Все о тюнинге авто

Этапы развития науки

Наука, подобно религии и искусству, зарождается в недрах мифологического сознания и в дальнейшем процессе развития культуры отделяется от него. Примитивные культуры обходятся без науки, и только в достаточно развитой культуре она становится самостоятельной сферой культурной деятельности. При этом сама наука в ходе своей исторической эволюции претерпевает существенные изменения, изменяются и представления о ней (образ науки). Многие дисциплины, считавшиеся в прошлом науками, с современной точки зрения уже не относятся к ним (например, алхимия). Вместе с тем современная наука ассимилирует в себе элементы истинного знания, содержавшиеся в различных учениях прошлого.

В истории науки можно выделить четыре основных периода.

1) С I тыс. до н.э. до XVI века . Этот период можно назвать периодом преднауки . На протяжении него наряду с передававшимися от поколения к поколению в течение веков обыденно-практическими знаниями стали возникать первые философские представления о природе (натурфилософия), носившие характер очень общих и абстрактных умозрительных теорий. Зачатки научного знания формировались внутри натурфилософии как ее элементы. С накоплением сведений, приемов и методов, используемых для решения математических, астрономических, медицинских и других проблем, в философии образуются соответствующие разделы, которые затем постепенно обособляются в отдельные науки: математику, астрономию, медицину и т.д.

Однако возникавшие в рассматриваемый период научные дисциплины продолжали трактоваться как части философского знания. Наука развивалась в основном в рамках философии и в очень слабой связи с жизненной практикой и ремесленным искусством с ним. Это своего рода «эмбриональный» период развития науки, предшествующий ее рождению в качестве особой формы культуры.

2) XVI-XVII века - эпоха научной революции. Она начинается с исследований Коперника и Галилея и увенчивается фундаментальными физико-математическими трудами Ньютона и Лейбница.

В этот период были заложены основы современного естествознания. Отдельные, разрозненные факты, добытые ремесленниками, врачами-практиками, алхимиками, начинают систематически анализироваться и обобщаться. Образуются новые нормы построения научного знания: экспериментальная проверка теорий, математическая формулировка законов природы, критическое отношение к религиозным и натурфилософским догмам, не имеющим опытного обоснования. Наука обретает собственную методологию и все активнее начинает решать вопросы, связанные с практической деятельностью. В результате наука оформляется как особая, самостоятельная область деятельности. Появляются ученые-профессионалы, развивается система университетского образования, в которой происходит их подготовка. Возникает научное сообщество со свойственными ему специфическими формами и правилами деятельности, общения, обмена информацией.



3) XVIII-XIX вв. Науку этого периода называют классической . В этот период образуется множество отдельных научных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется огромный фактический материал. Создаются фундаментальные теории в математике, физике, химии, геологии, биологии, психологии и других науках. Возникают и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве технические науки. Возрастает социальная роль науки, развитие ее рассматривается мыслителями того времени как важное условие общественного прогресса.

4) С XX века – новая эпоха в развитии науки. Науку ХХ в. называют постклассической, потому что на пороге этого века она пережила революцию, в результате которой стала существенно отличаться от классической науки предшествующего периода. Революционные открытия на рубеже XIX-XX вв. потрясают основы целого ряда наук. В математике подвергаются критическому анализу теория множеств и логические основания математического мышления. В физике создаются теория относительности и квантовая механика. В биологии развивается генетика. Появляются новые фундаментальные теории в медицине, психологии и других науках о человеке. Крупнейшие изменения претерпевает весь облик научного знания, методология науки, содержание и формы научной деятельности, ее нормы и идеалы.

Вторая половина XX в. приводит науку к новым революционным преобразованиям, которые в литературе часто характеризуются как научно-техническая революция. Достижения науки в неслыханных прежде масштабах внедряются в практику; особенно большие сдвиги наука вызывает в энергетике (атомные электростанции), на транспорте (автомобилестроение, авиация), в электронике (телевидение, телефония, компьютеры). Дистанция между научными открытиями и их практическим применением сократилась до минимума. В прошлые времена на то, чтобы найти способы практического использования достижений науки, уходило 50-100 лет. Теперь же это часто делается за 2-3 года или даже еще быстрее. И государство, и частные фирмы идут на большие расходы для поддержки перспективных направлений развития науки. В результате наука бурно разрастается и превращается в одну из важнейших отраслей общественного труда.

  • 1. Древний мир . Условия для развития научной мысли раньше всего сложились в Древней Греции - первые теоретические системы возникли уже в 6 в. до н. э. Такие мыслители, Фалес и Демокрит, объяснили действительность через естественные начала в противовес мифологии. Аристотель (древнегреческий учёный) первым описал закономерности природы, общества и мышления, выдвигая на первый план объективность знания, логичность, убедительность. В момент познания была введена система абстрактных понятий, закладывались основы доказательного способа изложения материала; начали обособляться отдельные отрасли знания: геометрия (Евклид ), механика (Архимед ), астрономия (Птолемей ).
  • 2. Средние века. Ряд областей знания был обогащён в эпоху Средневековья учёными Арабского Востока и Средней Азии.

Ибн Сина, или Авиценна , (980-1037) создал огромный труд по медицине, посвященный диагностике и лечению недугов лекарствами - "Канон". Другая его работа "Исцеление" охватывает широкий круг тем от философии до математики и физики.

Ибн Рушд (1126-1198) - арабский философ и врач, представитель восточного аристотелизма. Им написан трактат "Опровержение опровержения"; энциклопедический медицинский труд. Автор учения о двойственной истине разграничивал религию на "рациональную", доступную образованным, и "образно-аллегорическую", доступную всем.

Абу Рейхан аль-Бируни (973-1050) занимался астрономией, создал множество приборов для наблюдения Солнца, Луны и звёзд, географией, математикой, оптикой, медициной, лекарствами, драгоценными камнями и астрологией. Создал огромный труд по минералогии - "Книга неисчерпаемых знаний о драгоценных камнях".

Аль-Рази (ок. 845-935) - величайший алхимик, одна из самых крупных фигур в медицине 9-10 вв., автор знаменитого труда "Подробное описание", освещающего практическую медицину того времени, учитывая опыт врачей Греции, Индии и Китая.

В Китае ок. 1000 г. был применён порох для фейерверков и передачи сигналов. Ок. 1045 г. Ли Чень изобрёл разборный шрифт. Также в Китае было создано рулевое управление, изобретен сейсмограф, руль, компас, бумага и многое другое.

Из-за господства религии в Западной Европе родилась особая философская наука - схоластика , а также получили развитие алхимия и астрология. Алхимия способствовала созданию базы для науки в современном смысле слова, поскольку опиралась на опытное изучение природных веществ и соединений и подготовила почву для становления химии. Астрология была связана с наблюдением за небесными светилами и способствовала развитию опытной базы для будущей астрономии.

Среди важнейших изобретений, которые были осуществлены в Европе Средних веков, следует отметить изобретение монахом в 999 г. первых механических часов. В 1280 г. в Италии была изготовлена первая пара очков; предполагают, что это сделал физик Сальвино дельи Армати (1245-1317).

Особенно велика роль изобретения Иоганном Гуттенбергом (между 1397 и 1400-1468) печатного пресса. Гениальное изобретение Гуттенберга состояло в том, что он стал изготавливать выпуклые металлические подвижные буквы, вырезанные в обратном виде, набирать из них строки и с помощью пресса оттискивать их на бумаге. В 1450 г. в Майнце Гуттенберг напечатал 42-строчную Библию - первое полнообъёмное печатное издание в Европе, признанное шедевром ранней печати (1282 страницы).

Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования принадлежат Леонардо да Винчи (1452-1519). Он был учёным, инженером, архитектором, художником; работал в области математики, естественных наук, механики, изучал свойства света и движение воды, отстаивал решающее значение опыта в познании природы. Его анатомические атласы превосходили по точности все сделанные до него. Он изобрёл летающую машину с крыльями типа птичьих, подводные суда, огромный лук, маховое колесо, вертолёт, танк и мощные пушки. Им оставлено около 7 тыс. листов рукописей и записных книжек. Однако его труды остались "вещью в себе", так как были неизвестны современникам и затерялись на несколько веков.

3.Первая научная революция.

