Все о тюнинге авто

Главные герои, «Бежин луг»: крестьянские дети. Образы детей в рассказе и. с. тургенева «бежин луг Характеристика крестьянских детей бежин луг

Показывают нам жизнь простых крестьян. Об их судьбе мы узнаем от охотника, который и является главным героем. Каждый рассказ — это отдельная история и вот как раз Бежин луг знакомит нас с крестьянскими детьми. На Бежин луг, где у костра расположились крестьянские дети, герой произведения попал случайно летним вечером, когда заблудился во время охоты. Вот он попросился на ночлег к ребятам. Наблюдая за мальчишками и слушая их рассказы, охотник смог создать образы детей крестьян и теперь попробуем описать образы крестьянских детей из .

Когда охотник спустился к детям, ему встретились пять ребят. Они сторожили табун лошадей и сидели у костра. Развлекались мальчики, рассказывая друг другу незамысловатые выдуманные истории. Охотник не участвовал в разговоре, он притворился спящим. Сам же внимательно слушал и наблюдал за детьми.

Бежин луг образы крестьянских детей

Рассказ нас знакомит с Федей, Павлом, Ильей, Костей и Ваней. Так Федор был самым старшим. Ему было четырнадцать. Ваня — это самый младший табунный сторож, которому было всего лишь семь. Если судить по разговорам и по одежде, то все они были крестьянскими детьми. Правда Федор отличался. По приметам он принадлежал к семье богатых родителей и к детям он прибился лишь для того, чтобы получить острые ощущения, приключения, ради забавы. Федор был одет в хорошие одежды, в то время как другие дети были одеты намного проще.

Создавая образы детей изображает Федора красивым стройным ребенком, с полувеселой улыбкой. Он редко участвовал в разговорах, предпочитая больше слушать, нежели рассказывать. Павел хоть и был со взъерошенными волосами, но имел умный вид, да и в голосе чувствовалась сила. Это был смелый мальчик, который не побоялся побежать на шорох, проверяя лошадей. Он бесстрашный и не боится в одиночестве пойти за водой. У Ильи было неприметное лицо, горбоносое, вытянутое. У Кости было небольшое лицо, худенькое в веснушках, но его большие глаза были очень живые. Казалось, что они говорят больше, нежели мальчик выражал словами. Илья и Костя создают впечатление трусливых детей, может поэтому они больше всех рассказывают страшные истории, верят в нечистую силу и боятся ее. Вани почти не было видно, ведь он спал на земле изредка поднимая свою русую кудрявую голову.

Ребята были хорошими друзьями, и весело проводили время под занимательные истории. В историях присутствовали русалки, домовые, лешие и другие представители нечистой силы. Рассказы хоть и были выдумкой, но ребята всему верят.

В своей работе Тургенев создает богатый духовный мир детей, автор показал нам, насколько тонко эти дети могут чувствовать красоту природы. Сочувственное отношение к детям крестьян дает нам возможность не только с уважением относиться к ребятам, но и позволяет задуматься над их дальнейшей судьбой.

Тема урока: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». Их портреты, рассказы, духовный мир.

Цели урока:

Образовательные: показать богатство духовного мира крестьянских детей, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев.

Воспитательные: формировать воспитательную портретность. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать внимание к окружающему миру, любовь и тягу к неопознанному.

Развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической, диалогической речи учащихся, выразительного чтения, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

Задачи: 1) Найти и проанализировать портретные характеристики мальчиков; 2) Показать, как автор относится к своим героям; рассказать об историях, рассказанных мальчиками; 3) Выяснить, как они характеризуют детей-рассказчиков.

Эпиграф: «Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…»

Ход урока:

    Орг.момент.

    Вступительное слово учителя.

Ребята, какой рассказ читали мы на прошлом уроке? От имени кого ведется повествование? Как он попал на Бежин луг?

Кого он увидел на лугу?

Что делали ночью на лугу ребята? (стерегли табун лошадей?).

