Все о тюнинге авто

Палиндромы. Палиндромы, или фразы-перевертыши Расшифруй предложения палиндромы енот лодка белка

Палиндромы - это слова и целые фразы, которые можно читать как слева направо, так и справа налево и при прочтении получится то же самое. Палиндромы есть практически во всех языках мира (пожалуй, кроме китайского), хотя бы потому, что есть элементарные палиндромы – имена людей, состоящие всего из 3-х букв, например, Боб.
Палиндромы посложнее, состоящие из нескольких слов встречаются уже далеко не во всех языках мира. Однако палиндромы на все буквы алфавита, такие длинные, и вообще ТАКОЕ их разнообразие есть ТОЛЬКО в русском языке.

Палиндромы из иностранных языков:
Bob
Nigro or gin?
Dogma: I am God (англ. догма: я - Бог)
Madam, I"m Adam. (англ. Мадам, я Адам)
Animal as Salamina.
Gabler Ruby — burrel bag.
Standart - smallest, sell Amstrad nats.
Zoo belt to be Russia, is sure bottle booz.
Evil fit some kill like me, kill like most, if live.
Do me?.. Kill I victim? Must summit civil like mod.

испанский язык: Anita lava la tina (Анита моет корыто)
финский язык: saippuakauppias (продавец мыла)
немецкий язык: Reit nie tot ein Tier (Никогда не гони животное до смерти)
латинский язык: Sum summus mus (Я - сильнейшая мышь)
турецкий язык: Anastas kazak satsana (Анастас, продай свитер)
эсперанто: Ora trovo: vortaro (Золотая находка: словарь)

Палиндромы на русском языке:
Кок
Дед
Кабак
Шалаш
В резерв!
Амур ума
Ужо рожу
Я ем змея
И дев веди
Театр тает
Утоп в поту
Город дорог
Медея! Едем!
Цепок скопец
Он же нежно!
Терпит и прет
Рембо обмер
Олудили дуло
Тя, Дуся, судят
И лапу щупали
Тюлень не лют
Голорук уролог
Не рад: одарен
Я думаю, а мудя...
Не сапог опасен
А мокра саркома
Уверен и не реву
Я с ужаса сажуся
Мастер жрет сам
Утроба - аборту
Я б если бил себя
Я спился, я слипся
Я не стар брат Сеня
Цена Тани на танец?
То нелепо сопел енот
Жук актер врет как уж
Оголи жопу пожилого
Ужас самки к массажу
Веер веял для евреев
Голо и босо - биолог
Зело лемур умело лез
Морг у базы, за бугром
А взял и заразил, язва!
Я уж ревел, клевер жуя
Аргентина манит негра
Ерхов рвал лавр в охре
А как утро - во рту кака
Дело логики - гололед
Диван незаразен на вид
Огонь - лоб у больного
Лакал пиво Иов и плакал
А к яблоне фенол - бяка
Давала попу. Попала в ад
Я супермен - ем репу-с я
Но тел белок колеблет он
На баклажан нажал кабан
Он не вор, кто откровенно
Яиц нет - опала потенция
Мог оратор о ворота рогом
Хер оторван. На в рот орех
Лида, ланцет отец наладил
Он во геологии голое говно
Рота, Иванов, - он авиатор
Ого, родео! Ню юное дорого
На вид ангел, а лег на диван
Модно - купите типу кондом
О, там холера, харе лохмато...
Тузам - анализ ила на мазут
Не зело пурген негру полезен
Несу кваса - у папуаса вкусен
Тираж? Но Мила лимон жарит!
Рожа хуем у Вас, а в уме ухажор.
Теу Рик о лбы доводы блокирует.
Теу Рик алкаш и шишак лакирует.
Но не дам органа - громаден он
О, гутен морген, а негром не туго?
Адвокат - вор он: норов таков, да
Мина. Зад намок и команда за ним
Не лезь - зелен. Не зело полезен
Эх, на уху бы рыбу бы, рыбу Хуанхэ!
Жадна баба, жалела, жаба, бандаж
Гром в молебен - в небелом в морг
О, духи, от уборки микробу-то и худо
Ила попил. После сел. Сопли попали
Урод намок - лавры рвал командору.
То иди, то не иди... Сиди, енот. Идиот!
О, Верди ли пели, или и лепили древо?
Икар удобен в аду. Куда в небо, дураки?
"Вене дело лепишь?" - шипел оледенев.
Али зараз бацилла в овал лица заразила?
Не жив. До пола муди. Иду, малоподвижен
Але, Адгам! Акоп Юлю лапал, пока Магда ела
Я им - их манеж. Отчим, и что же нам? Химия.
Тип откусил нос собаки Бобика. Босс, он ли сук топит?
Она и Петр. Офицеру гони тетин огурец и фортепиано.
Вот семь лет и бюллетенит в тине тел любитель местов
Я игрок - о! Сорбеина лежала. Желание. Бросок. Оргия
Тело. Тревога. Лбам одиноко: кони, дома... Благо, вертолет.
И таз болит, и то... Да ну!- Перси с репу, надо тити лобзати
А ты б, о горе-сударь, ты б азбуку б забыть рад у серого быта!
Удар! То Вейсмана или Моргана громили - а нам сие в отраду!
Не отстоен он, нет, а храбр, добр, бодр, бархатен, но не отстоен
А не Лена видана на диване ли? И Лена видана на диване, Лена!
Зело полз Антипарх то вино пить - тип он и вот храпит - на зло полез
Марс близ Овна. На базар генерал в ларе негра за банан возил б. Срам!
Тер жен, а нес токмо радение о бодром мордобое, и недаром кот сена не жрет.
Карман, жена, но Какашкин - вор! О, Ковалева... Вела во коровник. Ша! Как она нежна! рак...
Али дума да кручина, так и лежу я, ем сено, да на брегу Оби молоко колом, ибо у Герба надо не смея: "Ужели Катани, чурка, дам удил, а??"

