной норме.

3. Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.

4. Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.

5. Готовность ребёнка к школе.

Одно из основных направлений работы психолога ДОУ - психологическая диагностика. Основными задачами диагностики дошкольников являются:

Изучение интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей детей, препятствующих нормальному протеканию процессов обучения и воспитания;

Выявление и определение психологической готовности детей к школе;

Выявление причин нарушений и отклонений в психическом развитии детей;

Выявление причин нарушений межличностных отношений детей и воспитателей, детей и родителей, детей и детей;

Определение социального статуса ребенка в детском коллективе и др.

В результате проведения обследования педагог-психолог выявляет детей, которые имеют проблемы интеллектуального или личностного развития. С такими детьми проводится углублённая диагностика с целью выявления причин отклонений. При этом, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать своих подопечных (детей) не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребёнка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь-октябрь и март-апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребёнка, способствует пониманию ребёнка и оказанию ему необходимой помощи. В своей деятельности педагог-психолог использует обширный диагностический материал, с помощью которого определяется уровень психического развития ребёнка, соответствие его возрастным нормам. Обычно занятия проходят в кабинете психолога, где детям предлагаются задания, которые выглядят для детей как игра. По итогам диагностики, психолог ДОУ делает вывод об общем уровне развития ребенка, его сильных и слабых сторонах. После этого разрабатываются и проводятся коррекционно-развивающие занятия (в группе или индивидуально, в зависимости от того, что необходимо конкретному ребенку).

В процессе прохождения практики, мною была изучена не только деятельность педагога-психолога ДОУ, но и проведены самостоятельные работы. Для проведения самостоятельной деятельности я была прикреплена к подготовительной к школе группы «Любознательные мечтатели». Список детей подготовительной к школе группы «Любознательные мечтатели»:

1 Данил Б.

2 Андрей Д.

5 Кирилл С.

6 Артем К.

8 Вадим Ш.

9 Алена Ю.

В ходе практики, мною были проведены наблюдения за детьми, в целях оценки их личностного поведения в различных видах деятельности совместно со сверстниками и выявление причин, влияющих на их поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. В ходе наблюдения за поведением детей в различных ситуациях, мною фиксировались их действия, высказывания, оценивалась степень выраженности отношения к окружающим в различных видах деятельности. Знание особенностей личностного поведения детей помогает прогнозировать ситуацию межличностного взаимодействия, которая может сложиться в группе, и регулировать ее, корректируя поведение каждого отдельного ребенка.

На основе наблюдения за детьми, а также основываясь на медицинских и анкетных данных, мною составлена психологическая характеристика ребенка на Артема К.

По результатам наблюдения мною также был выделен ребенок (Андрей Д.), нуждающийся в психологической коррекции эмоционально-личностной сферы. При беседе с ним выявлен пониженный интерес к окружающей действительности, ребенку скучно со сверстниками. При этом, показатели умственного развития у ребенка выше среднего. Выявлено, что в семье ребенка активно обучают и стремятся подчеркнуть его уникальность, намекая на, то что он «не такой как все».

Мною сделан вывод о том, что для решения проблемы необходимо проведение консультационных бесед с родителями и привлечение ребенка к групповым занятиям с психологом для повышения интереса к общению со сверстниками. В табл. 3 представлен отчет о проведении консультации с его родителями.

Таблица 3 - Отчет о консультациях с родителями ребенка

По итогам диагностики, мною составлено и проведено коррекционно-развивающее занятие «Прогулка в зимний лес», задача которого психологическая коррекция эмоционально-личностной сферы, а также развитие познавательных процессов, речи, мышления, воображения, стимуляция внимания, расширение словарного запаса, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Одно из важнейших мест в деятельности педагога-психолога нашего ДОУ занимает психологическая подготовка детей к школе. Основной целью психологического обследования ребенка готовности в школу является распознавание его индивидуальных особенностей.

В соответствии с планом практики, под руководством психолога, мною подготовлено и самостоятельно проведено психологическое обследование детей подготовительной группы на выявление уровня психологической готовности к школе по методике «Домик» Н.И. Гуткиной. Данная методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторике руки.

Процедура обследования: перед выполнением задания ребенку дается следующая инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изображением домика). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе». Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Диагностика проводилась мной в групповом формате. Я рассадила детей за столами, разложила перед ними все необходимое и дала инструкцию. Дети внимательно слушали задание, выполняли его увлеченно, при срисовывании очень старались. Некоторые дети общались между собой, другие пытались «подглядеть» у соседа.

Результаты диагностики детей подготовительной группы «Любознательные мечтатели» на выявление уровня психологической готовности к школе по методике «Домик» Н.И. Гуткиной, показали следующее: высокий уровень - 4 человека - 40%, средний уровень - 6 человек - 60%, низкий уровень не показал ни один ребенок.

Данные исследования говорить о том, что у детей умение ориентироваться на образец и скопировать его, в основном сформировано хорошо (наблюдаются негрубые неточности при копировании рисунка). Уровень развития произвольного внимания и сформированность пространственного восприятия у детей находится, в основном на среднем уровне. Мелкая моторика развита достаточно.

Анализ диагностики дает возможность более эффективно организовать и координировать работу воспитателя в группе, а также педагогу-психологу проводить развивающие занятия. По итогам обследования, для работы с детьми показавшими средние результаты, предложена коррекционно-развивающая программа «Дорога в школу».

По итогам диагностики, на родительском собрании, была проведена беседа с родителями детей, где указывались что суть подготовки ребенка к школе не должна сводиться к обучению счету, чтению и письму, а должна приучать ребенка к усидчивости, тренировать его внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать.