Важнейшим этапом развития науки стало Новое время - 16-17 вв. Определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследования утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы, что резко усилило познавательные возможности науки. Это глубокое преобразование науки, произошедшее в 16-17 вв., считают первой научной революцией . Она дала миру такие имена, как Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, И. Кеплер, У. Гарвей, Р. Декарт, Х. Гюйгенс, И. Ньютон и др. Научная революция 17 в. связана с революцией в естествознании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, законов механики, точных приборов для астрономических наблюдений.

Научная революция прошла несколько этапов, и её становление заняло полтора столетия. Её начало положено Николаем Коперником (1473-1543) и его последователями: Бруно, Галилеем, Кеплером. В 1543 г. польский учёный Коперник опубликовал книгу "Об образованиях небесных сфер" , в которой утвердил представление о том, что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается вокруг Солнца, которое является центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом. Этим был нанесён удар по антропоцентризму, учению, видящему в человеке центральную и высшую цель мироздания, и религиозным легендам, в соответствии с которыми Земля занимает центральное положение во Вселенной. Была отвергнута принятая в течение многих веков геоцентрическая система Птолемея. Но сочинение Коперника с 1616 по 1828 г. было запрещено католической церковью.

Учение Коперника развил итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548-1600), автор новаторских для своего времени сочинений "О бесконечности, Вселенной и мирах", "О причине, начале и едином". Он считал, что Вселенная бесконечна и безмерна, что она представляет бесчисленное множество звёзд, каждая из которых подобна Солнцу и вокруг которых вращаются свои планеты. Мнение Бруно теперь полностью подтверждено наукой. А тогда за эти смелые взгляды Бруно был обвинён в ереси и сожжён инквизицией.

Галилео Галилею (1564-1642) принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы - движения. Огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы, открытие четырёх самых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры, необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твёрдых тел; огромного количества звёзд невидимых невооружённым взглядом. Все научные достижения Галилея в значительной мере объясняются тем, что в качестве исходного пункта познания природы учёный признавал наблюдения, опыт. Галилей был первым, кто наблюдал небо в телескоп (телескоп с 32-кратным увеличением был построен самим учёным). Основные труды Галилея - "Звёздный вестник", "Диалоги о двух системах мира" .

Одним из творцов астрономии Нового времени был Иоганн Кеплер (1571-1630), который открыл законы движения планет (законы Кеплера). Он составил так называемые Рудольфовы планетные таблицы, разработал основы теории затмений, изобрёл телескоп с двояковыпуклыми линзами. Свои теории он отобразил в трудах "Новая астрономия" и "Краткий обзор астрономии Коперника " .

Основателем современной физиологии и эмбриологии считается английский врач Уильям Гарвей (1578-1657). "Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных" , в котором описан большой и малый круг кровообращения - его главное сочинение. Его учение опровергало бытующие до этого представления, изложенные древнеримским врачом Галеном (ок. 130-ок. 200). Гарвей впервые высказал мнение о том, что "всё живое происходит из яйца". Однако оставался открытым вопрос, как кровь, поступающая из сердца по венам, возвращается в него по артериям. Его предположения о существовании крохотных соединяющих сосудов было доказано в 1661 г. М. Мальпиджи , итальянским исследователем, обнаружившим капилляры, соединяющие вены и артерии, под микроскопом.

Среди заслуг французского учёного (математика, физика, философа, филолога) Рене Декарта (1596-1650) - введение оси координат, которое способствовало объединению алгебры и геометрии. Он ввёл понятие переменной величины, что легло в основу дифференциального и интегрального исчислений Ньютона и Лейбница. Философские позиции Декарта дуалистичны, он признавал душу и тело, из которых душа - "мыслящая" субстанция, а тело - "протяжённая" субстанция. Он считал, что бог существует, что бог сотворил материю, движение и покой. Главные сочинения Декарта - "Геометрия", "Рассуждение о методе", "Начала философии" .

Христиан Гюйгенс (1629-1695), нидерландский учёный, изобрёл маятниковые часы, установил законы маятникового движения, заложил основы теории удара, волновой теории света, объяснил двойное лучепреломление. Им открыты кольца у Сатурна и его спутник Титан. Гюйгенс подготовил один из первых трудов по теории вероятности.

Англичанин Исаак Ньютон (1643-1727) - один из величайших учёных в истории человечества. Он написал огромное количество научных трудов по самым разным областям науки ("Математические начала натуральной философии", "Оптика" и др.). С его именем связаны важнейшие этапы в развитии оптики, астрономии, математики. Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. Это научное открытие прославило Ньютона навечно. Также ему принадлежат такие открытия в области механики, как понятия силы, энергии, формулировка трёх законов механики; в области оптики - открытие рефракции, дисперсии, интерференции, дифракции света; в области математики - алгебра, геометрия, интерполяция, дифференциальное и интегральное исчисления.

В 18 в. революционные открытия были совершены в астрономии И. Кантом и П. Лапласом, а также в химии - её начало связано с именем А.Л. Лавуазье. Иммануилом Кантом (1724-1804), немецким философом, родоначальником немецкой классической философии, разработана космогоническая гипотеза происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности (трактат "Всеобщая естественная история и теории неба" ). Пьер Лаплас (1749-1827) - французский астроном, математик, физик, автор классического труда по теории вероятности и небесной механике (рассматривал динамику Солнечной системы в целом и её устойчивость), автор трудов "Трактат о небесной механике" и "Аналитическая теория вероятности" . Так же как и Кант, он предложил космогоническую гипотезу, получившую название по его имени (гипотеза Лапласа). Французский химик Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794) считается одним из основоположников современной химии. В исследованиях он применял количественные методы. Выяснил роль кислорода в процессах горения, обжигания металлов и дыхания. Один из основателей термохимии. Автор классического курса "Начальный учебник химии" , а также сочинения "Методы наименования химических элементов" . Его жизнь оборвалась во время французской революции - он был гильотирован по решению Конвента.

  • 4. Промышленный переворот.
  • 18 век вошёл в историю человечества как век начала промышленной революции . Родиной промышленной революции стала Англия, где уже в 30- 40-е годы этого столетия начался переход от мануфактур с ручным трудом к фабрикам и заводам с применением машин. Внедрение машин в производство охватил такие ведущие отрасли английской промышленности, как хлопчатобумажная, энергетика, металлургия, транспорт. Завершился он в первой части 19 в. В числе важнейших изобретений эпохи промышленного переворота: "летающий челнок" Дж. Кейя, прялка "Дженни" Дж. Харгривса , ватерная машина Т. Хайса , мюль-машина С. Кромптона , метод отбеливания тканей К. Бертолле , метод окрашивания тканей с рисунком Т . Белла , метод пудлингования Г. Корта , паровоз Дж. Стефенсона и многие другие.

В 19 в. промышленный переворот охватил все ведущие страны мира (США, Францию, Германию, Японию и др.). В числе изобретателей этих стран (кроме Японии) были: Э. Уитни (хлопкоочистительная машина), Р. Фултон (пароход), Ж. Жаккард (станок узорчатых тканей), Ф. Жирар (льнопрядильная машина), Н. Леблан (способ производства соды из морской воды), Мак-Кормик (жатвенная машина), Э.В. Сименс (динамо-машина), Ф. Кениг (паровой пресс для книгопечатания).

И это далеко не всё, что человечеству дала промышленная революция. Замена ручного труда машинным привела к формированию индустриальной цивилизации, которая опиралась на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и стимулировала новые крупные сдвиги в научных знаниях.

В 19 в. в науке происходили революционные непрерывные перевороты во всех отраслях естествознания.

К началу 19 в. накопленный наукой опыт, материал в отдельных областях уже не укладывался в рамках механистического объяснения природы и общества. Потребовались новый виток научных знаний и более глубокий и широкий синтез, объединяющий результаты отдельных наук. В этот исторический период науку прославили Ю.Р. Майер (1814-1878), Дж. Джоуль (1818-1889), Г. Гельмгольц (1821-1894), которые открыли законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии.

Огромное значение в познании мира имело создание Т. Шванном (1810-1882) и М. Шлейданом (1804-1881) клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин (1809-1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознание. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским учёным Д.И. Менделеевым (1834-1907), была доказана внутренняя связь между всеми известными видами веществ. Расцвет классического естествознания способствовал созданию единой системы наук.

5. Вторая научно-техническая революция.