Палиндромы на все буквы алфавита:

А в Енисее - синева...
А вода течет адова...
А врет, стерва!
А луна канула...
Аргентина манит негра.
А роза упала на лапу Азора.
Ах, у маршала шрам уха.

Барин и раб.
Бел хлеб.

В аду зло полз удав.
Ведите, дети, дев.
Водила вниз инвалидов.
Во параша, Шарапов!
Вор около коров.
Вот сила типа капиталистов.

Гамбург. Груб маг.
Голод долог.
Гори, пирог!
Город массам дорог.

Да, искать такси - ад!
Дар гони, виноград!
Дев демон, но медведь.
Доклад дал код.
Дорога за город.
Дорог огород.

Ел барана Рабле.
Ел сопли, пил после.
Ереван - на вере.
Ешь немытого - ты меньше.

Жара. Гараж.
Жарит тираж.

Заждались. Сила - джаз!
Закопан напоказ.
Зона заноз.

И волю лови.
Изредка так дерзи.
Икар и раки.
Или рубили, или бурили...
Или липу пилили?
Или так сани нас катили?
И любит Сева вестибюли.
И Максим с мисками.
И масоны носами...

Йог, а нагой.

Кабан упал - и лапу набок.
Камень - не мак.
Кинь лед зебре, бобер-бездельник.
Кирилл - лирик.
Кит - на море романтик.
Ковал поп поплавок.
Коза ждала бал и лабала джазок.
Корысти ради дарит сырок.
Коттедж ждет ток.
Кот учен, но не чуток.

Лазер зарю разрезал.
Лазер звонко окно взрезал.
Лапоть топал.
Лев кота на ток вел.
Лёву дед увёл.
Лег на храм архангел.
Лезу на санузел.
Ленин Нин ел.
Лёша на полке клопа нашёл.
Лилипут сома на мосту пилил.
Лимон, но мил.
Лом о смокинги гни, комсомол!

Мастер врет сам.
Мастер жрет сам.
Мат и тут и там.
Матушку к шутам!
Милан и налим.
Миргороду дорог Рим.
Молебен о коне белом.
Молим о милом.
Мороз узором...

На вас саван!
На вид ангел, а лег на диван.
На в лоб, болван!
Нагло Бог оболган.
На доме чемодан.
Нажал кабан на баклажан.
Нам сила - талисман.
Намутили туман.
Негру - пурген.
Не чумаз, а замучен.

Ого! Вижу живого!
Ого, замучили чумазого!
Огонь –
Он в аду давно.
О, неси сено!

Палиндром - и ни морд ни лап!
Перечь, череп!
Пусто. Вот суп.

Рагу - у бар, а рабу - угар.
Ревел клевер.
Репу поп упер.
Ретив свитер.
Рос ум, как мусор.

Сенсация! Поп яйца снес!
Сирень - не рис.
Соло-голос.

Танец ему меценат.
Таракана - на карат.
Тарту дорог как город утрат.
Театр тает.
Теребили берет.
Торт с кофе - не фокстрот.

Уведи у вора корову и деву.
Уверен и не реву.
Угоним цирком мокриц миногу.
Удавы рвали лавры в аду.
Уму - опыты по уму.
Урки ели филе, икру.

