Все о тюнинге авто

Мои учителя. Сборник идеальных эссе по обществознанию Почему автору рассказчику захотелось написать о школе

Вариант 2 Часть 2 Прочтите текст и выполните задания 2-14 (1) Давно мне хочется написать о школе. (2) Книг об этом, и хороших, написано немало, но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остается от учителя, от класса в характере человека. (3) Кроме знаний. (4) В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. (5) Плохие или хорошие. (6) Одни учителя помнятся, другие нет, одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. (7) И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. (8) Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины. (9) То же самое происходит с нашими впечатлениями и воспоминаниями об учителях. (10) Когда учитель ставит отметку ученику, то ведь и ученик одновременно как бы ставит отметку учителю. (11) За справедливость, за объективность. (12) И вместе с отвечающим учеником отметку эту ставит и весь класс. (13) Взаимность эта хорошо известна опытным учителям. (14) Наша любовь к учителям складывалась из таких отметок. (15) Разумеется, не только из них. (16) Любовь рождалась по-разному. (17) Талантливых учителей не так уж много. (18) Талант всегда редкость. (19) Кроме таланта, есть и другое – есть еще любимые учителя. (20) Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. (21) Наверное, можно заслужить любовь, не имея отпущенных природой педагогических способностей. (22) Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно. (23) Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. (24) Кто из них получал нашу любовь? (25) За что? (26) Физику преподавал нам известный профессор З. (27) Он блестяще ставил опыты, он умел сказать доходчиво, образно, и наше «физическое» воспитание было отличным. (28) Но! (29) Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молодой учительнице Ксении Евгеньевне, вернее, мы полюбили ееи через нее уже учебный предмет. (30) Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но все равно мы ее любили. (31) Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их. (По Д.А.Гранину) Даниил Александрович Гранин (р. 1919) – русский советский писатель и общественный деятель, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России, а также премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства. Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему автору-рассказчику захотелось написать о школе?» 1) Школа оставляет в характере каждого человека особый след. 2) Школа – прекрасная пора детства. 3) Школа – место, где ребята получают отличные знания. 4) У рассказчика нахлынули воспоминания. Ответ: ___________________________ Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: «Он блестяще ставил опыты, он умел сказать доходчиво, образно, и наше «физическое» воспитание было отличным». Ответ: ___________________________ Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется рядом стоящим согласным. Ответ: ___________________________ Из предложений 11-14 выпишите слово, в котором правописание суффиксаопределяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к первому спряжению. Ответ: ___________________________ Замените разговорное слововрезались (предложения 6) нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. Ответ: ___________________________ Замените словосочетание талантливых учителей (предложение 17), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________ Выпишите грамматическую основу предложения 1. Ответ: ___________________________ Среди предложений 20-23 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер. Ответ: ___________________________ В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Нет,¹ тут действуют иные,² глубоко скрытые,³ очевидно,4 сложные причины. Талантливым стать нельзя,5 а вот любимым стать можно. Ответ: ___________________________ Укажите количество грамматических основ в предложении 30. Ответ: ___________________________ В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложногопредложения, связанными сочинительной связью. Книг об этом,¹ и хороших,² написано немало,³ но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остается от учителя,4 от класса в характере человека.Наверное,5 любимых учителей больше,6 чем талантливых. Ответ: ___________________________ Среди предложений 22-28 найдитесложное предложение с бессоюзной и союзной (сочинительной) связью.Напишите номер этого предложения. Ответ: ___________________________ Среди предложений 3-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер. Ответ: ___________________________ Часть 3 Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3. Как Вы понимаете значение выражения ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Каждый ли человек может быть учителем?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Материалы для подготовки к экзамену
по новой форме в 9-м классе

Данный материал может быть полезен учителям, готовящим девятиклассников к экзаменам по русскому языку по новой форме. Предложенные варианты экзаменационных работ включают тексты из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы». Авторы-составители: Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова (М.: Дрофа, 2006 г.). К каждому из вариантов следует прилагать инструкцию для учащихся по выполнению работы.

Инструкция для учащихся по выполнению работы

Эта инструкция поможет вам правильно организовать свое время и успешно справиться с работой.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 4 часа (240 минут). Работа состоит из трех частей.

Часть 1 подробное изложение прослушанного текста. Рекомендуем отвести на выполнение первой части экзаменационной работы 75 минут.

Часть 2 – чтение предложенного текста и выполнение заданий. Сначала вам будут розданы бланки с текстом и заданиями.