К рубежу 19-20 вв. произошли крупные изменения в основах научного мышления, механистическое мировоззрение исчерпало себя, что привело классическую науку Нового времени к кризису. Этому способствовало также открытие электрона и радиоактивности. В результате разрешения кризиса произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки. Она связана прежде всего с именами Макса Планка (1858-1947) и Альберта Эйнштейна (1879-1955). Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание теории относительности и квантовой теории ознаменовали прорыв в области микромира и больших скоростей. Успехи физики оказали влияние на химию. Квантовая теория, объяснив природу химических связей, открыла перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества; началось проникновение в механизм наследственности, получила развитие генетика, сформировалась хромосомная теория.

Достижения научной мысли конца 19 - начала 20 в. послужили основой технической революции, происшедшей в этот период, она получила название второй научно-технической революции (НТР).

Выдающиеся изобретатели второй НТР: Э.В. Сименс (динамо-машина); Т. Эдисон (современный генератор); Ч. Парсонс (паровая турбина); Г. Даймлер и К. Бенц (двигатель внутреннего сгорания); Р. Дизель (ДВС с большим КПД); А.Н. Лодыгин (лампа накаливания); П.Н. Яблочков ("электрическая свеча"); Т. Эдисон и Д. Юз (микрофон); А.Б. Строунджер (автоматическая телефонная станция); А.С. Попов (радио); Г. Маркони (передача электрических импульсов без провода); Дж. А. Флеминг (диод); Г. Бессемер, П. Мартен, С. Томас (новые способы выплавки стали); Г. Даймлер и К. Бенц (автомобили); Дж. Дэнлоп (резиновые шины); Д.И. Менделеев , К.Э. Циолковский , Н.Е. Жуковский (вопросы воздухоплавания); А.Ф. Можайский, К. Адер (самолётостроение с паровым двигателем); Дж. Хайетт (целлулоид); и многие другие.

Сердцевиной второй НТР стала энергетика - изобретение электричества и двигателя внутреннего сгорания, что предопределило переход от пара и каменного угля к электричеству и жидкому топливу. Переворот в энергетике, изобретение способа передачи электричества на дальние расстояния обусловили рождение новых видов транспорта - автомобиля, самолёта, электровоза, тепловоза, трамвая.

Автомобиль и самолёт не только революционизировали транспорт, но и дали толчок преобразованию всех смежных отраслей - машиностроения, металлургии, химии. Были изобретены новые способы выплавки стали, получило развитие производство разнообразных видов качественных сталей, двинулось вперёд производство цветных металлов.

Вторая НТР знаменовала быстрое развитие новых средств связи - телефона, телеграфа, радио, что сыграло огромную роль в распространении информации во всём мире.

Массовое производство катализаторов, лекарств, красителей, минеральных удобрений было итогом прогресса в химической промышленности.

Свершился технологический переворот в сельском хозяйстве, где нашли широкое применение химические удобрения, тракторы и др. с/х машины. В результате значительно выросла урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота, производительность труда, благодаря чему этот сектор экономики высвободил значительную массу рабочих рук, необходимых для индустрии. Ведущие страны мира перешли к индустриальному типу занятости.

Достижения науки и техники стали основой военно-технической революции. В конце 19 - начале 20 в. появились военная авиация и танки, были созданы мощные военно-морские суда, автоматическое артиллерийское оружие, изобретены новые взрывчатые вещества, отравляющие газы, широко стала использоваться радиосвязь. Известно, что в этот период ведущие страны мира усилили гонку вооружения, подготовив материально-техническую базу для Первой, а затем и Второй мировых войн.

6. Третья научно-техническая революция.

На стадии завершения Второй мировой войны началась третья научно-техническая (научно-технологическая ) революция. Она связана с кардинальными изменениями в области производительных сил в связи с развитием атомной энергетики, космонавтики, вычислительной техники, биотехнологии, производства новых конструкционных материалов.

Следует отметить, что пока нет общепринятой периодизации этой НТР. Выделяют в развитии третьей НТР два этапа: 1. с середины 40-х годов до середины 60-х; 2. с середины 60-х до настоящего времени. Границей между этими этапами принято считать создание и внедрение в систему хозяйства ведущих стран ЭВМ четвёртого поколения.

Изобретения первого этапа включали телевидение, компьютеры, транзисторы, радар, ракеты, атомную бомбу, водородную бомбу, синтетические волокна, искусственные спутники Земли, реактивную авиацию, электроэнергетические установки на базе ядерного реактора, станки с числовым программным управлением (ЧПУ), лазеры, интегральные схемы, спутники связи, скоростные экспрессы. Охарактеризуем некоторые из изобретений.

В 1942 г. итальянский учёный Э. Ферми (1901-1967) построил ядерный реактор, в котором осуществлялась управляемая ядерная реакция. Первая атомная бомба создана под руководством американского физика Р. Оппенгеймера (1904-1967). Первая атомная бомба в 1945 г. была сброшена на японские города Хиросима и Нагасаки.

Систему для обнаружения тел с помощью радиоволн - радар создал шотландский физик Р.У. Уатт (1892-1973). Построенная им в 1935 г. радарная установка была способна обнаружить самолёт на расстоянии 64 км. Эта система сыграла большую роль в защите Англии от налётов немецкой авиации в годы Второй мировой войны.

Первый пуск ракеты большой дальности "Фау-2", созданной В. фон Брауном (1912-1977), был проведён в 1942 г. Скорость "Фау-2" в несколько раз превышала скорость звука. Дальность полёта составляла 320 км, а сейчас некоторые ракеты достигают дальности полёта 9600 км.

Лазер - оптический квантовый генератор. В переводе "лазер" означает "усиление света в результате вынужденного излучения". Сначала лазеры применяли в промышленности для сверления, сварки и гравировки. В настоящее время их используют даже в хирургических операциях. Теория лазера разработана в 1958 г. американскими физиками Ч. Таунсом и А. Шелау . Первый лазер был создан в 1960 г. Т. Мейменом .

На основе разработанной в 1918 г. французскими учёными во главе с П. Ланжевеном (1872-1946) сонар-системы звуковой локации (посылает звуковые волны, и любой объект, встретившийся на пути, отражает их) в 50-е годы 20 в. шотландский врач Ян Дональд создал метод для исследования внутренних органов человека и даже зародыша ребёнка в утробе матери. Этот процесс назвали ультразвуковой диагностикой (УЗИ).

Один из первых компьютеров - ENIAC (электронный числовой интегратор и калькулятор) разработали Дж. Мочли (1907-1980) и Дж. Еккарт для армии США. По сравнению с современным ЭВМ он был очень громоздким - занимал целый зал и выполнял гораздо меньше операций. Технологии ЭВМ постепенно совершенствовались. Габариты компьютеров уменьшались, а их возможности увеличивались. В 1964 г. американская компания IBM выпустила первый текстовый компьютер. В 1978 г. американская компания "Квикс" создала компьютер, использующий для записи текста магнитные диски. В 80-е годы персональные компьютеры со специальными программами начали вытеснять пишущие машины.

На втором этапе НТР были изобретены микропроцессоры, волоконно-оптическая передача информации, промышленные роботы, биотехнология, сверхбольшие и объёмные интегральные схемы, сверхпрочная керамика, компьютеры пятого поколения, генная инженерия, термоядерный синтез. Ядром этого этапа НТР стали синтез трёх базовых научно-технических направлений: микроэлектроники, биотехнологии, информатики. Именно они отражают фундаментальные достижения квантовой физики, молекулярной биологии, кибернетики и теории информации.

В конце 20 в. завершается век железа, которое было основным конструкционным материалом почти три тысячелетия. Благодаря достижениям НТР 20 в. человечество уже может отдать приоритет материалам, обладающим заданным свойствам, - композитам, керамике, пластмассам и синтетическим смолам, изделиям из металлических порошков.

В конце 20 в. интенсивно формируется постиндустриальная цивилизация . Подлинный переворот осуществляется в технике связи и транспорта. Нашли широкое применение волоконно-оптическая связь, космическая связь, факсимильная, сотовая.

Одним из величайших открытий 20 в. учёные признают создание модели ДНК . Биология, особенно молекулярная, к середине 20 в. выдвинулась на одно из первых мест в естествознании. Американские учёные Ф. Крик и Д. Уотсон , используя материалы Р. Франклин и М. Уилкинса , исследовали ДНК с помощью Х-лучей и в 1953 г. создали модель молекулы ДНК. Её форма - двойная переплетающаяся спираль. Модель показала, как происходит деление молекул ДНК и образование новых её копий. В 1962 г. Крику, Уотсону и Уилкинсу была присуждена Нобелевская премия в области медицины.