Хана - мрак в карманах.
Хил он, худ, но дух лих.

Цемент - немец.
Цена: танец.

Чар врач.
Чар грач.

Шанс наш.
Шёлк клёш.

Щелка. Клещ.

Юна ню.
Юного догоню!

Я Апокалипсис испила, копая.
Я вижу, живя.
Я ем змея.
Я и не жив до движения.
Я их рана - анархия.
Яиц нет - о, потенция!
Я не жду ссуд, Женя.
Я не мил, и не женили меня.
Я нем: лимузин изумил меня.
Я пел, марки к икрам лепя.
Я рад, даря.
Я следом оделся.
Я солю лося.

Суперпалиндром - это состоящий из M (где M=NхN) букв отрывок текста, при расположении которого в квадратную таблицу размера NхN совпадает последовательность букв при прочтении следующими 4 способами:

1) по строкам слева направо и сверху вниз;
2) по столбцам сверху вниз и слева направо;
3) по строкам справа налево и снизу вверх;
4) по строкам снизу вверх и справа налево.

Классическим и самым простым суперпалиндромом 3х3 считается «Мир или Рим»:

М И Р
И Л И
Р И М

Суперпалиндром 4х4 есть также практически в любом языке мира, потому что он состоит из личных имен:

Нора. Омар. Рамо. Арон.
Н О Р А N O R A
О М А Р O M A R
Р А М О R A M O
А Р О Н A R O N

Но вот такое множество суперпалиндромов 5х5 и тем более суперпалиндром 7х7 встречается ТОЛЬКО в русском языке.

Суперпалиндромы:

Гене - денег.
Г Е Н
Е Д Е
Н Е Г

Кира. Икар. Раки. Арик.
К И Р А
И К А Р
Р А К И
А Р И К

Удав дeда, а дeд в аду
У Д А В
Д E Д А
А Д E Д
В А Д У

Ужели желал, ел, алел? А, лежи! - Лежу.
У Ж Е Л И
Ж Е Л А Л
Е Л А Л Е
Л А Л Е Ж
И Л Е Ж У

Лево пел, а повара в опале повел
Л Е В О П
Е Л А П О
В А Р А В
О П А Л Е
П О В Е Л

Цена тела банан, а на бале - танец
Ц Е Н А Т.
Е Л А Б А
Н А Н А Н
А Б А Л Е
Т А Н Е Ц

Он колот, но и липок, и лепил Оле Дело ли?
- Пел, и копил и он толокно.
О Н К О Л О Т
Н О И Л И П О
К И Л Е П И Л
О Л Е Д Е Л О
Л И П Е Л И К
О П И Л И О Н
Т О Л О К Н О

» Татьяны Бонч-Осмоловской, (http://www.palindromy.pl/palindromes_ru.htm), в той части, которая относится к палиндромам.

Палиндром , от греческогоpalindromos – движущийся назад, традиционно понимается как слово, которое одинаково читается как слева направо, так и справа налево.

Палиндромами называют слова, предложения, стихи или иные произведения, которые читаются одинаково как с начала, так и с конца (имеют симметричный порядок букв). По договоренности, на разделительные знаки типа запятых, точек, тире и т.д. требование прямой и обратной симметрии не накладывается.

Название „палиндром” имеет греческие корни: „палин” – „возвращаться” и „дромос” – „дорога”. Этот термин вошел во многие языки – в английский, французский, немецкий как „palindrome”, в испанский и итальянский – как „palindromо”, то же название принялось в русском языке. Исключением является латынь, где палиндром пишется как „versus recurrentes” . Конец цитаты.

А вот что говорится о палиндроме в «Большом энциклопедическом словаре эзотерики».

Сайт: www.youryoga.org

ПАЛИНДРОМ – или Перевертень, текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу; древний прием магических заклинаний, который в настоящее время сохранился в поэзии. (Вот пример классического старинного палиндрома: S А Т O R А R Е Р О Т Е N Е Т О Р Е R А R О Т А S. В средневековой Европе он считался волшебным). Оказывается, произнося палиндром, маг, во-первых, усиливает могущество заклинания прочитывая его дважды; и, во-вторых, защищает его, произнося текст с другого конца, так что смысл фразы не может исказиться. Заклинание превращается в подобие знаменитой амфисбены – змеи о двух головах, спереди и сзади. Но можно и не произносить какой-либо магический оборот вслух – достаточно написать его на бумаге. Вредоносные бумажки подбрасывают врагам, полезные – закладывают в амулеты. Заклинание, запечатленное на папиросной бумаге, можно свернуть в пилюлю и проглотить – от самых разных болезней. Таким образом, используют, например, знаменитый палиндром, исполненный в виде магического квадрата. Считается, что в таком виде текст обладает воистину фантастической силой. Этот палиндром в квадрате, равно читаемый как по вертикали, так и по горизонтали, слева направо и справа налево, способен к совершению великих чудес: успокаивать стихии и гасить пламя, помогать в борьбе с недугами, злыми духами, колдунами и ведьмами, а также исполнять любое желание. Смысл древней фразы за века утерян. Существуют разные версии, но ни одна не может претендовать на изначальный смысл формулы. Конец цитаты.