Тема нашего урока: Образы крестьянских мальчиков в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

Прочитаем эпиграф к уроку:

«Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками – каждый из них – характер, в каждом – неповторимая душа..».

И. Смольников «Середина столетия».

III . Понятийный диктант.

Наш урок начнем с понятийного диктанта. Слушайте внимательно. Вы должны дописать слова – термины.

1. Средство художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер __________(портрет)_________

2. Изображение природы в лит-ре и живописи_____(пейзаж)______

3. Построение, структура художественного произведения __(композиция)

4. Короткие рассказы, цель которых испугать слушателя___(страшилки)

5. Слова, характерные для определённой местности_______(_диалектизмы)

6. Слова, характерные для простого разговорного языка___(просторечные слова).

Что такое портрет? (Описание внешности человека).

Эти понятия связаны с произведением, которое мы анализируем.

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Цель нашего урока – дать характеристику героям рассказа «Бежин луг»).

Давайте вспомним, сколько мальчиков встретил охотник-рассказчик в лесу?

Как их зовут?

Сейчас вы будете исследователями. Дадите характеристику героям.

Вспомним план характеристики литературного героя:

    Портретная характеристика

    Характер

    Рассказы мальчика, его речь.

    Поступки мальчиков.

IV .Словарная работа.

Армячок – одежда из грубой ткани.

Подслеповатый – плохо видящий.

Лесовщик – тот, кто занимается рубкой леса.

Тщедушный – хилый, худой, слабый.

V. Кто из мальчиков самый старший? Начнем с характеристики Феди.

Расскажет Данил.

Сколько ему лет?

Какая у него внешность?

Из какой семьи мальчик?

Как ты это определил?

Как он одет?

Последняя деталь, на которую обращает внимание автор, была очень важна в крестьянском быту: Многие крестьяне были так бедны, что сапоги были только у главы семейства, и то не всегда. А у Феди были собственные сапоги, не отцовские. Это говорит о том, что семья была зажиточной.

Как он говорит? (Он говорил мало, словно боясь уронить свое достоинство).

Как он ведет себя? (Как старший, солидно, с достоинством. Он серьезный).

Как вы думаете, как сложится в дальнейшем судьба Феди?

2. Илюша. (Мирослав).

Сколько лет Ильюше? (12)

Внешность какая?

О чем он рассказывает? Перечисли. (основная тема: утопленники, покойники).

Илюша где работает? (на фабрике лесовщиком). Семья многодетная. Маленькие дети за гроши занимались тяжелым трудом.

3. Павлуша. (Саша).

Сколько ему лет?

Внешность какая?

Характер. (У него сильный характер, он сильный духом, смелый, умный, решительный, рассудительный).

(С любовью, уважением описывает мальчика).

Как сложится жизнь Павлуши в дальнейшем? (Он погиб, упав с лошади). Автор пишет об этом с горечью, с болью.

4. Костя.

- Давайте вместе охарактеризуем Костю.

Сколько ему лет?

Внешность какая?

(У него худое лицо, в веснушках, книзу заострено как у белки, губы тонкие, черные большие глаза. Он был маленького роста, одет бедно. Характер трусливый. Он боится всего, задумчивый, печальный).

О чем он рассказывает? (О русалке. Русалка звала заблудившегося плотника Гаврилу к себе. В итоге он стал несчастным).

5. Ваня.

Сколько ему лет? (7 лет). Он самый младший из ребят.

О нем написано мало. Мальчик лежал на земле под рогожей. У него русая кудрявая голова. Тихий. Из бедной семьи.

VI . Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.

    Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая про себя до пяти. Повторить 3 раза.

    Для улучшения мозгового кровообращения.

Сидя на стуле. На счет 1-2 – плавно наклонить голову назад. 3- 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 раза.

VII . Итак, мы раскрыли образы крестьянских мальчиков. Давайте еще раз вернемся к их портретам. Игра «Узнай героя».

1. ….стройный мальчик….с кудрявыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеяной улыбкой.

(Федя)

2. …волосы всклоченные, черные, глаза серые, лицо бледное, тело приземистое, неуклюжее.