В современном мире наука приобретает всё большее значение и развивается всё более быстрыми темпами. Особенно усиливается роль фундаментальной, теоретической науки, и этот процесс характерен для всех областей знания.

7. Современный этап.

Достижения современного этапа в области медицины и генетики включают целый ряд новых открытий. Есть сообщения о том, что учёным в лабораторных условиях удалось не только вырастить человеческий мочевой пузырь, но и успешно трансплантировать его в организм человека.

Обнаружены аденовирусы, способные вызывать ожирение, что свидетельствует о возможности заражения таким недугом. Выявлен один из генов, связанный с регуляцией агрессии и беспокойства.

Учёные Калифорнийского университета, г. Ирвин, установили, что для достижения одних и тех же Q-коэффициентов мужчины и женщины используют разные области мозга - в основе интеллекта мужчин лежит серое вещество мозга, а интеллекта женщин - белое.

Из культуры клеток американские учёные вырастили сеть кровеносных сосудов. Человеческие клетки венозного эпителия они высадили на трёхмерную культуру мышиных мезенхимных клеток и имплантировали такую конструкцию в мышей. Для современной медицины полученные результаты имеют неоценимое значение.

В разработке различных диагностических тестов помогут исследования образцов слюны, так как установлено, что в человеческой слюне содержится большое количество белков. А процесс забора слюны гораздо проще, дешевле и безопаснее, чем забор традиционно используемой для большинства лабораторных анализов крови

В области генетики впервые проведено генетическое картирование собаки. Оно показало, что геномы человека и его четвероногого друга совпадают на 75 %.

Летом 2003 г. итальянским эмбриологам удалось получить первый клон лошади.

В 2003 г. исполнилось 50 лет со дня открытия структуры ДНК. Учёные объявили о полной расшифровке 98 % нуклеотидной последовательности человеческих хромосом.

Вот уже пять лет известен ген, замедляющий старение. Учёные установили, что удаление гена 81К2 из организма приводит к фантастическому увеличению жизни - в целых шесть раз. Эти результаты пока подтверждены на дрожжах и человеческих клетках печени. Удаление данного гена кроме продления жизни способно превратить подопытного в "сверхчеловека". Клетки-долгожители, лишённые гена 81К2, проявляли совершенно необычную способность к сопротивлению стрессам. Несмотря на то, что учёные воздействовали на модифицированные клетки оксидантами и горячим воздухом, клетки упорно цеплялись за жизнь, хотя обычные клетки уже давно бы погибли.

Изготовлено устройство размером с авторучку, предназначенное для удаления из крови вредоносных вирусов. По уверениям его создателей, оно может выловить из крови человека вирусы оспы, Эболы, Марбурга и прочие опасные заболевания. Принцип работы: прибор устанавливается на руку и "подключается" к вене человека. Сердце само качает через него кровь (фильтрация вирусов основана на том факте, что размеры клеток плазмы крови и вирусов отличаются во много раз). За 12 минут сердце делает полный цикл перекачки всей крови. За несколько часов ношения устройства вся кровь полностью очищается от вирусов.

В 2004 г. сообщалось, что разработана технология изготовления атомных часов, которые размещаются в объёме нескольких кубических миллиметров.

За последние десятилетия достижениями физики стала новая теория, связывающая массу нейтрино с ускоряющимся расширением Вселенной.

Брукхейвенская национальная лаборатория США близ Нью-Йорка не так давно запустила новый ускоритель - релятивистский коллайдер тяжёлых ионов. Он позволяет ускорять и сталкивать не только протоны, как на обычных ускорителях, но и ядра атомов многих элементов Периодической системы Менделеева, вплоть до золота. В экспериментах была воссоздана субстанция, которая ранее существовала только один раз в истории Вселенной - в момент её возникновения. При столкновении атомов золота на сверхвысоких скоростях структура ядра исчезает, а все ранее "запакованные" в нуклоны кварки и глюоны смешиваются и образуют новую сверхплотную фазу ядерной материи - кварк-глюонную плазму. Температура в точке столкновения достигает 4 млрд. градусов, это самая высокая температура в существующей вселенной. Многие учёные высказали свои наблюдения. Например, за время жизни этой плазмы (10-23 с) учёные смогли увидеть, как из плазмы опять формируется элементарные частицы, а также изучить свойства нового вида материи. Оказалось, что плазма, скорее всего, похожа по своим свойствам на жидкость, чем на газ. Проект реализовала интернациональная команда учёных: 45 институтов из 11 стран, в том числе и из России.

Однако ряд учёных подняли вопрос о безопасности подобного рода экспериментов. По их мнению, имитируя условия, при которых возникла Вселенная, можно доиграться до повторения условий "большого взрыва", при котором реактор станет центром возникновения новой вселенной. Если это случится, то, понятное дело, исчезнет не только реактор, Земля, Солнечная система и наша галактика, но и, скорее всего, вся существующая Вселенная. При всей фантастичности этой угрозы предположение не лишено смысла: по признанной сейчас космологической теории вся существующая Вселенная возникла из одной-единственной частицы, которая находилась в некотором специфическом сингулярном состоянии (бесконечно большая плотность и температура).

Как это ни печально, социальная ответственность учёных всегда была ниже конъюнктурных требований времени. Вопрос ответственности учёных вновь на повестке дня.

наука производство мысль ученый

История зарождения и развития науки начисляет много столетий. Еще вначале своего развития человечество улучшало условия жизни за счет познания и незначительного преобразования окружающего мира. Столетиями и тысячелетиями накопленный и, соответственно, обобщенный опыт передавался следующим поколениям. Механизм наследования накопленного опыта постепенно совершенствовался за счет установления определенных обычаев, традиций, письменности. Так исторически возникшая первая форма науки (наука античного мира), предметом изучения которой была вся природа в целом.

Первоначально созданная античная наука еще не делилась на отдельные сферы и маленькая черты натурфилософии. Природа рассматривалась целостно с преимуществом общего и недооценкой конкретного. Натурфилософии присущий метод наивной диалектики и стихийного материализма, если гениальные догадки переплетались с фантастическими россказнями об окружающем мире .

Рассмотренный период развития науки принадлежит к первой фазе процесса познания - непосредственного наблюдения . Наука античного мира еще не дошла в своем развитии до деления мира на отдельные более или менее отделенные области. Только в V ст. до н.э. из натурфилософской системы античной науки в самостоятельную область познания начинает выделяться математика. В середине ІV ст. до н.э. потребности отсчета времени, ориентации на Земле, объяснение сезонных явлений привели к созданию основ астрономии. В этот период отделяются основы химии, результаты исследований которых использовались при изъятии металлов из руд, крашении тканей и изделий из кожи.

Первые элементы науки появились в старинном мире в связи с потребностями общества и имели сугубо практический характер.

Для науки старинного мира (Вавилон, Египет, Индия, Китай) характерный стихийно-эмпирический процесс познания, при котором объединялись познавательные и практические аспекты. Знания имели практическую направленность и фактически выполняли роль методических разработок (правил) для конкретного вида деятельности.

В старинной Греции в науке зарождается научный уровень познания. Эллинистический период древнегреческой науки характеризуется созданием первых теоретических систем в области геометрии (Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птоломей). Корифеи науки старинной Греции - Аристотель, Архимед и прочие в своих исследованиях для описания объективных закономерностей пользовались абстракциями, заложив основы доказательств представления об идеализированном материале, который есть важной чертой науки.

В эпоху Средневековья большой вклад в развитие науки внесли ученые арабского Востока и средней Азии: Ибн Сина, Ибн Рушд, Бируни и прочие.

В Европе в Средние века большое распространение приобретает специфическая форма науки - схоластика, который основное внимание предоставляла разработке христианской догматики, вместе из тем она внесла значительный вклад в развитие осмысления культуры, в усовершенствование искусства теоретических дискуссий.

В научно-философской системе Аристотеля наметилось деление науки на физику и метафизику. В дальнейшем постепенно внутри этой системы начинают выделяться как самостоятельные научные дисциплины логика и психология, зоология и ботаника, минералогия и география, эстетика, этика и политика. Таким образом, начался процесс дифференциации (распределения) науки и выделение самостоятельных по своим предметам и методам отдельных дисциплин.