А вот, что говорится о вышеприведённом палиндроме. S А Т O R А R Е Р О Т Е N Е Т О Р Е R А R О Т А S в следующем источнике. (ashtray.ru/main/texts/palindrom/pal2.htm Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома… ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАЛИНДРОМА И ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ ДО XIX В.) Цитируется с сокращениями.

Палиндром «Sator Arepo tenet opera rotas», который немецкий источник называет самым древним и датирует IV в. н.э., является в то же время и уникальным «магическим квадратом», наглядно иллюстрирующим все системы письменности, в том числе и ки­тайскую. С.Бирюков определяет этот поджанр как квадропалиндром (21, 27).

В упоминаемой заметке указывается четыре способа его чте­ния: «горизонтальными рядами слева направо и сверху вниз; ря­дами справа налево и снизу вверх; вертикальными колонками сле­ва направо и, наконец, вертикальными колонками справа налево и снизу вверх» (118, 105). Австрийский композитор А.Веберн, ил­люстрировавший этим квадратом основной принцип додекафонной техники (лекция от 2 марта 1932г.), использовал и бустрофе­дон, давший новый вариант прочтения текста: «Sator орега tenet, tenet орега Sator».

Не случайно палиндром воспринимался как заклинание в виде особой магической формулы, ведь само слово «carmen» переводится и как стихотворение, песнь и как пророчество, заклинание. Подобная многозначность смысла свойственна и палиндрому, что воплощается в поливариантности переводов «магического» квад­рата: «Сеятель Арепо трудится, не покладая рук» — примечание Вилли Райха к лекциям А.Веберна «Путь к композиции на основе двенадцати тонов» (24, 83). В журнале «Наука и жизнь» перевод несколько иной: «Сеятель Арепо с трудом держит колёса» (118, 105). А.Бубнов предлагает свой вариант «Сеятель Арепо держит в деле колёса» (21,27). Автор примечаний к письмам А.Веберна, его ученик И.Польнауэр приводит дословный перевод знаменитого изречения: «Крестьянин (сеятель) Арепо (имя собственное) держит (направляет) в работе (рукой) плуг (колёса)». Он добавляет:«…фор­мула эта полна загадок. Между прочим и розенкрейцеры её знали и по-своему толковали» (24, 98).

В таком виде палиндром читается 4-мя способами: по горизонтальным и вертикальным рядам — слева направо и справа налево. Благодаря удивительным свойствам квадрата, в средневековье ему приписывали магическую силу. Помимо очистительных качеств, Sator Arepo защищал имущество и спящих людей от пожара, причем фраза считалась настолько чудодейственной, что наделялась способностью гасить огонь, если изобразить ее на деревянной дощечке и бросить эту дощечку в пламя. В 1742 году правитель Саксонии издал указ, чтобы в каждом доме держали под рукой такие дощечки — для борьбы с пожарами. Говорят даже, что эта формула входила в гербы пожарных частей в Германии и Лотарингии, наравне с несгораемой рептилией — саламандрой.

Верили, что такие надписи помогают от болезней и защищают от злых духов. «Квадраты с «сеятелем Арепо» высекались на сте­нах храмов и дворцов, а перейдя в средневековье, они попали на фасады некоторых христианских церквей» (118, 105). В суевериях язычников и христиан палиндром ассоциировался с халдейством, восточной магией из-за способа чтения… Поми­мо этого, повсеместно бытовало представление, что для того, что­бы вызвать дьявола, достаточно прочитать «Отче наш» задом на­перёд, то же делает ведьма, наводя порчу (Ч.Диккенс «Холодный дом», М.Твен «Приключения Тома Сойера»). Конец цитаты.