(Павлуша)

3. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами, лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое.

(Илюша)

4. …..странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что – то высказать.

(Костя)

5. только изредка выставлял из – под рогожи свою русую кудрявую головку.

(Ваня)

6. Его некрасивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью.

(Павлуша)

VIII . Рассказы мальчиков . Сейчас вы будете творческими людьми.

Представьте себе летнюю ночь. Вы сидите у костра. Какие рассказы мальчиков вам понравились? Расскажите.

Какой вывод можно сделать? Рассказы какие? О чем? (Это страшилки. Рассказы детей красочные, яркие, у детей богатое воображение. И то, что дети верят в страшилки, свидетельствует об их темноте, о том что они суеверны).

Дети интересны охотнику –рассказчику? (Да, они интересны охотнику. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. С любопытством наблюдал за ребятами).

А вам ребята понравились? Кто особенно?

IX . Обобщение.

О чем мы говорили на уроке?

Сегодня мы раскрыли образы крестьянских мальчиков.

Мальчики какие? (добрые, у них богатый духовный мир, они пытливые, любознательные, отзывчивые. Хотя они суеверные, темные, необразованные).

Мир детства в рассказе многоцветный. Это и радость и горе.

X . Домашнее задание.

Представьте себе, что вы находитесь рядом с этими мальчиками. Какую быличку, страшилку вы бы рассказали? Подготовить свою быличку.

Кому принадлежат эти слова?

    Да как же это может этакая лесная нечисть христианскую душу спортить?..

(Феде)

    Вишь плеснула, должно быть щука. А вон звездочка покатилась…

(Павлуше)

    А ведь вот и здесь должны быть русалки.

(Феде)

    Эх, вы, вороны! Чего всполохнулись? Посмотрите – ка, картошки сварились.

(Павлу)

    С нами крестная сила.

(Илье)

    Знать от дому отбился, теперь будет лететь, покуда на что наткнется, и где ткнет, там и ночует до зари.

(Павлу)

    Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж сидни.

( Илюше)

    Леший не кричит, он немой. Он только в ладоши хлопает да трещит.

(Илюше)

    И зачем эта погань на свете развелась? Право!

(Павлу)

    Гляньте – ка, гляньте – ка, ребятишки, гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!

(Ване)

    Ну, ничего, пущай! Своей судьбы не минуешь.

ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БЕЖИН ЛУГ”

1 вариант

В поэтическом рассказе “Бежин луг” появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает их развернутую эмоционально-психологическую характеристику. Эти ребята очень подвижны и любознательны. Они самостоятельны не только в своих детских заботах и хлопотах, но и в представлениях о действительности, проникнутых естественным для них суеверием. В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой.

Фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенным кострам и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков. Их было пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Они были очень разные.

Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Близки автору любознательность и пытливость ума Ильюши – любителя страшных историй и необыкновенных сельских

Поверий, верящего в непременное существование сил, враждебных людям. Писателю нравится и Федя, необыкновенно привлекательный мальчик, очень артистичный. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный “задумчивым взором” и развитым воображением. Радостно слышать взрослому гостю от Ванюши, с каким удивительным чувством воспринимает он красоту природы.

Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий – это следствие темноты и забитости их родителей.

Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

2 вариант

Иван Сергеевич Тургенев – замечательный русский писатель, перу которого принадлежат знаменитые “Записки охотника”. Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы. В отличие от большинства других писателей, которые в своих произведениях представляли крестьян безликой серой массой, И. С. Тургенев в каждом произведении отмечает в образах простого народа что-нибудь особенное. Поэтому его сборник полон яркими персонажами и описаниями крестьянского мира.