Вам предлагается сравнить содержание прослушанного и прочитанного текстов. Для этого внимательно прочитайте текст, стараясь понять его содержание. Затем приступайте к выполнению заданий с выбором ответа (таких заданий 10). Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из них правильный. Отвечайте только после того, как вы поймете вопрос и проанализируете все варианты ответа.

Обведите цифру правильного ответа кружочком. Рекомендуем отвести на выполнение второй части экзаменационной работы 45 минут.

Часть 3 написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прослушанного и прочитанного текстов. Рекомендуем отвести на выполнение этой части работы 120 минут.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Все три части работы нужно выполнить обязательно и в том порядке, в котором они предлагаются.

Во время экзамена вы можете пользоваться словарями.

Будьте внимательны! Делайте все тщательно, неторопливо. Будьте уверены в своих силах!

Приступайте к выполнению работы.

ВАРИАНТ I

1.1.

Замечательный человек, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал в нашей школе русский язык и литературу. На его уроках меня поражало то, что за одним коротеньким словом может скрываться так много смысла и значений, что все-то можно постичь с помощью слова, и человек, знающий его, владеющий им, есть человек большой и богатый.

Когда у нас пробудился интерес к литературе, Игнатий Дмитриевич стал приносить на уроки свежие журналы, книжки, открытки и обязательно читал нам вслух минут десять – пятнадцать, и мы все чаще и чаще просиживали даже перемены, слушая его.

Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а сочинять, творить самим.

Однажды Игнатий Дмитриевич стремительно влетел в класс, велел достать тетради, ручки и писать о том, кто и как провел летние каникулы. Класс заскрипел ручками.

Не далее месяца назад я заблудился в заполярной тайге, пробыл в ней четверо суток, смертельно испугался поначалу, потом опомнился, держался по-таежному умело, стойко, остался жив и даже простуды большой не добыл. Я назвал свое школьное сочинение «Жив».

Никогда еще я так не старался в школе, никогда не захватывала меня с такой силой писчебумажная работа. С таким волнением ждал я раздачи тетрадей с сочинениями. Кипа тетрадей на классном столе становилась все меньше и меньше, и скоро там сиротливо заголубела тоненькая тетрадка. «Моя!» Учитель взял ее, бережно развернул – у меня сердце замерло в груди, жаром пробрало. Прочитав вслух мое сочинение, Игнатий Дмитриевич поднял меня с места, долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого особенно дорогую похвалу: «Молодец!».

Когда в 1953 году в Перми вышла первая книжка моих рассказов, я поставил первый в жизни автограф человеку, который привил мне уважительность к слову, пробудил жажду творчества.

(284 слова)
(По В.Астафьеву)

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2.1–2.10

1) Давно мне хочется написать о школе. 2) Книг об этом, и хороших, написано немало, но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме – что остается от учителя, от класса в характере человека. 3) Кроме знаний. 4) В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе.

5) Талантливых учителей не так уж много. 6) Талант – всегда редкость. 7) Но, кроме таланта, что, как говорится, от человека не зависит и отпускается ему свыше, есть и другое – есть еще любимые учителя.

8) Может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникала из нравственного облика учителя. 9) Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. 10) Наши учителя математики и литературы преподавали нам, кроме своих предметов, какие-то нравственные начала. 11) Самые простейшие – аккуратность, правдивость, точность, терпение – словом, то, что называлось прописями. 12) Это по-своему входило в математику и по-своему – в географию.

13) И впоследствии я замечал в школьной жизни моей дочери, что понятие любимого учителя всегда было связано и с нравственным учительством, с теми людьми, которые учат, «как жить». 14) И наоборот: отсутствие этого нравственного начала характерно для «нелюбимых» учителей.

15) Я говорю об этом потому, что проблемы того же порядка возникают в нашей писательской работе. 16) Можно писать вещи занимательные, остросюжетные, описательные, и книги такого рода существуют, читаются и делают свое полезное дело. 17) Обеспечивают «информацией», которую ценит нынешний читатель. 18) Однако я уверен: такого рода книги не могут стать сколько-нибудь заметным явлением в духовной жизни общества. 19) Русская литература всегда была сильна своими нравственными исканиями. 20) В ней, если угодно, всегда звучала нота проповедничества. 21) И Толстой, и Чехов, и Горький каждый по-своему, но проповедовали. 22) И учитель для меня – это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник.

(По Д.Гранину)

2.1. Какая общая мысль объединяет

1) Любимые учителя надолго остаются в нашей памяти.

2) Только любимые учителя учат, как жить.

3) Выбор дальнейшего жизненного пути может подсказать школьный учитель.