Цитирую. «Еще одну околопалиндромную форму, оборотень, скорее можно назвать антипалиндромом. Оборотнем (термин наш) называется обоюдочитаемый текст, обратное прочтение которого принципиально отличается от прямого, а в лучших образцах контрастирует с ним или дезавуирует его. Например: … Я ударю дядю, тётю радуя! (С. Гайдаров; обратное чтение: Я ударю тётю, дядю радуя! ) Понятие оборотня было введено в русскую палиндромистику лишь в начале 1990-х, к тому же придумать разночитаемый текст очень трудно – поэтому удачных оборотней по-русски известно крайне мало.» Конец цитаты.

Например, в сталинские времена за безобидную фразу «На Ритке снег» могли посадить надолго. Политическая направленность и у фразы Дмитрия Авалиани, напечатанной в ельцинское безвременье: «Лидер Боря..» — всего девять букв, прочитанные наоборот, несут такой смыл! Это высказывание относится к новому так сказать направлению — составление оборотней, в которых обратная фраза дополняет по содержанию основную, перекликается с ней по смыслу.

Издревле людей привлекало все волшебное, необъяснимое. Завораживало отражение предметов в зеркале, привлекала симметричность, которая часто проявляется в природе. С возникновением письменности появилась новая стезя для больших и маленьких открытий - завораживающая симметрия цифр, букв и знаков. Первоначально этому явлению придавался сакральный смысл. Некоторые люди старались давать своим детям имена, которые читались одинаково с обеих сторон: Алла, Анна, Лол, Нафан - считалось, что это приносит счастье. Древние славянские руны записывались по кругу или в виде их можно было прочитать с любой буквы и это придавало им особое, магическое значение. Буквосочетания, числа, знаки, слова, которые можно было прочитать в нескольких направлениях, люди договорились называть палиндромами.

Вербальные палиндромы

Палиндром (от греч. - "бегущий обратно") - это слова, тексты или некие словесные построения, которые одинаково (или с некоторыми допустимыми отклонениями) читаются по буквам с обеих сторон. Слова-перевертыши довольно часто встречаются в русском языке. Чаще всего это существительные, несущие в себе серьезную семантическую нагрузку: поп, казак, радар, комок, топот, наган и т. д. Такая же картина наблюдается и в других языках - китайском, удмуртском, татарском, испанском, немецком, французском. Из палиндромов создаются литературные произведения: стихи, поэмы, даже романы.

Прямоход и ракоход

Прямым текстом палиндрома называется такой, который читается в соответствии нормальным для данной письменности порядком чтения. Во всех видах латинского и кириллического письма направление слева направо именуется прямоходом, а обратный, справа налево - реверсом, или ракоходом. В XVII-XVIII веках в России фразы и слова-перевертыши назывались "рачьими стихами" и чаще всего носили шуточный характер. Позже в русской языковедческой практике палиндром стал именоваться перевертнем (по В. Хлебникову), однако при строгом рассмотрении эти словесные построения все-таки различаются. Синонимами термина "палиндром" также являются понятия "амфирифма" (В. Рыбинский) и "саморифма" (С. Кирсанов). Всем известен палиндром-афоризм Валерия Брюсова: "Я - арка края".

Монопалиндром и многострочный палиндром

Палиндромы записывают прозой или в форме стиха, т. е. разбивают на строки. Фразы-перевертыши ни стихом, ни прозой не являются, их можно отнести к афоризмам: "Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум".

Иногда слово-палиндром употребляется в заглавии литературного произведения. Например, книга стихов А. Вознесенского получила название "Аксиома самопоиска", а повесть В. Набирковой - "Ад как Да аД как дА". Если палиндром разбивается на строки, то подобное стихотворение может иметь форму монопалиндрома, то есть структуры, которая читается туда и обратно не построчно, а с конца до самого начала.

  • Ной и вера - шанс у Сиона
    Но Иисус на шаре - Вийон. (Дмитрий Авалиани.)

Бывают многострочные палиндромы, у которых каждая строка - перевертыш:

  • Ад - жажда!
    Ад - жар, вражда!
    Ад гонит иногда. (Владимир Гершуни.)

Такое стихотворение является перевертнем в самом строгом понимании этого термина.

Ось палиндрома

Некоторые исследователи классифицируют палиндромы по степени сложности. Для этого в практику изучения ввели понятие "палиндромическая ось" или "ось перевертня". Это воображаемая линия, которая проходит по буквам или между ними и делит текст-палиндром на две части так, чтобы буквы одной части являлись своеобразным реверсом другой его части. Например, слово-палиндром "Атаказаката", придуманное В. Брюсовым, имеет осевую букву "з". В строке Велимира Хлебникова "Сетуй, утес" ось перевертня проходит по букве "й". Исследователи считают, что введение в обиход зрительного понятия "ось" доказывает, что палиндромы - особые произведения словесно-изобразительного искусства.