В рассказе “Бежин луг” главный герой заблудился после охоты, сбился с пути и оказался на лугу возле реки. Там он повстречал “крестьянских ребятишек из соседних деревень, которые стерегли табун”. Автор замечает, что “выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчиков”. Это время, когда они могут тесным кругом сидеть возле костра, смотреть за животными и рассказывать друг другу всякие истории. Барин присоединяется к ним и, притворившись спящим, наблюдает за детьми и вслушивается в их речи. Мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Все они были разные как по своему характеру, так и по благосостоянию семьи. Так, например, старший мальчик Федя был стройный, “с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица”, с “постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой”. Было видно, что он принадлежит “к богатой семье и выехал – то в поле не по нужде, а так, для забавы”. В разговоре Федя был запевалой, но сам “говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство”. Совсем непохожий на него другой герой рассказа, Павлуша, который сразу вызывает к себе симпатию. Он одет очень бедно, волосы у него “всклоченные, черные”, “лицо бледное, рябое”, “тело приземистое, неуклюжее”.

Но “глядел он очень умно” и “в голосе у него звучала сила”. Он спокоен, уверен, активен: все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. Он так же очень отважен. Когда собаки вдруг залаяли и бросились в темноту, все немного перепугались. А Павел молча вскочил на лошадь и поскакал за собаками. Он хорошо знает природу и объясняет другим мальчикам, какая птица как кричит, какая рыба плещется в реке. Костя, мальчик с “задумчивым и печальным взором”, лучше других описывал природу в своих рассказах, хоть сам был трусишка. А Ильюша “лучше других знал все сельские поверья”.

Все образы мальчиков в рассказе Тургенева получились яркими и выразительными. Ребята неграмотны, суеверны, но зато очень близки к природе. С детства приучаются они к труду и к познанию окружающего мира.

(1 votes, average: 1.00 out of 5)