Со второй половины XV ст. в эпоху Возрождения начинается период значительного развития природоведения как науки, начало которого (середина XV ст. - середина XVІ ст.) характеризуется накоплением значительного фактического материала о природе, полученного экспериментальными исследованиями. В это время проходит дальнейшая дифференциация науки; в университетах начинают преподавать основы фундаментальных научных дисциплин - математики, химии, физики.

Переход от натурфилософии к первому научному периоду в развитии природоведения проходил довольно долго - почти тысячу лет, что поясняется недостаточным прогрессом развития техники. Фундаментальные науки в то время не имели достаточного развития. Вплоть до начала XVІІ ст. математика представляла собой науку только о числах, скалярные величины, относительно простые геометрические фигуры и использовалась в основном в астрономии, земледелии, торговле. Алгебра, тригонометрия и основы математического синтеза только зарождались.

Второй период в развития природоведения , которое характеризуется как революционный в науке, приходится на середину XVІ ст. и до конца XІ ст. Именно в этот период были сделаны значительные открытия в физике, химии, механике, математике, биологии, астрономии, геологии. Эта эпоха дала плеяду выдающихся ученых, работы которых сильно повлияли на дальнейшее развитие науки.

Геоцентрическая система построения мира , созданная Птоломеем во ІІ с., заменяется гелиоцентрической, изобретенной М. Коперником, Г. Галилеем. К этому периоду належит создание аналитической геометрии Р. Декартом, логарифмов Дж. Непером, дифференциального и интегрального вычисления И. Ньютоном и Г. Лейбницем, как самостоятельные науки возникли химия, ботаника, физиология и геология.

В период конца XV ІІ ст. И. Ньютоном был открытый закон всемирного тяготения. По сути это была первая научная революция, связанная с именами Леонардо Да Винчи, Г. Галилея, Й. Кеплера, М.В. Ломоносова, П. Лапласа и других выдающихся ученых.

Следует отметить, что в этот период рядом с наблюдениями широко применяется эксперимент, который значительно расширил познавательную силу науки (Г. Галилей и Ф. Бекон является начинателями и основателями современной экспериментальной науки).

В XV-XVІІІ ст. наука начинает превращаться в реальную базу мировоззрения. Решающая роль в формировании научного мировоззрения належит механике, в рамках которой осуществляется познание не только физических и химических, а и биологических явлений.

Всередине XV ІІІ ст. ученые высказали идею о всеобщей взаимосвязи явлений и процессов, которые проходят в реальном мире . Эти идеи впервые высказал Р. Декарт, потом развили Ломоносов (закон кинематической теории материи, идея развития Земли), И. Кант, К. Вольф.

Промышленная революция конца XV ІІІ ст. - начала X І ст. - изобретение Д. Уаттом паровой машины, которая превращала тепловую энергию в механическую, стало могущественным стимулом дальнейшего развития науки. Физики открыли электрический ток и явление электромагнитной индукции (представителями науки были А. Вольт, В. Петров, Г. Деви, А. Ампер, М. Фарадей и др.), успешно разрабатывалась волновая теория света (Т. Юнг, О. Френель). К тому времени относится также формирование биологии как науки о законах жизни и развития живых организмов, сравнительной анатомии, морфологии, палеонтологии. Накопление фундаментальных результатов по вопросам исследования живой и безжизненной природы оказывало содействие созданию условий для больших открытий XІ столетия, которые, в свою очередь, стимулировали быстрое развитие всех естественных наук. Это закон сохранения и преобразование энергии, открытый Й.-Р. Майером, Г. Гельмгольцем, Дж. Джоулем, который является основным законом природоведения, который выражает единство всех физических форм движения материи; это клеточная теория, разработанная Т. Шванном и М. Шлейденом, которая доказала единство всех сложных организмов; это эволюционное учение Ч. Дарвина, который доказал единство видов растений и животных, их естественное происхождение и развитие.

Такой большой прыжок в развития науки оказывал содействие дальнейшему процессу ее дифференциации.

Большим научным достижением X І ст. является открытие Д. Менделеева периодического закона химических элементов, который и доказал наличие внутренней связи между веществами. Огромное значение имели открытие неевклидовой геометрии (М. Лобачевський) и законов электромагнитного поля (Дж. Максвел), электромагнитных волн и давления света. Эти открытия были принципиальными для природоведения и вызвали в нем глубокие сдвиги.

Революционные процессы в науке, которые прошли в XVІ-XІ столетиях, привели к коренному изменению взглядов на окружающий мир. Первый этап революции (середина XV ІІ - конец XV ІІІ ст.) разрешил обнаружить, что за видимостью явлений существует действительность, которую наука может изучать. Именно с этих пор природоведение практически становится наукой, опирается на понятие и объяснение этих наблюдений. Революционная идея развития и всеобщей связи природы характеризует второй этап революции в науке (конец XV ІІІ ст. - конец X І ст.).

В конце X І ст. - в начале XX ст. революция в природоведении вступила в новую, специфическую стадию , физика переступила порог микромира, был открыт электрон, заложены основы квантовой механики (М.Планк,1900г.). Было установлено, что законы микромира существенным образом отличаются от законов классической механики, а в природе вообще нет "последних" любых маленьких величин.

Электрон, так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна.

В XX ст. развитие науки во всем мире характеризуется довольно высокими темпами. На основе достижений математики, физики, химии, биологии и других наук получили развитие молекулярная биология, генетика, химическая физика, кибернетика, биокибернетика, бионика и т.п..(синергетика)

В середине XX ст. началась научно-техническая революция, которая представляет собой коренное, качественное преобразование продуктивных сил. В этот период ведущую роль занимает наука о технике и производстве. На основе многих научных результатов внедрены технические решения.

Нынче наука развивается в трех направлениях: микромир - решение проблемы на уровне элементарных частей и атомных структур; мегамир - изучение Вселенной, начиная из солнечной системы к сферам внегалактического пространства; макромир - изучение функций высших структур живой материи.

В конце XX ст. - в начале XXІ ст. для науки присущи такие особенности:

- Дифференциация и интеграция науки . Это сложный диалектический процесс, характерный для всего процесса развития науки. Дифференциация науки является объективной, поскольку через каждых 5- 10 лет удваиваются научные дисциплины. Дифференциация знаний обусловленная практически неисчерпаемым объектом познания, потребностями практики и развития самой науки.

Также объективная интеграция науки, которая отображает взаимосвязь и взаимообусловленность научных знаний, усиленное проникновение одних наук в другие. Дифференциация и интеграция науки четко прослеживается на процессе перехода современной науки от предметной к проблемной ориентации при решении больших комплексных теоретических и практических вопросов. С одной стороны, проходит процесс дифференциации наук (выделение новых наук), а с другой - их интеграция, которая разрешает комплексно решать проблемы. Так, проблема охраны природы решается объединенными усилиями технических наук, биологии, наук о Земле, медицины, экономики, менеджменте, математике и других.

- Ускоренное развитие природоведческих наук. Природоведческие науки, изучая базовые структуры природы, закономерности их взаимодействия и управление, является фундаментом науки в целом и должны развиваться опережающими темпами. Только на основе опережающих фундаментальных исследований и изобретений в природоведении прикладные науки и техника смогут успешно решать проблемы, которые возникают в связи с развитием прогресса производства. В качестве примера может быть клонирование живых организмов высшего класса.

- Математизация наук. Математика является мозгом науки и душой техники. Математизация науки оказывает содействие использованию ПЕОМ, усилению связи между наукой, техникой и производством. Математика повышает требования к полезности поставленных задач, повышает уровень обобщений, эффективности объясняющих и прогнозируемых функций науки.

Современный период развития науки характеризуется групповым лидерством, комплексностью научных исследований, решением глобальных проблем. Глобальными проблемами являются: изучение Космоса, экономические проблемы, проблемы здоровья людей, продолжительность жизни и т.п., в решении которых должны принимать участие все науки без исключения: природно-математические, и гуманитарные, и технические.