Точные и неточные палиндромы

Точный палиндром читается в обе стороны абсолютно одинаково. К таким относится, например, слово-палиндром "казак" или фраза Ладыгина Николая "Мат и тут и там". Самая высокая степень точности предполагает, что в обратном чтении сохраняется не только полная буквенная идентичность, но и места пробелов между словами. Строгий стиль палиндромического построения допускает некоторые вольности. Так, возможны несовпадения пробелов, прописных и заглавных букв и неразличение на письме "ё" и "е".

В палиндромах, написанных вольным стилем, допускаются неточности ракохода, переносы слов и однобуквенные строки. Могут опускаться знаки мягкости и твердости (Ъ, Ь), буквы "Й", "Щ" заменяться на "И", "Ш". Возможны удвоения букв. Существуют и звуковые палиндромы, в которых учитывается только произношение. В них не различаются "О" и "Ё" после шипящих, "О" и "А" под ударением и без. Таким является афоризм Григорьева Виктора Петровича: "Сам дошел и доведи лошадь масс". Бывают буквенно-цифровые палиндромы, в которых цифра "0" совпадает с буквой "О", "3" = "З", а "4" = "Ч".

Лексический коэффициент (ЛК)

Термин "лексический коэффициент" в применении к палиндромам ввел А. Д. Эрлих. Он является показателем новаторства и уникальности палиндромного образования. Коэффициент Эрлиха - это отношение общего количества букв в словесном построении к числу слов в нем. При подсчете не учитываются однобуквенные слова: предлоги "в", и "с", союзы "и", "а" и так далее. Таким образом, по своим эстетическим качествам палиндром В. Рыбинского (ЛК-5,6) "Водоход доходов неведом моде вен" выше, чем двустишье Павла Нагорских (ЛК-3,4) "Лит ум да лик и лад мутил // Мат, их носи и сон хитам…"

Невербальные палиндромы

В широком смысле палиндром может иметь и невербальную форму. Например, встречаются палиндромы-числа, которые с конца читаются так же, как и сначала. В математике существует операция "перевернуть и сложить", суть которой заключается в том, что складывая исходное десятичное число с его перевернутой копией вы можете получить палиндром: 56 + 65 = 121; 521 + 125 = 646. Палиндромы-числа обладают особой магией, разгадать которую стремятся некоторые ученые-математики.

"Перевертыши" наблюдаются биологами в структурах нуклеиновых кислот: общее число палиндромов в человеческом геноме достигает 1 млн. В музыке встречаются произведения, которые можно играть бесконечно. Примерами таких пьес являются "Путь мира" Мошельса, "Застольная мелодия для двоих" Амадея Моцарта. Сначала произведение играется в обычном порядке, затем ноты переворачиваются, но музыка от этого не меняется, и где верх, а где низ в нотной записи этой композиции определить невозможно. Палиндромические парадоксы привлекают людей самых разных отраслей знаний, и открытия в этой области всегда удивительны и непредсказуемы.

Палиндромы в истории

Палиндромы появились очень давно. Самый древний из сохранившихся перевертышей написан на латыни и датирован 4-м в. н. э. Это предложение Sator Arepo tenet opera rotas, что в переводе означает: "Сеятель Арепо с трудом держит колёса". Интересно, что записывалась эта фраза в квадратной форме:

  • S A T O R
    A R E P O
    T E N E T
    O P E R A
    R O T A S.

Древний палиндром читается четырьмя разными способами: по горизонтали и вертикали, направо и налево. Древние наделяли квадрат магическими свойствами. Считалось, что волшебные слова могут защитить от недугов и болезней, а также от злых духов. В Древнем Риме квадраты с этой загадочной фразой вырубались на стенах дворцов и храмов. В средние века палиндром изображался на стенах христианских церквей.

В древнем Китае также были образцы палиндромического стихосложения. Многие исследователи отмечают, что предложения-палиндромы наделялись заговорно-молитвенными свойствами, а затем использовались в качестве заклятий. Например, "оборачиваемую" фразу "УВЕДИ У ВОРА КОРОВУ И ДЕВУ" произносили для того, чтобы восторжествовала справедливость. Народные пословицы тоже иногда имели палиндромическое построение "Аки лев и та мати велика". палиндром употребляли скоморохи для привлечения зрителей во время своих выступлений: "На в лоб, болван!"