4) Тот, кто полюбил в школе литературу, обязательно станет писателем.

1) Талантливых учителей, как и талантливых учеников, не так уж мало.

2) Отношение к учителю зависит от его внешнего облика.

3) Учитель – это прежде всего воспитатель и проповедник.

4) От учителя и от класса в человеке остается только хорошее.

1) Разговорный стиль, рассуждение с элементами повествования;

3) художественный стиль, описание с элементами рассуждения;

4) научно-популярный стиль, повествование с элементами описания.

2.4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью однокоренного слова?

1) 2; 2) 6; 3) 12; 4) 18.

проповедник в прочитанном тексте (предложение 22)?

1) Священнослужитель;

2) воспитанник;

3) наставник;

4) преподаватель.

2.6. В каком из слов букв меньше, чем звуков (предложение 7)?

2) говорится;

остросюжетный (предложение 16)?

1) Приставочный;

2) суффиксальный;

3) бессуффиксный;

4) сложение.

по-своему (предложение 21)?

1) Наречие;

2) причастие;

3) прилагательное;

4) местоимение.

2.9. Какое из предложений не осложнено вводным словом?

1) 4; 2) 8; 3) 9; 4) 18.

2.10. Какая характеристика предложения 18 является верной?

1) Сложноподчиненное;

2) сложносочиненное;

3) простое;

4) сложное бессоюзное.

ВАРИАНТ II

1.2. Прослушайте текст и напишите его подробное изложение

Жизнь была уже полна звуков. Густо населенные зверьем, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного хора голосов. Человек жил тут же рядом, внушая к себе уважение и вызывая страх. Однако его голос почти не выделялся из разноголосицы природы, частью которой он себя считал.

Но однажды, как рассказывает предание, на поляну вступил юноша. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, незнакомый обитателям леса. Его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Но на луке была одна тетива, а здесь семь, и укреплены они так, что для стрелы нет упора. Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышали ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то, давно забытое или потерянное, что-то, разлитое в самой природе, но еще никем не извлеченное. Словно бы пчелы, вместо того чтобы собирать сладость цветов, решили нанизывать все лучшее, что содержал мир звуков, и юноша услышал это и воспроизвел. И хотя это не напоминало знакомые голоса или шумы природы, но будило какой-то странный отзвук и властно тянуло к себе, заставляя презреть выработанные веками осторожность, страх и вражду.

Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя все, что его переполняло, не заботясь о слушателях. А их с каждым мгновением прибывало все больше и больше. Царственно прошагал лев и лег, склонив огромную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Деревья привстали – и, казалось, вот-вот шагнут навстречу певцу.

Музыканта звали Орфей. Он не мог похвастаться знатностью своего рода. Не совершал он подвигов, подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава.

(284 слова)
(По А.Немировскому)

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2.1–2.10

1) Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. 2) Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. 3) Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. 4) Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. 5) Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. 6) Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. 7) Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. 8) Однако странник не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. 9) Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. 10) Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. 11) Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно…

(А.Платонов)

2.1. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1) Звуки музыки приятны лишь на фоне естественной природы.

2) Музыка – это огромная эстетическая сила, воздействующая на слушателя.

3) Слава музыканта всегда выше любого подвига.

4) Музыка – это одно из надежных средств материального обеспечения человека.

1) Музыка способна увлечь жить высшей и прекрасной жизнью.

2) Вечером музыку люди слушают всегда внимательнее, чем днем.

3) На бульваре музыка сильнее воздействует, чем в концертном зале.

4) Музыка вызывает только горькие слезы.

2.3. К какому стилю и типу относится текст?

1) Художественный стиль, повествование с элементами рассуждения;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) разговорный стиль, описание;

4) научно-популярный стиль, описание с элементами рассуждения.

2.4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательного наречия?

1) 2; 2) 5; 3) 8; 4) 10.

2.5. Какое значение имеет слово прекрасная в прочитанном тексте (предложение 5)?

1) Материально обеспеченная;

2) интеллектуально развитая;

3) духовно богатая;

4) беззаботно веселая.

2.6. В каком слове звуков больше, чем букв (предложение 8)?

3) деньги;

2.7. Каков способ образования слова изредка (предложение 5)?

1) Приставочный;

2) суффиксальный;

3) бессуффиксный;

4) приставочно-суффиксальный.

2.8. Какой частью речи является слово однако (предложение 8)?

1) Прилагательное;

2) наречие;

4) числительное.

2.9. В состав какого сложного предложения входит простое, осложненное обособленным обстоятельством?