  1. Сюжет рассказа “Бежин луг” И. Тургенева несложный. Охотник Целый день провел в поисках дичи, вечером заблудился и вышел к Бежину лугу. Там наткнулся на мальчиков у костра, где он устроился...
  2. Писатель Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. Натура сильная, кипучая, душа широкая, добрая. Куприну была свойственна громадная жажда жизни, стремление все знать, все уметь, все испытать самому. Огромная любовь...
  3. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МУЖЕСТВА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА “ВАСЮТКИНО ОЗЕРО” Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше...
  4. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА И. С. Тургенев ЛИРИКА Идейно-художественные особенности лирики Тургенева “Стихотворения в прозе” – новый жанр, который Тургенев ввел в литературный обиход. Жанр этот по своей сути...
  5. МАСТЕРСТВО ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ И. С. ТУРГЕНЕВА (по рассказу “Бирюк”) 1 вариант Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. “Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью...
  6. Сквозные темы Писатель и персонаж: проблема взаимоотношений. (На материале цикла рассказов И. С. Тургенева “Записки охотника”, романов И. С. Тургенева “Отцы и дети” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)...
  7. Талантливый русский сатирик XIX века М. Е. Салтыков-Щедрин посвятил свою жизнь написанию произведений, в которых обличал самовластие и крепостничество в России. Он как никто другой знал устройство “государственной машины”, исследовал...
  8. ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГА В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант А. П. Чехов – величайший мастер короткого рассказа. Никто не мог так экономно, как он, использовать выразительные средства и в...
  9. ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” Рассказ “Легкое дыхание” – одно из прекраснейших произведений И. А. Бунина. В нем ярко запечатлен образ главной героини,...
  10. План 1. Януш Корчак – польский писатель, педагог. 2. Подвиг ради детей: А) педагогические наблюдения за детьми; Б) работа врачом в Доме сирот во время войны; В) газета “Малый Пшегленд”;...
  11. СМЕЛОСТЬ И НАХОДЧИВОСТЬ ДЕТЕЙ (по роману Марка Твена “Приключения Тома Сойера”) Самый отчаянный и бесшабашный, веселый и неунывающий, смелый и находчивый народ в мире – дети. Любой взрослый знает это...
  12. Рассказ был назван автором акула, так как случай приключившийся с мальчишками, связан с нападением акулы. В тот день, когда корабль стоял у берегов Африки, стояла знойная жаркая погода. Два мальчика...
  13. “ГОВОРЯЩИЕ” ФАМИЛИИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант Антон Павлович Чехов – один из величайших русских писателей-реалистов. Всю свою творческую жизнь он посвятил обличению пороков современного ему общества...
  14. К середине 1850-х годов Тургенев стал известен благодаря своим рассказам и повестям. Пытаясь оставить “старую манеру”, он решает развить свое Творчество и переходит к большим эпическим формам. Опираясь на опыт...
  15. АВТОР И РАССКАЗЧИК В РАССКАЗЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ПОСЛЕ БАЛА” Лев Николаевич Толстой по рождению, воспитанию и жизненному опыту принадлежал к высшей помещичьей знати России. Однако писатель видел всю несправедливость,...
  16. ВЫСМЕИВАНИЕ ПОРОКОВ И НЕДОСТАТКОВ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА “ХАМЕЛЕОН” 1 вариант А. П. Чехов – великий русский писатель-реалист, мастер короткого рассказа, обличавший мир пошлости и мещанства. Он поднял на...
  17. “Маленький человек” в рассказе Чехова “Смерть чиновника” План I. Суд человеческий и суд совести. II. Самоуничтожение чиновника Червякова. III. Страх и скудоумие – главные враги человека. Презирать суд людей не...
  18. (О РАССКАЗЕ “СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ”) Лучшая статья в июньском номере “Современника” принадлежит г. Л. Н. Т. и называется “Севастополь в декабре месяце”. Геройские действия наших войск при обороне Севастополя...
  19. Тема крестьянства, простого народа характерна для передовой русской литературы ХIХ в. Замечательные образы крестьян мы встречаем в произведениях Радищева, Пушкина, Тургенева, Гоголя и других классиков. В работе над своей фундаментальной...
  20. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что...
  21. И. С. Тургенев был характерным представителем классической русской литературной школы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи и играла важную роль в общественной жизни. Писатель по праву гордился своими “Записками...
  22. Как в рассказе И. А. Бунина “Чистый понедельник” реализуется оппозиция “Восток – Запад”? В своих рассуждениях подчеркните, что интерес Бунина к религиозным преданиям Востока связан с поисками ответов на вопросы...
  23. Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия – важная отличительная черта Тургенева-романиста. В произведении “Отцы и дети” (1861 г.) воссоздана эпоха, предшествующая отмене крепостного права. В обстановке... О ЧЕМ МЕНЯ ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”? Всякий человек сам себя воспитать должен. И. С. Тургенев “Отцы и дети” – одно из лучших произведений великого... Вещь в рассказе М. А. Осоргина “Пенсне” В первой фразе рассказа М. А. Осоргина “Пенсне” содержится утверждение, что вещи “живут своей жизнью”. У писателя “часы шагают, хворают, кашляют”, “печка шипит”,...
  24. Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет...
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА “БЕЖИН ЛУГ”

В поэтическом рассказе «Бежин луг» появляются образы крестьянских детей. Тургенев дает их развернутую эмоционально-психологическую характеристику. Эти ребята очень подвижны и любознательны. Они самостоятельны не только в своих детских заботах и хлопотах, но и в представлениях о действительности, проникнутых естественным для них суеверием. В крестьянских мальчиках Тургенев раскрывает поэтическую натуру русского народа, его живую связь с родной природой.

На фоне поэтической и загадочной среднерусской природы автор с необыкновенной симпатией рисует деревенских ребятишек в ночном. Заблудившийся охотник пристраивается к разведенным кострам и при таинственном свете огня всматривается в лица мальчиков. Их было пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Они были очень разные.

Заблудившемуся охотнику по сердцу редкая удаль, решимость, смелость и скромность Павлуши, который скачет за собаками в пугающую ночь, не имея в руках даже простой хворостинки. Близки автору любознательность и пытливость ума Ильюши - любителя страшных историй и необыкновенных сельских поверий, верящего в непременное существование сил, враждебных людям. Писателю нравится и Федя, необыкновенно привлекательный мальчик, очень артистичный. Охотнику по душе и маленький Костя, наделенный «задумчивым взором» и развитым воображением. Радостно слышать взрослому гостю от Ванюши, с каким удивительным чувством воспринимает он красоту природы.