- Усиление СВЯЗИ науки, техники и производства . На современном этапе наука является продуктивной силой общества, которае проявляется в глубоких изменениях в взаимосвязях науки и производства. Следует отметить, что новые виды производства и технологические процессы сначала зарождаются в недрах науки, научно-исследовательских институтах. Развитие атомной энергетики, получение сверхтвердых материалов, роботизация, создание искусственного интеллекта - все это иллюстрирует приведенное выше. Идет процесс уменьшения времени между научным открытием и внедрением его в производство. Раньше от открытия или изобретения проходили сотни и десятки лет. Так, открытие фотографии прошло этот путь более чем в сто лет, телефон и электромотор - приблизительно за 60 лет, радиолокатор - за 15, ядерный реактор - за 10, транзистор - за 5 лет. Нужно указать, что при этом проходит не только ускорение реализации полученных результатов, но каждый раз это ускорение приводит к новым качественным характеристикам, к обновлению параметров, вида и возможностей технических средств.

Важным является и то, что на производстве успешно развиваются научные исследования, увеличивается сеть научных учреждений, создаются научные технополисы. Наука является общественной по своему происхождению, развитию и использованию. Все научные открытия это всеобщая работа, на каждый момент времени наука выступает как суммарное выражение человеческого успеха в познании мира.

Основные современные тенденции развития науки состоят в переходе от их дифференциации к их интеграции, переход от координации наук к их субординации и от одноаспектности наук к рассмотрению их в комплексе. Именно эта тенденция проявилась в создании междисциплинарных областей знаний, которые цементируют собою фундаментальные науки; во взаимодействии между разными науками, которые изучают один и тот же объект и одновременно с разных сторон; в усилении этого взаимодействия вплоть до комплексного изучения объекта системой наук. Нынче эта тенденция характерна для объектов, которые имеют глобальный характер.

    Понятие, цели и функции науки

Наука - это сфера беспрерывного развития человеческой деятельности, основным признаком и главной функцией которой является открытие, изучение и теоретическая систематизация объективных законов об объективной действительности с целью их практического применения.

Наука имеет большое значение в развития человеческого общества. Она проникает как в материальные, так и в духовные сферы деятельности человека.

В литературе существует ряд толкований понятия "наука". Одни из них определяют науку как сумму знаний, достигнутых человечеством, другие - как вид человеческой деятельности, направленной на расширение познания человеком законов природы и развития общества. Но наиболее общим определением можно считать такое: наука - сфера человеческой деятельности, функции которой - разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Непосредственная цель науки - описание, объяснение и предусмотрение процессов, явлений действительности, которые являются предметом ее изучения, на основе открытия наукой законов.

Науку можно рассматривать в разных измерениях:

Как специфическую форму общественного сознания, основу которой составляет система знаний;

Как процесс познания закономерностей объективного мира;

Как определенный вид общественного разделения труда;

Как важный фактор общественного развития и как процесс производства новых знаний и их использование.

Понятие "наука" включает в себя как деятельность, направленную на получение новых знаний, так и результат этой деятельности - сумму добытых знаний, которые служат основой научного понимания мира. Термин "наука" применяется для названия отдельных областей научного знания.

Наука - это динамическое развитие системы знаний об объективных законах природы, общества и мышление, полученных и превращенных в непосредственную продуктивную силу общества в результате специальной деятельности людей.

Использование знаний в практической деятельности предусматривает наличие определенной группы правил, которые регламентируют как именно, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или другие знания. Поэтому наука систематизирует объективные знания о действительности.

Итак, основной целью науки является описание, объяснение и предусмотрение процессов и явлений объективной действительности, которые являются предметом ее изучения, с целью использования их в практической деятельности человечества.

Итак, основным содержанием науки является:

Теория как система знаний, которая выступает в форме общественного сознания и достижений интеллекта человека;

Общественная роль в практическом использовании рекомендаций в производстве как основы развития общества.

Наука в современных условиях выполняет ряд конкретных функций:

Познавательную - удовлетворение потребностей людей в познании законов природы, общества и мышления;

Культурно-воспитательную - развитие культуры, гуманизация воспитания и формирование интеллекта человека;

Практически-действующую - усовершенствование производства и системы общественного отношения.

Совокупность отдельных, конкретных функций науки формируют основную ее функцию - развитие системы знаний, которые оказывают содействие созданию рационального общественного отношения и использование продуктивных сил в интересах всех членов общества.

Научное объяснение явлений природы и общества зафиксированное человеком и получение новых знаний, использование их в практическом освоении мира и является предметом науки : связанные между собою формы развития материи или особенности их отображения в сознания человека.

Наука предусматривает создание единой, логически четкой системы знаний о той или другой стороне окружающего мира, сведенной в одну систему.

Основным признаком и главной функцией науки является познание объективного мира. Наука создана для непосредственного выявления существенных сторон всех явлений природы, общества и мышления.

Цель науки - познание законов развития природы и общества, их влияние на природу на базе использования знаний с целью получения полезных для общества результатов. Пока соответствующие законы не открыты, человек может только описывать явления, собирать, систематизировать факты, но он ничего не может объяснить и предусмотреть.

Перед наукой стоят такие задачи:

Сбор и обобщение фактов (констатация);

Объяснение внешних взаимосвязей явлений (интерпретация);

Объяснение сути физических явлений, их внутренних взаимосвязей и противоречий (построение моделей);

Прогнозирование процессов и явлений;

Установление возможных форм и направлений практического использования полученных знаний.

Наука как специфическая деятельность характеризуется рядом признаков:

Наличием систематизированных знаний (научных идей, теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, понятий, фактов);

Наличием научной проблемы, объектом и предметом исследования;

Практической значимостью как явления (процесса), что определяется, так и знаний о нем.

В обыденном языке слово "наука" употребляется в нескольких смыслах и обозначает:

Систему специальных знаний; - вид специализированной деятельности - общественный институт (совокупность специализированных учреждений, в которых люди либо занимаются наукой, либо готовятся к этим занятиям).

Наука во всех трех смыслах существовала не всегда, а привычное нам экспериментально-математическое естествознание появилось не везде. Различия форм науки, существовавших в локальных культурах, породили в специальной литературе проблему определения понятия науки.

На сегодняшний день существует много таких определений. Одно из них приводится в учебнике "Концепции современного естествознания" под ред. профессоров В. Н. Лавриненко и В. П. Ратникова: "Наука - это специализированная система идеальной, знаково-смысловой и естественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности" . В Новой философской энциклопедии наука определяется проще: "Наука - особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире"

Наука как особый вид деятельности отличается от других видов деятельности пятью главными характеристиками: 1) систематизацией знаний; 2) доказательностью; 3) использованием специальных методов (исследовательских процедур); 4) кооперацией усилий профессиональных ученых; 5) институционализацией (от лат. institutum - "установление", "учреждение") - в смысле создания специальной системы отношений и учреждений. Эти качества познавательная деятельность человека приобрела не сразу, а значит, наука тоже появилась не в готовом виде. В развитии познания, завершившемся возникновением науки, выделяют три этапа:

Первый этап, как полагает И. Т. Касавин, начинается примерно 1 млн. лет назад, когда предки человека оставили тропический коридор и стали расселяться по Земле. Изменившиеся условия обитания заставили их приспосабливаться к ним, создавая культурные изобретения. Предгоминиды (предчеловекоподобные) начинают использовать огонь, производить орудия труда и развивать язык как средство общения. Знание на этом этапе получалось как побочный результат практической деятельности. Так, при изготовлении, например, каменного топора кроме основного результата - получения топора - имел место и побочный результат в виде знания о видах камня, его свойствах, способах обработки и т.д. На данном этапе знание не осознавалось как нечто особенное и не рассматривалось как ценность.

Второй этап эволюции познавательной деятельности начинается с возникновением Древних цивилизаций 5-6 тысяч лет назад: Египетской (IV тыс. до н. э.), Шумерской, Китайской и Индийской (все - в III тыс. до н. э.), Вавилонской (II тыс. до н. э.). На втором этапе знание начинает осознаваться как ценность. Оно собирается, записывается и передается из поколения в поколение, но познание пока еще не считается особым видом деятельности, оно все еще включено в практическую деятельность, весьма часто - в культовую практику. Монополистами такого знания почти повсеместно выступали жрецы.

На третьем этапе познание выступает в форме специализированной деятельности по получению знания, то есть в форме науки. Начальная форма науки - древняя наука - мало похожа на науку в современном смысле этого слова. В Западной Европе древняя наука появляется у греков в конце VII в. до н. э. вместе с философией, долгое время не отличается от нее и развивается вместе с ней. Так, первым математиком и философом Греции называют купца Фалеса (около 640-562 гг. до н. э.), занимавшегося также политикой, астрономией, метеорологией и изобретательством в области гидроинженерии. Древнюю науку нельзя считать вполне "наукой", потому что из пяти названных нами специфических черт науки у нее были только три (доказательность, систематичность и исследовательские процедуры), да и то в зачаточном состоянии, остальные пока отсутствовали.