Русские палиндромы

Существует мнение, что в русском языке сложно создавать палиндромы. Мол, ничего интересного не получается. Однако если поискать, то и в родном языке найдутся слова-перевертыши, а иногда и целые предложения. Многим известны палиндромичные фамилии, имена, слова из текстов или речи, например: Анна, Тит, Нафан, Алла, Аза, Тот, Аникина, Анизина, Кутук, Водоходов, Нилин, Низин, Волов, Кувук, Волоколоколов, Анеена, Анина, Гог, Юю, Нитин, Нивин, Никин, Анисина, Анилёлина, Анилилина и так далее. Существует также множество простых слов и союзов: тут, или, доход, коток (кот), колок, шалаш, топот, довод, потоп, казак, кабак, кок, око, еле-еле, ещё-ещё и тому подобное. Таким образом, и в русском языке встречаются палиндромы. Примеры предложений и фраз:

  • Аргентина манит негра.
  • Около Миши молоко.
  • Умер, и мир ему.
  • Лезу на санузел.
  • У дуба буду.
  • Морда казака за кадром.
  • "Пустите!" - Летит супу миска Максиму. - "Пустите, летит суп!"

Палиндромы для детей

Фразы и слова, читаемые в обоих направлениях, обязательно заинтересуют ребят. Они обязательно оценят волшебство, которое таят в себе палиндромы. Примеры для детей:

  • На доме чемодан.
  • Он ест сено.
  • Лёша на полке клопа нашёл.
  • Коту тащат уток.
  • Ешь немытого ты меньше!

Можно поиграть с ребятами в игру "Придумай свои палиндромы". Это довольно просто. Попробуйте взять простое слово "Аз" и добавить к нему букву "А". Получится простое слово-палиндром "Аза". Потом добавить еще раз буквы "за" получится "Аза-за". Если бесчисленное количество раз повторять "-за" , то палиндром станет бесконечным "Аза-за, -за, -за...-за". Можно усложнить задачу. Например, можно обратить внимание на слово "Удав". Если прочитать наоборот получится "в Аду". Вот и родился палиндром: "Удав в Аду". Подобные занятия тренируют память, стимулируют области мозга, которые отвечают за распознавание букв и составление слов из них. У ребят развивается нестандартное мышление, которое очень пригодится им в жизни. Слова-перевертыши для детей - это знакомство с возможностями родного языка в игровой форме.

Современные эксперименты

Авторские палиндромы появились в XVII веке, во время возникновения силлабической поэзии. В русском языке до ХХ века наиболее известными являются палиндромы-фразы Романовича: "Я иду с мечем судия", "Я разуму уму заря". В ХХ веке различные эксперименты в области стихосложения привели к возникновению интересных палиндроматических форм. Русские поэты В. Брюсов и В. Хлебников старались привнести в палиндромы эстетическое начало. В середине прошлого века А. Вознесенский пытался соединить палиндромическую технику с визуальностью.

Современными палиндромистами являются Д. Авалиани, В. Гершуни, Б. Гольдштейн, А. Бубнов, Г. Лукомников. В последние годы поэты стремятся соединить в палиндромах элементы сращивания слов и зауми (отказ от элементов естественного языка), что придает текстам своеобразное интонирование (С. Бирюков, С. Сигей).

В разных языках по-разному изучают палиндромы. Создаются неологизмы, проводятся необычные по форме и содержанию эксперименты. Самое длинное употребляемов в повседневной речи слово - палиндром saippuakauppias, что в переводе с финского языка означает "продавец мыла". В нашей родной речи можно создавать оригинальные палиндромные построения - это занятие будет полезно и детям, и взрослым. Дерзайте, и у вас все получится!

Что такое палиндром?

В общем смысле это слово, читающееся одинаково с любой стороны ("прямоходом" - слева направо или "реверсом" - справа налево").

Данный термин имеет греческое происхождение и обозначает "движущийся обратно", "возвращающийся". Русский поэт-авангардист Велимир Хлебников (1885-1922) предложил называть палиндром "перевертнем", и даже написал в подобном ключе поэму "Разин", а также стихотворение "Перевертень", текст которого приводится ниже (необходимо отметить, что в случае написания палиндромами стихотворения, оно получает название "палиндромон").

Перевертень

Кони, топот, инок,
Но не речь, а черен он.
Идем, молод, долом меди.
Чин зван мечем навзничь.
Голод, чем меч долог?
Пал, а норов худ и дух ворона лап.
А что? Я лав? Воля отча!
Яд, яд, дядя!
Иди, иди!
Мороз в узел, лезу взором.
Солов зов, воз волос.
Колесо. Жалко поклаж. Оселок.
Сани, плот и воз, зов и толп и нас.
Горд дох, ход дрог.
И лежу. - Ужели?
Зол, гол лог лоз.
И к вам и трем с смерти мавки.