1) 2; 2) 4; 3) 10; 4) 11.

2.10. Какая характеристика предложения 4 является верной?

1) Сложное бессоюзное;

2) сложноподчиненное;

3) сложносочиненное;

4) сложное с подчинительной и сочинительной связью.

Ответы к тестовым заданиям

Вариант I 2.1 – 1; 2.2 – 3; 2.3 – 2; 2.4 – 2; 2.5 – 3; 2.6 – 3; 2.7 – 4; 2.8 – 1; 2.9 – 3; 2.10 – 4.

Вариант II

2.1 – 2; 2.2 – 1; 2.3 – 1; 2.4 – 2; 2.5 – 3; 2.6 – 1; 2.7 – 4; 2.8 – 3; 2.9 – 3; 2.10 – 4.

М.А. БУСЫГИНА,
школа № 1,
пос. Тисуль,
Тисульский р-н,
Кемеровская обл.

Учитель… Сколько родного и всепрощающего слилось в этом слове! Сколько воспоминаний извлекается из недр человеческой памяти при «соприкосновении» с ним! ...

Я согласна с точкой зрения автора. Нельзя переоценить вклад преподавателя, наставника и «проповедника»в создании нашей духовной целостности. Таким ценным товарищем может стать, разумеется, и школьный педагог, и человек, встретившийся нам по жизни и многому научивший.

Множество примеров, подтверждающих это, существует как в русской, таки в зарубежной литературе.В лирическом произведении А. С. Пушкина «Няне» поэт обращается к Арине Родионовне, няне, ставшей для него важнейшим другом, учителем и просто близким человеком: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя! Отношение лирического героя проникнуто трепетом и любовью, а так как лирический герой произведений А. С. Пушкина автобиографичен, с уверенностью можно сделать вывод, что с подобной нежностью относился и сам поэт к няне, которая являлась для него важнейшим наставником. В произведении «Уроки французского» В. Г. Распутин изображает доверительные отношения подростка и учительницы Лидии Михайловны, которая всеми силами старалась помочь мальчику, не имеющему возможности даже нормально питаться.Подыскивая все возможные варианты, при которых подросток сможет принять ее помощь, учительница показывала, что судьба своего подопечного и за пределами школы очень волнует ее, человека, искренне желающего помочь. Учитель…Сколько тепла и света находится в этом простом слове, ставшем родным и олицетворяющем собой человека, отдавшего нам частичку своей души.

Обновлено: 2017-09-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

(1)Давно уже хочется написать о школе. (2)Книг об этом написано немало, но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме - что остается от учителя, от класса в характере человека. (3)Кроме знаний.

(4)Когда учитель ставит отметку ученику, то ведь и ученик одновременно как бы ставит отметку учителю. (5)3а справедливость, за объективность. (6)И вместе с отвечающим учеником отметку эту ставит и весь класс. (7)Наша любовь к учителям складывалась из таких отметок. (8)Разумеется, не только из них. (9)Любовь рождалась по-разному.

(10)Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. (11)Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно. (12)Думая об этом, я вспоминаю бывших своих учителей. (13)Кто из них получал нашу любовь? (14)В десятом классе физику преподавал нам известный профессор, и наше «физическое» воспитание было отличным. (15)Но! (16)Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молоденькой учительнице. (17)Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы любили её. (18)Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.

(19)Но может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникала из нравственного облика учителя. (20)Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. (21)Наши учителя преподавали нам кроме своих предметов какие-то нравственные начала. (22)И учитель для меня - это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник.

(23)Учитель может и должен учить жить. (24)Я вкладываю в эти слова самые простые понятия. (25)Простые и понятные, как русские пословицы. (26)3ачем люди трудятся, к чему приводит жадность, почему нельзя врать, почему надо жалеть животных - словом, истины, казалось бы, элементарные, очевидные, но нужно, чтобы они были произнесены.

(27)Убедился я и в том, что хороший учитель почти всегда создает и дружный хороший класс. (28)И за это, может, самое большое спасибо учителям. (29)Потому что школьные друзья - дорогое богатство каждого из нас.

(30)Спустя десятилетия, вспоминая об учителях моей школы, вижу, как многим хорошим я обязан им. (31)Вспоминаются не знания, не предметы, а то человеческое, что вкладывали в нас.

(По Д. Гранину)

Показать текст целиком

Учитель… Сколько родного и всепрощающего слилось в этом слове! Сколько воспоминаний извлекается из недр человеческой памяти при «соприкосновении» с ним! В данном для анализа тексте Д.А.Гранин ставит проблему значимости учителя в жизни человека.