Все эти ребятишки очень по-разному рассуждают о людях и деревенских событиях, но все они искренне верят в чудеса, готовы разгадывать неведомые загадки жизни. У мальчиков немало предрассудков и суеверий - это следствие темноты и забитости их родителей.

Реальная жизнь, по мнению Тургенева, вскоре развеет иллюзии и мистические настроения мальчиков, но обязательно сохранит их редкостные поэтические чувства.

2 вариант

Иван Сергеевич Тургенев - замечательный русский писатель, перу которого принадлежат знаменитые «Записки охотника». Это сборник, который включает очерки, рассказы и новеллы. В отличие от большинства других писателей, которые в своих произведениях представляли крестьян безликой серой массой, И. С. Тургенев в каждом произведении отмечает в образах простого народа что-нибудь особенное. Поэтому его сборник полон яркими персонажами и описаниями крестьянского мира.

В рассказе «Бежин луг» главный герой заблудился после охоты, сбился с пути и оказался на лугу возле реки. Там он повстречал «крестьянских ребятишек из соседних деревень, которые стерегли табун». Автор замечает, что «выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков». Это время, когда они могут тесным кругом сидеть возле костра, смотреть за животными и рассказывать друг другу всякие истории. Барин присоединяется к ним и, притворившись спящим, наблюдает за детьми и вслушивается в их речи. Мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня. Все они были разные как по своему характеру, так и по благосостоянию семьи. Так, например, старший мальчик Федя был стройный, «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица», с «постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой». Было видно, что он принадлежит «к богатой семье и выехал- то в поле не по нужде, а так, для забавы». В разговоре Федя был запевалой, но сам «говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство». Совсем непохожий на него другой герой рассказа, Павлуша, который сразу вызывает к себе симпатию. Он одет очень бедно, волосы у него «всклоченные, черные», «лицо бледное, рябое», «тело приземистое, неуклюжее».

Но «глядел он очень умно» и «в голосе у него звучала сила». Он спокоен, уверен, активен: все ребята сидели, а он варил картошку, следил за костром. Он так же очень отважен. Когда собаки вдруг залаяли и бросились в темноту, все немного перепугались. А Павел молча вскочил на лошадь и поскакал за собаками. Он хорошо знает природу и объясняет другим мальчикам, какая птица как кричит, какая рыба плещется в реке. Костя, мальчик с «задумчивым и печальным взором», лучше других описывал природу в своих рассказах, хоть сам был трусишка. А Ильюша «лучше других знал все сельские поверья».

Все образы мальчиков в рассказе Тургенева получились яркими и выразительными. Ребята неграмотны, суеверны, но зато очень близки к природе. С детства приучаются они к труду и к познанию окружающего мира.

Во всех произведениях Тургенева видное место занимают описания природы. Особое значение таким описаниям придает та неразрывная связь, в которой они находятся с действующими лицами. Связь эта выражается в том, что между природой и ее явлениями, как описывает их Тургенев, и настроением, разговорами, мыслями действующих лиц существует полная гармония, и природа в произведениях Тургенева является, таким образом, фоном, на котором обрисовываются фигуры и лица.

То же соответствие между картиной природы и настроениями действующих лиц наблюдается и в рассказе «Бежин луг», где все разговоры вызываются окружающей обстановкой «ночного» в степи, близ реки. Всё действие происходит у подножия крутого обрыва, с которого главный герой рассказа, охотник, едва не свалился, блуждая по степи. Здесь, близ реки, разведен костер, недалеко от него бродят лошади, тут же лежат две собаки, а вокруг костра сидят крестьянские мальчики, стерегущие табун, и беседуют. Вокруг этой группы – густая тьма, впечатление которой усиливается каждый раз после того, как огонь, охватив ярким пламенем новую ветку, сразу потом опадает.