История палиндромов

Историки, изучающие палиндромы, утверждают, что первые из них появились в глубокой древности и даже несли оттенок магического, таинственного и сакрального. Народы различных стран мира придумывали собственные названия палиндромам, к примеру, в России 17 века они получили название "рачьи стихи", а их составление было очень популярным.

Составлять палиндром - занятие увлекательное и сложное, но в случае появления удачного произведения, не лишенного смысла, ему будет обеспечена долгая жизнь в народной памяти. Вспомним широко известный палиндром Афанасия Фета "А роза упала на лапу Азора", ставший особенно популярным после его использования А.Н. Толстым в сказке "Буратино".

Разновидностью палиндрома является "суперпалиндром", составленный в виде таблицы и читающийся одинаково в горизонтальном и вертикальном направлениях. Данный суперпалиндром получил название "магический квадрат", он написан по латыни в IV веке и дословно переводится так: "Сеятель Арепо с трудом держит колёса". В середине данного произведения можно увидеть перекрестие из слова "tenet", что значит "держит". Этому магическому квадрату приписывались свойства оберега, например, в Британии его записывали на ленту, которая оборачивалась на шею человека и должна была защитить от болезней.

Таким образом, палиндром имеет многовековую историю, его составление требует определенных тренировок и мастерства, а также в древности палиндромам приписывались магические, сверхъестественные свойства.

Ниже приводятся несколько примеров палиндромов, в том числе палиндромов, состоящих из фраз или отдельных слов.

Палиндромы фразы

А роза упала на лапу Азора (А.А. Фет)
Я иду с мечем, судия! (Г.Р. Державин)
Аргентина манит негра (авторство достоверно не установлено, иногда приписывается М.А. Булгакову)
Муза! Ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум (Д.Е. Авалиани, являющийся основоположником русского палиндрома)
Кит на море романтик
Лёша на полке клопа нашёл
И любит Сева вестибюли
Удавы рвали лавры в аду
А щи - пища?
Яд ем как мед я!
Иди, Сеня, не сиди!

Слова палиндромы

довод
доход
заказ
кабак
казак
комок
потоп
радар
шабаш
шалаш

Для начала мы хотели бы Вас пригласить на наш чемпионат:

Мы решили собирать коллекцию палиндромов.

Палиндром (от греч. «назад, снова» и греч. - «бег») - слово или текст, одинаково (или почти одинаково) читающиеся в обоих направлениях.
Отдельные палиндромические словосочетания и фразы известны с глубокой древности, когда им зачастую придавался магически-сакральный смысл (не лишена этого оттенка, например, фраза На в лоб, болван, использовавшаяся русскими скоморохами в качестве перформативного высказывания). Авторское творчество в области палиндрома начинается, по-видимому, в Средние века. В русской литературе достоверно известно об авторском палиндромном стихе Державина «Я и;ду съ ме;чемъ судия», затем об авторском палиндромном стихе Фета «А роза упала на лапу Азора». Первую попытку многострочного (и довольно длинного) стихотворного произведения в форме палиндрома предпринял Велимир Хлебников в поэме «Разин». Однако расцвета русский литературный палиндром (преимущественно стихотворный) достиг только в 1970-1990-е года в творчестве Николая Ладыгина, а затем Владимира Гершуни, Елены Кацюбы и Дмитрия Авалиани. В 1990-х годах началось в России и детальное литературоведческое и лингвистическое изучение палиндромии - прежде всего Александром Бубновым и Германом Лукомниковым. Теоретики и практики палиндрома выделили многочисленные пограничные с палиндромом формы: например, оборотень - текст, читающийся слева направо иначе, чем справа налево: «Мир удобен» (Сергей Федин). Среди более редких разновидностей палиндромических текстов следует назвать также слоговые, словесные и фразовые палиндромы, двуязычные палиндромы (в одну сторону текст читается на одном языке, в обратную - на другом) и т. п.. На русском языке наиболее длинным буквенным палиндромом на сегодняшний день является произведение Р. Адрианова «ЦЕН ОКНО», в которой свыше 6 000 букв.

Мы будем Вам благодарны, если Вы добавите свои палиндромы в нашу коллекцию.

Буду рада, если мои "забавы" понравятся! Могу добавить... :-)
С уважением – Наташа.