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Д.А.Гранин рассуждает о роли учителя, вспоминания свои школьные годы. «…Учитель для меня – это прежде всего воспитатель, а значит и проповедник», - отмечает автор, указывая степень важности учителя, развивающего в нас духовную и нравственную основу . Безусловно, учитель делится с нами мудростью, бесценными знаниями, которые наверняка пригодятся по жизни , однако автор замечает что «вспоминаются не знания, не предметы, а то человеческое, что вкладывали в нас». Автор с чувством трепета и благодарности размышляет о великой роли учителя в человеческой жизни, и данные чувства, безусловно, передаются читателю.


Диагностическая работа в формате ОГЭ - 2015

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание записывается в бланке ответов №2.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 14 заданий (2– 14).

Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе (бланк ответов №2).

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

1

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1) Давно мне хочется написать о школе. (2) Книг об этом, и хороших, написано немало, но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остается от учителя, от класса в характере человека. (3) Кроме знаний. (4) В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе. (5) Плохие или хорошие. (6) Одни учителя помнятся, другие нет, одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. (7) И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. (8) Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины. (9) То же самое происходит с нашими впечатлениями и воспоминаниями об учителях.

(10) Когда учитель ставит отметку ученику, то ведь и ученик одновременно как бы ставит отметку учителю. (11) За справедливость, за объективность. (12) И вместе с отвечающим учеником отметку эту ставит и весь класс. (13) Взаимность эта хорошо известна опытным учителям. (14) Наша любовь к учителям складывалась из таких отметок. (15) Разумеется, не только из них. (16) Любовь рождалась по-разному. (17) Талантливых учителей не так уж много. (18) Талант всегда редкость.

(19) Кроме таланта, есть и другое – есть еще любимые учителя. (20) Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. (21) Наверное, можно заслужить любовь, не имея отпущенных природой педагогических способностей. (22) Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.

(23) Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. (24) Кто из них получал нашу любовь? (25) За что? (26) Физику преподавал нам известный профессор З. (27) Он блестяще ставил опыты, он умел сказать доходчиво, образно, и наше «физическое» воспитание было отличным. (28) Но! (29) Но физику мы полюбили раньше, полюбили благодаря молодой учительнице Ксении Евгеньевне, вернее, мы полюбили ее и через нее уже учебный предмет. (30) Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но все равно мы ее любили. (31) Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их.

(По Д.А. Гранину)

Даниил Александрович Гранин (р. 1919) – русский советский писатель и общественный деятель, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии России, а также премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства.

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр

или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа

в тексте работы.

2

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос : «Почему автору-рассказчику захотелось написать о школе

    Школа оставляет в характере каждого человека особый след.

    Школа – прекрасная пора детства.

    Школа – место, где ребята получают отличные знания.

    У рассказчика нахлынули воспоминания.

Ответ:

3

Укажите средство речевой выразительности, которое используется в предложении: «Он блестяще ставил опыты, он умел сказать доходчиво, образно, и наше «физическое» воспитание было отличным» .

Ответ: ___________________________

4

Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется рядом стоящим согласным.

5

Из предложений 11-14 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к первому спряжению.

Ответ: ___________________________

6

Замените разговорное слово врезались (предложения 6) нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________

7

Замените словосочетание талантливых учителей (предложение 17), построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________

8

Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Ответ: ___________________________

9

Среди предложений 20-23 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

10

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Нет,¹ тут действуют иные,² глубоко скрытые,³ очевидно, 4 сложные причины. Талантливым стать нельзя, 5 а вот любимым стать можно.

Ответ: ___________________________

11

Укажите количество грамматических основ в предложении 30.

Ответ: ___________________________

12

В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Книг об этом,¹ и хороших,² написано немало,³ но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остается от учителя, 4 от класса в характере человека. Наверное, 5 любимых учителей больше, 6 чем талантливых.

Ответ: ___________________________

13

Среди предложений 22-28 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной (сочинительной) связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

14

Среди предложений 3-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.

Ответ: ___________________________

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.

Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Михаила Васильевича Ломоносова: «Российская грамматика есть знание, как говорить и писать чисто русским языком по лучшему, рассудительному его употреблению». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Михаила Васильевича Ломоносова.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста: «Наша любовь к учителям складывалась из таких отметок» . Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3

Как Вы понимаете значение выражения ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Каждый ли человек может быть учителем?» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключ

За верное выполнение заданий части 2 диагностической работы ученик получает по одному баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Номер задания