Таким образом, главная задача педагогического коллектива и психолога ДОУ состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших новообразований развития, подготавливающих к выполнению новых задач.

Согласно п.8.1. Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 69) режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом: - выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; - подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогом- психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. В дошкольной образовательной организации основными направлениями работы педагога - психолога являются: психологическая диагностика, психологическое консультирование, психологическая коррекция, психологическое просвещение, психологическая профилактика. Для выполнения должностных обязанностей педагог - психолог ДОУ использует отдельный кабинет, помещения групп, музыкальный/ физкультурный зал.

Примерное оснащение кабинета педагога-психолога представлено в Пункте 3.2.

Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психологическая диагностика

Цель : получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая диагностика – психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Пункт 3.2.3. ФГОС ДО указывает, что «при необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально - психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги - психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.». Для оптимизации образовательного процесса в ДОО педагог-психолог дважды в год (в сентябре и в мае) при письменном согласии родителей проводит скрининг-диагностику всех воспитанников ДОУ (индивидуально): оценка памяти, внимания, мышления, эмоционально - личностной сферы.

Основные методы психодиагностики: тестирование, наблюдение, беседа.

По результатам психодиагностики определяются следующие категории воспитанников (в скобках дано описание характера затруднений ребенка при реализации образовательного процесса в ДОУ согласно ФГОС ДО по пяти образовательным областям: познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно –эстетическое, физическое развитие):

1) Дети с выраженными нарушениями познавательной сферы (выраженные трудности усвоения программного материала по возрасту при групповой работе педагога; незначительное улучшение запоминания и воспроизведения материала при индивидуальной работе).

2) Дети с пограничными показателями развития познавательных процессов (трудности усвоения программного материала по возрасту при групповой работе педагога; значительное улучшение запоминания и воспроизведения материала при индивидуальной работе).

3) Дети с дисгармоничным развитием (дети с аутичноподобным поведением; дети с выраженными трудностями усвоения одной образовательной области при значительных успехах в другой образовательной области).

4) Дети с особенностями эмоционально – волевой сферы (агрессивные, тревожные, замкнутые, нерешительные, гиперактивные дети без выраженных трудностей усвоения программного материала при групповой работе педагога).

По результатам психодиагностики педагогам группы даются рекомендации по оптимизации образовательного процесса. В течение учебного года педагог-психолог по запросам участников образовательного процесса (педагогов, родителей) проводит дополнительную углубленную диагностику развития ребенка.

Другим направлением психодиагностики является изучение особенностей психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики «профессионального (эмоционального) выгорания». Основной метод исследования – беседа (индивидуально) с применением проективных техник, приемов арт-терапии, музыкотерапии.

Психологическое консультирование

Цель : оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

На психологическое консультирование приглашаются все взрослые участники образовательного процесса. Предметом обсуждения могут быть результаты психодиагностики, а также личностные переживания и проблемы. Ведется журнал консультаций. Психологическое консультирование ведется в отдельном кабинете индивидуально. Соблюдается принцип конфиденциальности.

Дополнительно:

  • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей (законных представителей).
  • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

Психологическое консультирование – оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и образования посредством непосредственного общения психолога с клиентом.

В условиях образовательной организации осуществляется возрастно- психологическое консультирование, с ориентацией на потребности и возможности возрастного развития, а также на его индивидуальные варианты; с таких же позиций рассматривается консультирование родителей и педагогов.

Задачами консультирования выступают:

  • оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом;
  • обучение приемам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов доля преодоления проблемных ситуаций;
  • помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций.

Психологическая коррекция

Цель : создание условий для раскрытия потенциальных возможностей всех участников образовательного процесса ДОУ, коррекция отклонений психического развития воспитанников.

По результатам психодиагностики определяются основные направления психокоррекционной и развивающей работы на учебный год. Для реализации каждого выделенного направления психокоррекции может составляться рабочая программа.

Психокоррекционная и развивающая работа может проводиться индивидуально \ по подгруппам с разной степенью регулярности в зависимости от поставленных задач.

Психокоррекционная работа с дошкольниками организуется при согласии родителей (законных представителей). Согласно пункта 2.11.2 ФГОС ДО, «коррекционная работа …должна быть направлена на: обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы (адаптированной общеобразовательной программы ДОУ); их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.»

В технологическом аспекте данное направление деятельности предполагает широкое использование разнообразных игр, в том числе игротренинговых, психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов, творческих заданий и др.

Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно, Л. С. Выготскому, условия для спонтанно - реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим принципом является принцип целостного воздействия на личность ребенка

Психологическое просвещение

Цель : создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей (законных представителей), формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:

Повышение уровня психологических знаний;

Включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках.

Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога - психолога по повышению психологической компетенции педагогов и родителей.

ü Основные формы работы с педагогами: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, педагогический ринг, семинар-практикум, семинар.

ü Основные формы работы с родителями: родительский клуб, родительская конференция, родительские собрания, родительские вечера, родительский тренинг, дискуссии, "душевный разговор", мастер-класс, круглый стол, "ящик предложений", информационные стенды, тематические консультации.

Психологическая профилактика

Психологическая профилактика в контексте ФГОС ДО рассматривается как приоритетное направление деятельности педагога - психолога.

Цель: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка. Его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений, предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении.

Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем:

1) Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитию познавательных и творческих способностей у детей, развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитию эмоциональной сферы, мотивационной. Работу с детьми можно проводить в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдавать групповым играм.

2) Работа с педагогами направлена на профилактику эмоционального выгорания, создание в ДОУ благоприятного психологического климата, профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост. Здесь можно спланировать консультации, тренинги, совместные встречи с родителями и детьми и др.

3) Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения ребенка в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности ребенка.