На фоне картин природы, нарисованных Тургеневым в рассказе «Бежин луг», показаны в живых тонах, с теплым чувством «дети народа». Обстановка в рассказе располагает более всего к мыслям в духе мистического и таинственного – и таким именно характером отличаются разговоры детей. Все эти разговоры – о сверхъестественном, чудесном, и пропитаны они духом суеверия и страха перед неведомыми силами.

Мальчиков вокруг костра было пятеро. Старший, Федя, был лет четырнадцати, белокурый, со светлыми глазами, мелкими и красивыми чертами лица и постоянной улыбкой на губах. Он принадлежал, судя по новой и чистой одежде, по гребешку, висевшему у пояса и сапогам, к состоятельной крестьянской семье. Второй, Павлуша, выглядел неказисто, но привлекал к себе симпатию. Третий, Илюша – бледный мальчик с худым, озабоченным лицом, одетый опрятнее Павлуши, был одних с ним лет. Следующим по возрасту был Костя, лет десяти, с худым, веснушчатым лицом, к низу заостренным, бледными губами и большими черными глазами. Пятым был мальчик лет семи, Ваня, лежавший в сторонке, укрывшись рогожей, из под которой лишь изредка выглядывала его русая, кудрявая голова.

Насколько полно, всесторонне описаны крестьянские дети со стороны их внешности, настолько же полно обрисованы они и с нравственной стороны, каждый со своей особенностью, характерной для него чертой, и все они вместе с общими для них всех чертами.

Прежде всего, бросается в глаза общая для них черта – суеверие. Оно доведено у них до крайности, и нет той несообразности, которой бы не придали они веры, коль скоро в деле замешано сверхъестественное, непонятное, потустороннее. Всякое разумное возражение наталкивается здесь на слепую веру. Из всех мальчиков наиболее трезво смотрит на вещи лишь Павлуша, и он разрушает временами таинственное настроение и страх, охватывающий мальчиков, окликом: «эх, вы, вороны, чего всполохнулись». Но и он, Павлуша, сам верит во все эти вещи и, когда Костя спрашивает его о подлетевшем к костру белом голубе, не праведная ли это душа, он не решается сразу отвергнуть это предположение, и после некоторого раздумья отвечает: «может быть».

Но суеверие — не единственная характерная черта, обнаруживаемая крестьянскими детьми в рассказе «Бежин луг». Они обладают также в высокой мере и поэтическим чутьем. Обстановка теплой летней ночи в степи и на них производит глубокое впечатление, они поддаются ее очарованию. Более других проявляют свои поэтические чувства Костя и Ваня. Первый с грустью вспоминает об утонувшем в реке Васе и трогательно описывает горе его матери, Феклисты. Еще более поэтичен по натуре Ваня, обращающий внимание своих товарищей на красоту ночного неба, усеянного звездами. Он восторженно сравнивает звезды с пчелками.

Тут же проявляется у детей и еще одна симпатичная черта, нежность. Отвлеченный Ваней от мыслей о всевозможных чудесах, Федя, посмотрев на звезды, обращается к Ване, как бы под влиянием благодарного чувства за то, что тот обратил его внимание на звездное небо и ласково расспрашивает Ваню о его сестре. В немногих словах, которыми обменялись Ваня с Федей, больше нежности, чем могли бы выразить иные длинные, красноречивые тирады.

Следует отметить и еще одну весьма привлекательную черту, проявленную Павлушей в эпизоде с волком: его смелость. Павлуша вообще меньше своих товарищей поддавался влиянию рассказов о сверхъестественном. Он бодро окликает ребят и возвращает их к реальности, когда те поддаются ночным страхам и об опасности, грозящей ему в будущем, говорит смело: «Ну, ничего, … своей судьбы не минуешь».

Ярче всего проявилась храбрость этого двенадцатилетнего мальчика, когда поднялась тревога, все мальчики перепугались, собаки с лаем бросились в темноту, и табун забегал тревожно. Один Павлуша храбро бросился вслед за собаками и вскоре вернулся верхом на лошади, сообщив товарищам, что ничего серьезного не произошло. Автор глубоко симпатизирует Павлуше и ему же он посвящает последние слова рассказа «Бежин луг».