Греки были чрезвычайно любознательным народом. Отовсюду, куда забрасывала их судьба, они привозили тексты, содержащие преднаучные сведения. Их сравнение обнаружило несовпадения и поставило вопрос: а что же истинно? К примеру, вычисления математических величин (таких, как число p) жрецами Египта и Вавилона приводили к существенно различающимся результатам. Это было вполне естественным следствием, так как восточная преднаука не содержала системы знаний, формулировок фундаментальных законов и принципов. Она представляла собой конгломерат разрозненных положений и решений специальных задач, без каких-либо рациональных обоснований выбранного способа решения. К примеру, в египетских папирусах и клинописных таблицах из Шумера, содержащих вычислительные задачи, они излагались в форме предписаний и лишь иногда сопровождались проверкой, которую можно считать своеобразным обоснованием. Греки выдвинули новые критерии организации и получения знания - системность, доказательность, использование надежных познавательных методов, - которые оказались чрезвычайно продуктивными. Вычислительные вопросы стали в греческой науке второстепенными.

Первоначально в Древней Греции не было деления на различные "науки": разнохарактерное знание существовало в едином комплексе и называлось "мудрость", затем примерно в VI - V вв. до н. э. оно стало называться "философия". Позже от философии начинают обособляться различные науки. Они отделялись не одновременно, процесс специализации знания и обретения науками статуса самостоятельных дисциплин растянулся на многие века. Первыми оформились в самостоятельные науки медицина и математика.

Основателем европейской медицины считают древнегреческого врача Гиппократа (460-370 гг. до н. э.), систематизировавшего знания, накопленные не только древнегреческими, но также египетскими медиками, и создавшего медицинскую теорию. Теоретическая математика оформляется Евклидом (330-277 гг. до н. э.) в сочинении "Начала", которое и сегодня используется в школьном курсе геометрии. Затем в 1-й половине III в. до н. э. была систематизирована география античным ученым Эратосфеном (около 276-194 гг. до н. э.). Большую роль в процессе эволюции науки сыграла разработка Аристотелем (384-322 гг. до н. э.) логики, провозглашенной инструментом научного познания в любой области. Аристотель дал первое определение науки и научного метода, различил все науки по их предметам.

Тесная связь античной науки с философией определила одну из ее особенностей - умозрительность, недооценку практической полезности научных знаний. Теоретическое знание считалось ценным само по себе, а не за ту пользу, которую из него можно извлечь. По этой причине самой ценной считалась философия, о которой Аристотель сказал так: "Другие науки, может быть, более необходимы, но лучше нет ни одной".

Самоценность науки была настолько очевидна для древних греков, что, по свидетельству современников, математик Евклид спросившему его: "Кому нужна эта геометрия?" вместо ответа протянул несчастному обол со скорбным лицом, дескать бедняге ужа ничем не помочь.

В поздней античности (II - V вв.) и Средние века (III - XV вв.) западная наука вместе с философией оказалась "служанкой богословия". Это существенным образом сузило круг научных проблем, которые могли быть рассмотрены и рассматривались учеными-богословами. С появлением в I в. христианства и последующим поражением в борьбе с ним античной науки <> у теоретиков-богословов возникла задачи обоснования христианского учения и передачи навыков его обоснования. Решением этих задач занялась тогдашняя "наука" - схоластика (по-латыни, "школьная философия").

Схоластов не интересовали изучение природы и математика, зато очень интересовала логика, которую они использовали в диспутах о Боге.

В период позднего средневековья, получившего название эпохи Возрождения (XIV - XVI вв.), у практиков - художников, архитекторов ("титанов Возрождения" вроде Леонардо да Винчи) - снова пробуждается интерес к природе и появляется идея необходимости опытного изучения природы. Естествознание развивается тогда в рамках натурфилософии - буквально, философии природы, которая включает в себя не только рационально обоснованное знание, но и псевдознания оккультных наук, таких как магия, алхимия, астрология, хиромантия и т.д. Это своеобразное сочетание рационального знания и псевдознания было связано с тем, что религия все еще занимала важное место в представлениях о мире, все мыслители Возрождения считали природу делом божественных рук и преисполненной сверхъестественных сил. Такое мировоззрение называется магико-алхимическим, а не научным.

Наука в современном смысле слова появляется в Новое время (XVII - XVIII вв.) и сразу же начинает очень динамично развиваться. Сначала в XVII в. закладываются основы современного естествознания: разрабатываются опытно-математические методы наук о природе (усилиями Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка) и классическая механика, лежащая в основе классической физики (усилиями Г. Галилея, И. Ньютона, Р. Декарта, Х. Гюйгенса), опирающаяся на классическую математику (в частности, на геометрию Евклида). В этот период научное знание становится в полном смысле слова доказательным, систематизированным, опирающимся на специальные исследовательские процедуры. Тогда же появляется, наконец, научное сообщество, состоящее из профессиональных ученых, которое начинает обсуждать научные проблемы, появляются специальные учреждения (Академии наук), способствующие ускорению обмена научными идеями. Поэтому именно с XVII в. говорят о появлении науки как социального института.

Развитие западноевропейской науки шло не только за счет накопления знаний о мире и о себе самой. Периодически происходили смены всей системы наличного знания - научные революции, когда наука сильно менялась. Поэтому в истории западноевропейской науки выделяют 3 периода и связанные с ними типы рациональности: 1) период классической науки (XVII - начало ХХ в.); 2) период неклассической науки (1-я половина ХХ века); 3) период постнеклассической науки (2-я половина ХХ века). В каждый из периодов расширяется поле исследуемых объектов (от простых механических к сложным, саморегулирующимся и саморазвивающимся объектам) и меняются основания научной деятельности, подходы ученых к исследованию мира - как говорят, "типы рациональности". (см. Приложение №1)

Классическая наука появляется в результате научной революции XVII века. Она все еще связана пуповиной с философией, потому что математика и физика продолжают считаться разделами философии, а философия - наукой. Философская картина мира строится естествоиспытателями как научная механистическая картина мира. Такое научно-философское учение о мире называется "метафизическим". Оно получается на основе классического типа рациональности , который складывается в классической науке. Ему характерны детерминизм (представление о причинно-следственной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности), понимание целого как механической суммы частей , когда свойства целого определяются свойствами частей, а каждая часть изучается одной наукой, и вера в существование объективной и абсолютной истины, которая считается отражением, копией природного мира . Основоположники классической науки (Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, Р. Декарт, Ф. Бэкон и др.) признавали существование Бога-творца. Они полагали, что он творит мир в соответствие с идеями своего разума, которые воплощаются в объектах и явлениях. Задача ученого - открыть божественный замысел и выразить его в виде научных истин. Их представление о мире и познании и стало причиной появления выражения "научное открытие" и понимания сущности истины: коль скоро ученый открывает то, что существует помимо него и лежит в основе всех вещей, научная истина объективна и отражает реальность. Однако по мере увеличения знаний о природе классическое естествознание все больше приходило в столкновение с идеей неизменных законов природы и абсолютности истины.

Тогда на рубеже ХIХ-ХХ вв. происходит новая революция в науке, в результате которой разрушились существовавшие метафизические представления о строении, свойствах, закономерностях материи (взгляды на атомы как неизменные, неделимые частицы, на механическую массу, на пространство и время, на движение и его формы и т.д.) и появился новый тип науки - неклассические науки. Для неклассического типа рациональности характерен учет того, что объект познания , а, следовательно, и знание о нем, зависят от субъекта, от используемых им средств и процедур.

Бурное развитие науки в ХХ веке снова изменяет лицо науки, поэтому говорят, что наука во второй половине ХХ столетия становится другой, постнеклассической. Для постнеклассической науки и постнеклассического типа рациональности характерны: появление междисциплинарных и системных исследований, эволюционизм, использование статистических (вероятностных) методов, гуманитаризация и экологизация знания. Об этих особенностях современной науки следует сказать подробнее.

Появление междисциплинарных и системных исследований тесно связаны. В классической науке мир представлялся состоящим из частей, его функционирование определялось закономерностями составляющих частей, причем каждая часть изучалась определенной наукой. В ХХ веке у ученых появляется понимание того, что мир нельзя рассматривать как "состоящий из частей", но нужно рассматривать как состоящий из различных целостностей, обладающих определенной структурой - то есть из систем различного уровня. В нем все взаимосвязано, часть выделить нельзя, потому что часть не живет вне целого. Есть проблемы, решение которых невозможно в рамках старых дисциплин, но только на стыке нескольких дисциплин. Осознание новых задач потребовало новых методов исследования, нового понятийного аппарата. Привлечение знания из разных наук для решения подобных задач привело к возникновению междисциплинарных исследований, составлению комплексных программ исследований, чего в рамках классической науки не было, и внедрение системного подхода.

Примером новой синтетической науки является экология: она строится на основании знаний, почерпнутых из многих фундаментальных дисциплин - физики, химии, биологии, геологии, географии, а также гидрографии, социологии и др. Она рассматривает окружающую среду как единую систему, включающую ряд подсистем, таких как живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество и косное вещество. Все они связаны между собой, и вне целого исследоваться не могут. В каждой из этих подсистем выделяются свои подсистемы, существующие во взаимосвязях с другими, например, в биосфере - сообщества растений, животных, человек как часть биосферы и т. д.

В классической науке системы также выделялись и исследовались (например, Солнечная система), но иначе. Спецификой современного системного подхода является акцент на системах другого, нежели в классической науке, рода. Если ранее главное внимание в научном исследовании обращалось на устойчивость, и речь шла о закрытых системах (в которых действуют законы сохранения), то сегодня ученых интересуют в первую очередь открытые системы, характеризующиеся нестабильностью, изменчивостью, развитием, самоорганизацией (их изучает синергетика).

Возрастание в современной науке роли эволюционного подхода вязано с распространением возникнувшей в XIX веке идеи эволюционного развития живой природы в XX веке и на неживую природу. Если в XIX веке идеи эволюционизма были характерны для биологии и геологии, то в XX веке эволюционные концепции стали складываться в астрономии, астрофизике, химии, физике и других науках. В современной научной картине мира Вселенная рассматривается как единая эволюционирующая система, начиная с момента ее образования (Большого Взрыва) и кончая социокультурным развитием.

Все больше используются статистические методы. Статистические методы представляют собой методы описания и изучения массовых явлений и процессов, допускающих численное выражение. Они не дают одной истины, но дают различные проценты вероятности. Гуманитаризация и экологизация постнеклассической науки подразумевают выдвижение новых целей для всех научных исследований: если раньше целью науки была научная истина, то сейчас на первый план выдвигаются служение целям совершенствования человеческой жизни, установление гармонии между природой и обществом. Гуманитаризация знания демонстрируется, в частности, принятием в космологии (учении о космосе) принципа антропности (от греч. "антропос" - "человек"), суть которого в том, что свойства нашей Вселенной обусловливаются наличием в ней человека, наблюдателя. Если ранее считалось, что человек не может влиять на законы природы, принцип антропности признает зависимость Вселенной и ее законов от человека.

Наука – явление историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов:

-классический (XVII–XIX вв.) – наука перестает быть частным, «любительским» занятием, становится профессией. Идет процесс десакрализации познавательной деятельности, возникает опытное естествознание, в которомгосподствует объективный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения. Создаются фундаментальные и специальные теории.

- неклассический (первая половина XX в. ), который связан с возникновением «Большой науки», создаются основные теории современного истолкования мира (теория относительности, новая космология, ядерная физика, квантовая механика, генетика и др.). Отвергается представлениеоб изучаемой реальности как не зависящей от средств ее познания. Неклассическаянаука осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности. Раскрытие сущности этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описанияи объяснения мира. Идет фронтальное внедрение научных идей в технически инновации, в производство и быт.

- постнеклассический (вторая половина XX в.), когда наука становится предметом всесторонней опеки государства, элементом его системы. Она реализует масштабные проекты типа атомной или космической программы, экологический мониторинг и т.д. В гносеологическом отношении этот период связан с формированием идей постнеклассической науки, учитывающей соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и ценностно-целевыми структурами.

ОСНОВНЫЕ ВЕРСИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУКИ.

Относительно возникновения науки существуют пять точек зрения:

· Наука была всегда, начиная с момента зарождения человеческого общества, так как научная любознательность органично присуща человеку;

· Наука возникла в Древней Греции, так как именно здесь знания впервые получили свое теоретическое обоснование (общепринятое);

· hНаука возникла в Западной Европе в XII-XIV вв., поскольку проявился интерес к опытному знанию и математике;

· Наука начинается в XVI-XVIIвв., и благодаря работам Г. Галилея, И. Кеплера, X. Гюйгенса и И. Ньютона, создается первая теоретическая модель физики на языке математики;

· Наука начинается с первой трети XIXв., когда исследовательская деятельность была объединена с высшим образованием.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК.

Сложную, но очень важную проблему представляет собойклассификация наук. Разветвленная система многочисленных и многообразных исследований, различаемых по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности, сфере применения и т. п., практически исключает единую классификацию всех наук по одному основанию. В самом общем виде науки делятся на естественные, технические, общественные (социальные) и гуманитарные.

Кестественным наукам относятся науки:

§ о космосе, его строении, развитии (астрономия, космология, космогония, астрофизика, космохимия и проч.);

§ Земле (геология, геофизика, геохимия и др.);

§ физических, химических, биологических системах и процессах, формах движения материи (физика и т. п.);

§ человеке как биологическом виде, его происхождении и эволюции (анатомия и т. д.).

Технические науки содержательно основываются на естественных науках. Они изучают разлииные формы и направления развития техники (теплотехника, радиотехника, электротехника и проч.).

Общественные (социальные ) науки также имеют ряд направлений и изучают общество (экономика, социология, политология, юриспруденция и т. п.).

Гуманитарные науки - науки о духовном мире человека, об отношении к окружающему миру, обществу, себе подобным (педагогика, психология, эвристика, конфликтология и др.).

Между блоками наук имеются связующие звенья; одни и те же науки могут частично входить в разные группы (эргономика, медицина, экология, инженерная психология и др.), особенно подвижна грань между общественными и гуманитарными науками (история, этика, эстетика и проч.).

Особое место в системе наук занимаютфилософия, математика, кибернетика, информатика и т. п., которые в силу своего общего характера применяются в любых исследованиях.

В ходе исторического развития наука из занятия одиночек (Архимед) постепенно превращается в особую, относительно самостоятельную форму общественного сознания и сферу человеческой активности. Она выступает как продукт длительного развития человеческой культуры, цивилизации, особый общественный организм со своими типами общения, разделения и кооперирования отдельных видов научной деятельности.

Роль науки в условиях научно-технической революции постоянно растет. Среди ее основных функций необходимо назвать следующие:

§ мировоззренческая (наука объясняет мир);

§ гносеологическая (наука способствует познанию мира);

§ преобразующая (наука выступает фактором общественного развития: она лежит в основе процессов современного производства, создания передовых технологий, существенно увеличивая производительные силы общества).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК.

Классификацией юридических наук называется способ группировки (деления) по какому – либо критерию, называемому основанием классификации (деления). Юридические науки можно классифицировать по различным основаниям, но в теории государства и права получило признание классификации юридических наук только по такому основанию как предмет.

Поэтому юридические науки в литературе классифицируются следующим образом:

а) общетеоретические (общая теория государства и права, общая теория правовой системы общества);

б) исторические (история государства и права России, всеобщая история государства и права и др.);

в) отраслевые (гражданское, семейное, уголовное право и т.п.);

г) прикладные (судебная статистика, криминалистика и др.);

д) юридические науки, изучающие иностранное право (государственное права зарубежных стран и т.п.);

е) международно-правовые науки (частное, публичное, морское, космическое право и др.).

23. СТЫКОВЫЕ НАУКИ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

"Стыковые" науки выражают наиболее общие, существенные свойства и отношения, присущие совокупности форм движения. В связи с тем, что резких границ между отдельными науками и научными дисциплинами нет, особенно в последнее время, в современной науке значительное развитие получили междисциплинарные и комплексные исследования, объединяющие представителей весьма далеких друг от друга научных дисциплин и использующие методы разных наук. Все это делает проблему классификации наук весьма сложной.

Примеры: Биохимия и Биофизика